Часть 1.

Задание 1. Запишите исправленные варианты.

Словосочетания

 

Правильный вариант

Внутри него

 

По обоим сторонам

 

Не ложи локти на стол

 

позво'нит подруге

 

Вихляющая/ся походка

 

Сахар вперемежку с песком

 

Повторить последних два слова

 

На некошенном лугу

 

Лиричный герой стихотворения

 

До двухста нехватает десять

 

Конкурс под патронажем президента

 

Благие намере'ния

 

Оскорбительный ему тон

 

Купить втридо'рога

 

Полный невежа в математике

 

 

Задание 2. Заполните пропуски в таблице

Автор

Название произведения

Персонаж 

Жанр

Цитата

     

комедия

«...собрать бы книги все да сжечь...»

А. Пушкин

 

 

роман в стихах

 

Н. Гоголь   

«Ревизор» 

     

М. Лермонтов

   

поэма

 

И.С.Тургенев

     

«Природа не храм, а мастерская...»

Ф. Достоевский

   

роман

 
     

драма

«Человек-вот правда...»

А.Чехов

       
     

литературная сказка

 

М. Салтыков-Щедрин

       

Е. Замятин

       

А. Блок

   

поэма

 

М. Булгаков

       

В. Набоков

       

А. Ахматова

       

Часть 2.

1. Отметьте в правильные варианты. Интервью - это общение

межличностное

массовое

контактное

устное

диалогическое

монологическое

Прочитайте ответы В.В.Набокова на вопросы журналиста. Сформулируйте и запишите вопросы, которые могли быть заданы журналистом.
Используйте в них средства установления и поддержания контакта с собеседником (не менее 4).

2.______________________________________________________________
3._______________________________________________________________
У художника нет обязательств перед читателем. В том случае, если между ними нет контакта, либо виноват читатель, либо творчество писателя настолько бездарно, что он не имеет права называться художником.

4.__________________________________________________________________
Художник продолжает жить, преодолевая время и пространство. На меня не повлияло ни мое окружение, ни время, ни общество. Как и на всякого настоящего писателя.

5.____________________________________________________________________
6.____________________________________________________________________
7._____________________________________________________________________
Стиль в литературе должен быть прежде всего ясным, даже когда говорится о чем-то непонятном; он должен стать неповторимым выражением того, что чувствует художник... Для писателя он должен быть предметом постоянного поиска...... Я работаю трудно, работаю долго над словом... Если читателю, в свою очередь, приходится потрудиться - еще лучше. Искусство дается трудно.

8.______________________________________________________________________
9.______________________________________________________________________
Что же касается влияния, оказанного на меня кем-то из писателей, могу сказать, что никто конкретно - ни живой, ни мертвый - на меня влияния не оказал, я никогда не примыкал ни к какому направлению. На самом деле я не принадлежу ни одному континенту. Я курсирующий над Атлантикой челнок; до чего синее там небо, мое собственное небо, вдали от классификаций и безмозглых простаков!

10._____________________________________________________________________
...Прежде я писал на своем родном языке и был по-настоящему известным писателем эмиграции. Переселение из роскошного русского дворца в тесную квартирку моего английского напоминало переход из одного темного здания к другому - в беззвездную ночь, во время забастовки факельщиков и изготовителей свечей.

11.______________________________________________________________________
Мои романы и рассказы .... не предназначены для развлечения читателя. Некоторые мои сюжеты и миры связаны воедино одним лишь волшебством.

Часть 3.

Задание 1.

Прочитайте фрагмент из статьи В. Набокова.

1

Это он - умный, гениальный читатель - вновь и вновь спасает

2

художника от гибельной власти императоров, диктаторов, священников,

3

пуритан, обывателей, политических моралистов, полицейских...

4

Позвольте мне набросать портрет этого прекрасного читателя. Он не

5

принадлежит ни к одной определенной нации или классу. Его душой не

6

может распоряжаться ни один общественный надзиратель или клуб

7

библиофилов.

