ЧАСТЬ 1

Задание  1-2.  Прочитай текст. Расставь в нём знаки препинания и заполни пропуски.  

   Зам...чательный человек встретившийся мне в самом начале жизне....ого пути был Игнатий Дмитриевич Рождественский сибирский поэт. Он пр...подавал в нашей школе русский язык и литературу и поразил нас с первого взгляда чрезмерной близорукостью. Читая учитель приближал бумагу к лицу водил по ней носом и, ровно бы сам с собою разговар...вая, тыкал в пространство указат...льным пальцем: «Чудо! Дивно! Только русской поэзи... такое дано!»

   «Ну, такого малохольненького мы быстро сшамаем!» - решил мой разбойный пятый «Б» класс. Ан не тут...то было! На уроке русского языка учитель так раз...шёлся что проговорил о слове «яр» целый час и когда наступила перемена, изумленно поглядев на часы, махнул рукой Ладно диктант напиш...м завтра.

   Я хорошо запомнил что на том уроке в классе ни...кто не только не...баловался но и не шевелился. Меня поразило тогда, что за одним коротеньким словом может скрыват.,.ся настолько много смысла и значений, что все-то можно постич... с помощью слова и человек, знающий его и владеющий им, есть человек большой и богатый.

   Когда в 1953 году в Перми вышла первая книжка моих рассказов, я поставил первый в моей жизни автограф человеку, который привил мне уважение к Слову.

По В.П. Астафьеву

Задание 3. Определи, какое из данных заглавий отражает основную мысль текста (выделена в 3 абзаце). Отметь в

Замечательный человек

Чудесная сила слова □

Мой разбойный класс

 

Задание 4. Почему ребята назвали нового учителя «малохольненьким» («малохольный» - значит чудной, не от мира сего)?
__________________________________________________________________

Задание 5. Как и почему изменилось их мнение?
___________________________________________________________________

Задание 6. Докажи, что слово „перемена" - многозначное (достаточно двух значений).

Перемена -

1)__________________________________________________________
Например:___________________________________________________

2)___________________________________________________________
Например:___________________________________________________

 

Задание 7. Выпиши из первого предложения имена прилагательные. Качественные отметь Объясни, как ты рассуждал(-а).

____________________

качественное 

____________________

качественное 

____________________

качественное 

Прилагательное____________________________ относится к качественным, так как

1)____________________________________________________________

2)____________________________________________________________

Перечитай предложение, ответь на вопросы заданий 8-10.

     Меня поразило тогда, что за одним коротеньким словом может скрыват...ся настолько много смысла и значений,что все-то можно постич... с помощью слова и человек, знающий его и владеющий им, есть человек большой и богатый.

 

Задание 8. Какое словосочетание можно использовать в этом предложении вместо слов "настолько много"? Отметь в  

 так много  столько много

Задание 9. Верно ли утверждение, что

1) все три придаточных относятся к главной части (параллельное подчинение);

  да

  нет

2) все они относятся к одному и тому же виду придаточных предложений.

  да

  нет

Задание 10. Отметь в  какая схема отражает структуру данного предложения.

 

 

Задание 11. Придумай и запиши диалог ребят после описанного урока (3~4 реплики). Какой стиль речи уместно использовать в данном случае?

Прочитай текст. Выполни задания 12-16.

Мы молимся и проклинаем Словом. И нет границ жизни Слову, нет меры для его могущества. Словами создан и держится мир. Слова называют всё сущее во Вселенной. Благодаря Слову сдвигаются с места миллионы людей, подвигаются к жертве и к победе народы. Слово победило мир.

По А. Ф. Лосеву

Задание 12. Определи, какими членами предложения является слово мир в третьем и в последнем предложениях? Подчеркни их в тексте как члены предложения.

Задание 13. Подбери синоним к слову «мир» (из данного текста).
_______________

У слова «мир» есть омоним. Раскрой его значение.
Мир -________________________________________________________

Задание 14. Впиши в таблицу все формы существительного «Слово» из данного текста. Определи их падеж.

Формы сущ. «Слово»

Падеж

Формы сущ. «Слово»

Падеж

1.

   

4.

   

2.

   

5.

   

3.

   

6.

 

 

Задание 15. Напиши, к какой части речи относится слово «благодаря (Слову)» в данном тексте.
_________________________________________________________________
Напиши предложение, в котором это же слово будет относиться к другой части речи. Подчеркни его как член предложения, запиши, к какой части речи оно относится.
Предложение____________________________________________________________
Часть речи________________________________________________________

Задание 16. Почему, по-твоему, нарицательное существительное «Слово» написано автором с большой буквы?

