ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА


"Счастье- это быть с природой, видеть ее, говорить с
ней"- так писал более ста лет назад Лев Николаевич Толстой.
Вот только природа во времена Толстого и даже гораздо позже,
когда детьми были наши бабушки и дедушки, окружала людей
совсем другая, чем та, среди которой мы живем сейчас. Реки
тогда спокойно несли в моря и океаны свою прозрачную воду,
леса стояли такие дремучие, что в их ветвях запутывались сказ-
ки, а в голубом небе ничто, кроме птичьих песен, не нарушало
тишину.
А совсем недавно мы поняли, что всего этого: чистых рек и
озер, дикого леса, нераспаханных степей, зверей и птиц- стано-
вится все меньше и меньше. Безумный 20 век принес человечеству
вместе с потоком открытий и множество проблем. Среди них очень
и очень важная- охрана окружающей среды.
Отдельным людям, занятым своей работой, порой трудно было
заметить, как беднеет природа, как трудно было когда-то дога-
даться, что Земля круглая. Но те, кто постоянно связан с при-
родой, люди, которые ее наблюдают и изучают- ученые, писатели,
работники заповедников, многие другие- обнаружили, что природа
нашей планеты быстро скудеет. И стали говорить, писать, сни-
мать фильмы об этом, чтобы задумались и забеспокоились все лю-
ди на Земле. Еще в детстве все мы читали И.Соколова-Микитова,
В.Бианки и других.
О взаимоотношениях между человеком и природой пишет с ду-
шевной болью Б.Васильев. Его роман "Не стреляйте в белых лебе-
дей"- произведение о современной жизни, главная тема которо-
го-извечный конфликт между силами добра и зла. Не только проб-
ным камнем становится отношение к природе. Она становится не
фоном, а словно бы действующим лицом, участвует в развитии сю-
жета.
Отношение к природе разделяет персонажей на два лагеря.
На тех, кто понимает и любит ее, и других, жадных, жестоких.
Вот Егор Полушкин- правдоискатель и поэт, теснейшими узами
связанный с родной почвой, неудачник и бедолага. Это потому,
что Егор живет по законам сердца и совести, воспринимая мир
через благополучие, трагедию края. Он страдает душой, замечая
на каждом шагу, как оторвался человек от природы, приближая ее
к людям. Но, как и лермонтовский герой, он становится предме-
том насмешек. Помните:
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Иное дела Федор Бурьянов, для которого природа не сущест-
вует сама по себе. Он лишь хочет взять у нее то, что можно,
выгадать для себя, а что останется другим людям, нашим потом-
кам, ему безразлично.
Нас так много стало на земле, столько на ней построено
городов, заводов, фабрик, столько земли распахано, что неволь-
но человек стал теснить природу, все больше и больше нарушая
ее законы. Сейчас уже люди стали сильнее природы, и перед их
ружьями, бульдозерами и экскаваторами она устоять не может.
Об этом творчество прекрасного писателя Валентина Распу-
тина. "Прощание с Матерой", другие его книги о том, что приро-
да, земля и человек и их взаимоотношения - проблема не обыч-
ная, а глубоко нравственная, затрагивающая само существование
людей как людей. Природа была и должна оставаться учителем че-
ловека и его нянькой, а не наоборот, как возомнили люди.
В этом сообщении мне бы хотелось остановиться на очень
своебразном произведении Распутина "Живи и помни". Писатель
показывает в повести начало весны, пробуждение природы и жиз-
ни. И на фоне такого состояния природы изображена воровская и
прячущаяся судьба Андрея Гуськова и его жены Настены. Андрей-
дезертир, сама природа в изображении автора собой ему укор. НО
судить его трудно, да писатель и не выносит своего приговора.
Однако у военного времени свои законы: его ждет безжалостный
трибунал. Гуськов попадает в робинзоновские условия, прячется
среди дикой природы. Между ним и его селом- Ангара, словно
черта между прошлой и настоящей жизнью. Только Настена наруша-
ет эту границу. Судьба бедной женщины трагична. Она бросается
в реку. Писателю удается лучше раскрыть нравственные страдания
героев через образы природы.
Ничто не может заменить нам живой, переменчивой природы,
значит, пора спохватиться, по-новому, гораздо бережнее, забот-
ливее, чем прежде, относиться к ней. Ведь мы сами тоже ее
частица, несмотря на то, что отгородились от нее каменными
стенами городов. И если природе становится плохо, непременно
будет плохо и нам.
Эта мысль присутствует в повести Г.Н.Троепольского "Белый
Бим Черное Ухо". Автор считает, что человек лишь тогда может
называться так, когда в основе его нравственности лежат под-
линно гуманистические идеи и начала. Истинная доброта не нуж-
дается в громких фразах. Она проста и скромна, неотделима от
других высоких свойств человеческой души. И писатель убеди-
тельно доказал это, показывая на пути Бима к хозяину и благо-
родных тем, кто живет по законам паразитизма.
И снова, как и в других произведениях, мерилом высоты че-
ловеческого духа становится любовь к природе.
История Белого Бима написана во имя и во спасение "брать-
ев меньших". Она также создана во спасение человеческой души,
во имя человечности. Такие книги учат нас видеть и понимать
природу, ценить красоту, любить. Ведь человек по-настоящему
бережет и защищает только то, что любит.
В предисловии к сочинениям Н.И.Сладкова мне очень понра-
вилось одно высказывание. "Мы с нетерпением ждем сигналов из
космоса, от далеких цивилизаций. И как-то не прислушиваемся к
сигналам, что непрерывно звучат у нас на земле,- позывные птиц
и зверей... Вслушайтесь в голоса живого!
Я проанализировала поэтический арсенал двух современных и
очень многими любимых поэтов. Их лирика порой очень различна
по своей направленности. Различаются и лирические образы. Глу-
боко индивидуальны и язык обоих писателей, их поэтические
пристрастия. Однако неизбежно мы приходим к мысли о том, что в
их творчестве немало и родственного. И, наверное, главное, что
их объединяет- это цель творчества, стремление проникнуть в
душу людей. Оба они считают, что "поэт в России- больше, чем
поэт". Оба стремятся пробуждать в сердцах людей добрые чувства
лирой. Это ведь свойственно нашей поэзии со времен Пушкина и
даже раньше.
Алексей Николаевич изобразил очень далекую от нас эпоху.
Кажется, не те уже времена, не те нравы, изменился сам облик
нашей страны. Но если повнимательнее вглядеться, то мы увидим,
как много общего между сегодняшним нашим переломом и тем вре-
менем, когда, по выражению поэта, Россия "мужала с гением Пет-
ра". Как много общего все же в характере нашего народа сохра-
нилось! И опять та же проклятая проблема: догнать Европу! И в
том, что писатель позволил нам вглядеться в самих себя в дру-
гой эпохе, огромная его заслуга.