Развитие Волго-Вятского экономического района
 

Состав: Кировская и Нижегородская области, Республики Марий Эл, Мордовская и Чувашская. Площадь — 265,4 тыс. км2. Население — 8 млн. 300 тыс. чел.

Среди четырех экономических районов Центральной России Волго-Вятский район занимает второе место по площади и численности населения. Он расположен в бассейнах рек Волги и Вятки, на пересечении транспортных магистралей, связывающих Центр с Поволжьем. Уралом.

Природные условия и ресурсы

Район расположен в центре Восточно-Европейской равнины.

Равнинность его рельефа нарушают возвышенности: Приволжская, Камская, Северные Увалы. Климат умеренно континентальный. Район находится на стыке таежных лесов (в основном еловых и сосновых) на севере и смешанно-широколиственных на юге. Почвы — дерново-подзолистые на севере сменяются к югу серыми лесными, а затем — черноземами лесостепей. Особенно большие массивы лесов сохранились в Заволжье. Водные ресурсы района также велики.

Минеральные ресурсы района не очень большие. Здесь имеются запасы торфа, строительных материалов, фосфоритов.

Население

Средняя плотность населения —31 чел. на 1 км2, но территория заселена очень неравномерно.

Национальный состав района очень пестрый. Большинство населения составляют русские; кроме того, здесь проживают марийцы, мордва, чуваши, татары, удмурты. Наиболее древнее население бассейнов Вятки и Средней Волги — марийцы и мордва, появившиеся на этой территории еще в первом тысячелетии до нашей эры. Народы тюркской языковой группы (чуваши, татары) присоединились к ним в начале нашей эры. Колонизация же района славянскими народами (в основном русским) началась только в XIII в. с основанием Нижнего Новгорода.

Уровень урбанизации достаточно высокий - 70%, причем из восьмимиллионного населения два миллиона проживает в Нижнем Новгороде.

Хозяйство

К ведущим отраслям хозяйства, определяющим его специализацию, относятся науко- и трудоемкое машиностроение, отрасли лесохимического комплекса. Такая специализация сформировалась благодаря исторически сложившейся индустриальной базе Нижнего Новгорода, значительным трудовым ресурсам, большим запасам древесины и воды. Немалую роль сыграл и недостаток сырья и топливно-энергетических ресурсов, привозимых с Урала, Поволжья, из Сибири.

Машиностроение и металлообработка дают почти 1/2 всего объема промышленной продукции района. Представлены автомобиле- и судостроение, производство двигателей, радиотехнических изделий, приборов, инструментов, оборудования для химической и деревообрабатывающей промышленности. Крупнейшие центры — Нижний Новгород, Кировск. Чебоксары, Саранск. Большая часть металла поступает с Урала.

Химическая промышленность представлена предприятиями, вырабатывающими синтетические смолы, пластмассы, азотные удобрения, серную кислоту, а также крупным нефтеперерабатывающим заводом в г. Кстово. Основной центр химической промышленности — г. Дзержинск.

Лесная промышленность использует собственные богатые ресурсы. В районе заготавливается древесина (3/5 ее сосредоточено на севере Кировской области), выпускаются пиломатериалы, фанера, древесностружечные и древесноволокнистые плиты, построены крупные целлюлозно-бумажные комбинаты (ЦБК) на Волге. ЦБК в г. Балахна — крупнейший в России по производству газетной бумаги.

Сохранились и местные кустарные промыслы (хохломская и Городецкая роспись, дымковская игрушка).

Агропромышленный комплекс. Сельскохозяйственные угодья района занимают почти 2/5 территории района; здесь выращивают зерно, картофель, на юге — также и технические культуры (лен, коноплю, хмель, сахарную свеклу, табак). Разводят крупный рогатый скот, овец, свиней. Несмотря на значительный аграрный потенциал, район не обеспечивает себя полностью продовольствием.

Транспортная сеть. Самая главная транспортная магистраль — Волга. Через территорию района проходят железнодорожные и автомобильные дороги, соединяющие Центральную Россию и Сибирь.