ЧАСТЬ 2

Задание 1. Вспомни русских писателей - авторов юмористических (и сатирических) произведений. Заполни таблицу.

Автор (-ы)

Название произведения

Жанр

Н.В. Гоголь

 

комедия

А.П. Чехов

"Хамелеон"

 

     
     

 

Прочитай иронические рекомендации Ю. Копысова для тех, кто собирается писать об осени. Выполни задания 2-6.

Как писать об осени

Об осени? Чего же проще...
Взял жёлтый лист, рассвет туманный,
Подбросил дождик непрестанный,
Унылый клён в промокшей роще.

Потом, чтоб умным сделать стих,
Небрежно сделай обобщенье,
У жизни попроси прощенья
И сам всю эту жизнь прости.

А дальше боль своей души
О пролетевшем лете вывел.
Всё в сером свете, потоскливей...
Гляди в окошко и пиши.

Готово! Только за окном
Чей смех звенит там, словно льдинка?
А это первая снежинка
Смеётся над твоим стихом.

 

Задание 2. Из выделенных в тексте определений подчеркни те, которые являются эпитетами. Раскрой поэтический смысл одного из них.

__________________________________________________________________________

Задание 3. Подчеркни те сочетания, в которых использована инверсия (обратный порядок слое).

Жёлтый лист; рассвет туманный; дождик непрестанный; унылый клён; в промокшей роще.

Задание 4. Отметь в   верное (-ые) утверждение (-я).

Стих - это одна строка в стихотворении.

Стих - это четыре строки (четверостишие).

Стихи - это ритмически организованное художественное произведение.

Задание 5 Какие художественные приёмы использованы в последнем четверостишии? Отметь в

метафоры

сравнение   

гиперболы

Задание 6. Как ты понимаешь выражения «осеннее настроение» и «весеннее настроение»?

_______________________________________________________________________

Задание 7. Прочитай «портрет» солнца, который можно назвать юмористическим.

Весна идет!.. Солнце, все ещё постукивая зубами от холоду, улыбается иногда кисло-сладкою улыбкою и снова прячется за тучи, как во фланелевую фуфайку.

Д.Д. Минаев

Прием «обманутого ожидания» - одно из средств создания комического эффекта. Почему ожидание читателя оказывается «обманутым»?

________________________________________________________________________

Задание 8. Прочитай высказывание критика Н. Шер о своеобразии гоголевской «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Выполни задания 8-11.

Что это - весёлый анекдот? Но Гоголь дочитывает последнюю страницу, и весёлый анекдот становится грустной повестью о нелепой и смешной ссоре двух Иванов, о бесполезно прожитой жизни...

В каком значении использовано слово анекдот в данной статье?

случай, происшествие (XIX- нач. XX в.) 

жанр литературы

 

Задание 9  задания 9-11 отсутствуют. Вероятно текст для анализа в заданиях 12-17 частично! соответствует варианту из российского экзамена для 9 классов.

Задание10
Задание11

Задание 12. Какие роли «сыграл» Ф. Шаляпин в ожидании хозяина?

1)____________________________________________________________

2)_____________________________________________________________

Задание 13. Опиши характеры «сыгранных» Ф. Шаляпиным персонажей

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

Задание 14. Какие слова (выражения) создают образ Ф. Шаляпина до встречи с Буськой и во время неё? Заполни таблицу по образцу.

Шаляпин до встречи с Буськой

 

Шаляпин и Буська

«заполнял собою все пространство распахнутой двери»

поза

«очутился на четвереньках»

 

голос

 

 

как двигался

 

 

лицо

 

Задание 15. Каким, на твой взгляд, должен быть человек, способный так «разыграть» Буську?

___________________________________________

Задание 16. Перед нами великий АРТИСТ, мастер перевоплощений. Какую роль в создании этого образа играют выражения: „внезапно...", „в какую-то долю секунды...", „как за минуту до этого..." ?

______________________________________________

Задание 17. Какой приём использовал автор в своей юмористической зарисовке? Отметь в

приём контраста

сарказм

олицетворение

 

Ф. И. Шаляпин работает над своим скульптурным портретом.1919 г.

 

ЧАСТЬ 3

Создай свой текст на тему «Самая смешная книга (произведение, история, ситуация и т. д.)», используя предложенный эпиграф, (до 200 слов)

 

Ни в чём не проявляется так характер людей, как в том, что они находят смешным. И. Гёте.