8

Чуткий, заслуживающий восхищения читатель отождествляет себя в

9

книге с тем, кто задумал и сочинил ее. Настоящий читатель не ищет

10

сведений о России в русском романе, понимая, что Россия Толстого или

11

Чехова - это не усредненная историческая Россия, но особый мир,

12

созданный воображением гения... Ему нравится книга не потому, что она

13

помогает ему обрести «связи с обществом», а потому, что он впитывает и

14

воспринимает каждую деталь текста, восхищается тем, чем хотел поразить

15

его автор, сияет от изумительных образов, созданных сочинителем,

16

художником, кудесником, магом.

17

Воистину лучший герой, которого создает великий художник, - это

18

читатель.

1. Сформулируйте и запишите тему статьи.

2. Подчеркните предложение, в котором выражена главная мысль текста.

3.Определите стиль текста. Аргументируйте свой выбор.

Стиль_____________________________________________________________________

Аргументация______________________________________________________________

4-6. Соотнесите название стилистического приёма и его определение (запишите цифру . Одно определение - лишнее!). Найдите в тексте (стр. 2) эти приёмы и запишите в таблице № соответствующей строки.

Стилистический приём

 № строки

Определение

   

  Оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются разные понятия.

1.  Градация

__________

Фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее слово содержит усиливающее значение.

2.  Параллелизм

__________

Нарушение правильного порядка слов.

3. Антитеза

__________

Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Задание 2. Прочитайте стихотворение В. В. Набокова и выполните задания.

Слышишь иволгу в сердце моем шелестящем?
Голубою весной облака я люблю,
Райский сахар на блюдце блестящем;
И люблю я, как льются под осень дожди,
И под пестрыми кленами пеструю слякоть.
Есть такие закаты, что хочется плакать,
А иному шепнешь: подожди.
Если ветер ты любишь и ветки сырые,
Божьи звезды и Божьих зверьков,
Если видишь при сладостном слове "Россия"
Только даль и дожди золотые, косые
И в колосьях лазурь васильков,-
Я тебя полюблю, как люблю я могучий,
Пышный шорох лесов, и закаты, и тучи,
И мохнатых цветных червяков;
Полюблю я тебя оттого, что заметишь
Все пылинки в луче бытия,
Скажешь солнцу: спасибо, что светишь.
Вот вся вера моя.

1922 г.

1. Отметьте «X» правильный вариант и аргументируйте свой выбор.

Стихотворение представляет собой

внутренний монолог    монолог      диалог лирического героя.

2. Выпишите из стихотворения слова и словосочетания, которые помогают читателю зрительно представить картину, «нарисованную» лирическим героем (не менее 4).
См. образец:
пестрая слякоть под пёстрыми кленами.
_________________________________________________

3. В стихотворении чаще всего повторяется звук _________Такой прием называется____________________. При помощи этого приема создается_______________________

4. Выпишите ключевое слово в его разных грамматических формах. Определите грамматические значения.
__________________________________________________________________________

Форма ключевого слова

Грамматические значения (вид, время, лицо)

   
   
   

5. Допишите тематические поля.

Лирический герой_____________________________________________________

Читатель_____________________________________________________________

6. Допишите предложение.

Текст состоит из (каких?)____________________________________предложений.

7. Как связана длина и построение предложений с содержанием стихотворения?

8. Отметьте в наиболее подходящий эпиграф к прочитанным текстам.

«Высшее наслаждение писателя превратить читателя в зрителя.» В.Набоков.

«Книга, как врата мира...»  Стефан Цвейг .

« Как читать книгу.» Иосиф Бродский

«... настоящий читатель, одолеваемый бесчисленными именами и направлениями (чем меньше ценность, тем ярче вывеска), отчаявшись, совсем перестает читать.»М.Цветаева

 

Часть 4.

Выберите один из эпиграфов в качестве заглавия для создания своего текста-рассуждения (до 200 слов).

Заглавие _________________________________________________________________