Часть 1.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

   

Я. Козловский.

Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меду крынку,
Вдруг на мишку- вот напасть-
Осы вздумали напасть.

Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть.

Если осы лезли в пасть,
Жалили куда попало,
Им за это и попало.

 

Отметьте в  верное.

1. Эти стихи - каламбуры построены на столкновении

 синонимов

 омонимов

антонимов 

2. Разновидности омонимов в данном стихотворении:

 омоформы

 омофоны

 омографы

3. Заполните таблицу по образцу.

Омонимы

Части речи

0.

К рынку - крынку

Существительное с предлогом - существительное

1.    
2.    
3.    

 

Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания 4 -9.

Победив шведов, Пётр задумал прорубить окно в Европу.
- Пора, - сказал он, - на людей посмотреть и себя показать!
- Сановники светские и духовные принялись увещевать царя.
- Не богоугодное ты дело затеял! - говорили сановники духовные,- Окно - дело - грешное.
- Светские сановники подходили с дипломатической стороны и вещали:
- Окно, государь, вещь опасная. Прорубишь окно, а в него швед влезет.
- А мы его в шею! - смеялся Петр. - Он и уйдет.
- Уйдет швед, пролезет в окно немец.
- Немцу зачем в окно? Мы его и в дверь пускаем.
- Тогда немец из окна вылезет.
- Зачем же ему вылезать?
- Уж такая у немца привычка. Не пустишь в дверь, он в окно и вылезет. Характер такой.
Петр смеялся и продолжал прорубать окно. Петр прорубал, а сановники мирские и духовные приходили по ночам и заколачивали окно.Петр не унывал и настойчиво продолжал сбою работу. Когда работа была окончена и новый свет хлынул в прорубленное окно, сановники опьянели от ужаса и завопили:
- Горе нам! Горе нам!
И началась между ними и Петром тайная борьба. Сановники каждую ночь упорно затыкали подушками прорубленное окно в Европу. По утрам Петр вынимал подушки, а уличённых сановников ссылал и даже казнил. Ночью приходили новые сановники и приносили новые подушки. И до самой смерти Петра продолжалась эта тайная борьба.

Русскому народу так и не удалось при жизни Петра увидеть как следует Европу.

Всеобщая история, обработанная «САТИРИКОНОМ»

4. Отметьте в   верное.

Вид комического в тексте: 

 сатира 

 юмор

 ирония.

5. Выпишите из текста в таблицу устойчивые словосочетания(З) и поговорку(1).

Устойчивые словосочетания

Поговорка

1.

   

2.

 

3.

 

 

6. Для создания комической ситуации используется (какой основной прием?)

____________________________________________________________________

7. Выпишите из текста фразеологизм, который представляет основное тематическое поле.

______________________________________________________________________

Напишите, как вы понимаете это выражение.

______________________________________________________________________

8. Запишите 2 других варианта выделенного в тексте словосочетания

1.________________________________________________________________________

2.________________________________________________________________________

9. Заполните таблицу по образцу

Лексика

Примеры

0

церковно-славянская

богоугодное дело, мирские, духовное

 

устаревшая

 
 

нейтральная

 
 

разговорная

 
 

просторечная