Северо-Западный экономический район
 

Состав района: (4 субъекта федерации) — г. Санкт-Петербург, Ленинградская обл., Новгородская обл., Псковская обл.

Площадь — 196,5 тыс. км2, население — 7,8 млн чел. (5,4 % от РФ).

Условия развития хозяйства. Экономико-географическое положение района определяется, прежде всего, значением Санкт-Петербурга, как крупнейшего морского порта России на Балтийском побережье. ЭГП района изменилось после распада СССР. Псковская область, оказавшись пограничной, приобрела сразу трех зарубежных соседей. Таких субъектов федерации в стране только два (еще Республика Алтай).

Полезные ископаемые нерудные: очень крупное месторождение огнеупорных глин (Новгородская обл.), небольшие месторождения бокситов и фосфоритов (Ленинградская обл.). Район единственный в стране, где добывают горючие сланцы (Ленинградская обл.).

Население. Как и большинство районов Европейской части страны, Северо-Запад в последние 10 лет теряет свое население. Это происходит в основном за счет отрицательного естественного прироста, который достигает значительных величин в Псковской и Новгородской областях (-11 %о,-13 %о). В двух других субъектах федерации естественная убыль составляет 8-9 %. Такие низкие показатели не может перекрыть положительный механический приток населения.

Санкт-Петербург повышает долю городского населения до максимальных величин в стране (86,7 %), тогда как без него она близка к среднероссийской. Оставаясь вторым по численности населения городом страны (4628 тыс. чел.), он как бы оттягивает городской потенциал на себя. В зоне его влияния нет крупных городов.

Национальный состав населения однороден. Среди малых коренных финно-угорских народов следует выделить ижорцев и вепсов. На западе Псковской области проживают сету (православные эстонцы), которых иногда определяют как самостоятельный народ.

Хозяйство района можно охарактеризовать как производство наукоемкой и трудоемкой продукции, подготовка высококвалифицированных кадров, осуществление международных связей. Большое значение отраслей ВПК привело в период экономического кризиса к существенному спаду производства на многих предприятиях.

Промышленность. В связи с отсутствием собственных ресурсов роль обрабатывающей промышленности является определяющей. Ведущие позиции занимает машиностроение. Следует выделить два основных направления: отрасли, ориентированные на высококвалифицированные трудовые ресурсы (радиоэлектроника, приборостроение, электротехника), и отрасли, получившие развитие в процессе становления хозяйственного комплекса страны (судостроение, в том числе военное, вагоностроение, энергетическое машиностроение, в том числе атомное, станкостроение и другие подобные отрасли). Выделяются заводы, выплавляющие цветные металлы (Санкт-Петербург, Волхов, Пика-лево, Бокситогорск), нефтепереработка в г. Кириши. Предприятия по производству удобрений имеются в Великом Новгороде (азотные и комплексные) и Кингисеппе (фосфорные и сложные).

Район выделяется комплексным использованием лесного сырья. Здесь представлены все стадии цикла, причем на завершающие стадии приходится гораздо больше выпускаемой продукции, то есть сырье приходится завозить. В качестве необходимой отрасли следует выделить электроэнергетику, базирующуюся как на собственных ресурсах (Волховская ГЭС, Свирские ГЭС, Нарвская ГЭС, Сланцев-ская ГРЭС), так и на привозном сырье (Псковская, Лениградская, Киришская ГРЭС, Лениградская АЭС).

Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство и пищевая промышленность разнообразны и, в первую очередь, ориентированы на обеспечение городского населения продуктами питания. Сельское хозяйство специализируется на молочно-мясном скотоводстве, свиноводстве, птицеводстве, выращивании картофеля и овощей, в том числе в защищенном грунте. В последние годы в Новгородской области построено несколько крупнейших пищевых предприятий зарубежных фирм (Кэдбери, Дирол).

Транспорт. Транспортным фокусом всей территории является Санкт-Петербург. К нему сходятся все транспортные пути (автомобильные, железнодорожные, ЛЭП). Роль Санкт-Петербурга как портового комплекса очень велика, так как он переваливает значительное количество всех международных морских грузов России. Потеря многих портов после распада СССР требует дополнительного строительства причалов и новых портовых комплексов на побережье Финского залива (Выборг, Усть-Луга, бухта Батарейная). Предполагается продолжить нефтепровод из Киришей до нефтяного терминала на берегу.

Северо-Западный район, а в первую очередь Санкт-Петербург, — крупный туристический район страны.