Часть1

Прочитайте текст и выполните задание

1.  Область рифм - моя стихия, и легко пишу стихи я;
Без раздумья, без отсрочки я бегу к строке от строчки.
Даже к финским скалам бурым обращаюсь с каламбуром.

 

2. В полях, не кошенных косой,
Все утро дождик шел косой.
Дочь грома - капля-егоза
Летела с круч, закрыв глаза,
Скользнув с небесного стекла.
3. В полуденный зной на Сене
Я искал напрасно сени,
Вспомнив Волгу, где, на сене
Лежа, слушал песню Сени:
«Ах, вы, сени, мои сени.»
 

Дм. Минаев

1. Заполните таблицу по образцу 0.

Омонимы

Начальная форма слова

Часть речи

0.

(без) отсрочки - от строчки

Отсрочка -строчка

существ. - существ.

1.

     

2.

     

3.

   

 

4.

     

Прочитайте текст и выполните задания 2-5.

Саша Черный

Новейший самоучитель рекламы для г. г. начинающих и «молодых».

I

         В наше зоологическое время только одно искусство высоко держит свое знамя и неустанно опрокидывает на головы вялых современников собрание сочинений за собранием, альманах за альманахом. Невероятное количество прозаиков пишет почти как Толстой.
      Число книг с каждым днем всe возрастает, ибо авторов все больше, читателей же все меньше.Как быть? Как выделиться из массы?
      Как схватить за волосы читательское равнодушие и, не давая читателю прийти в себя, заставить его если не прочесть, то хоть купить книгу?
      Как навязать свое имя толпе, чтобы оно, как «тарарабумбия», преследовало его и а бане, и во сне, и в самые тихие минуты бытия? Все эти вопросы и составляют область сложной науки, которая называется рекламой и является, как известно из объявлений, «главным двигателем торговли».

II

       Обложка -душа книги. Если прохожий заметит в книжной витрине на'другой стороне улицы пятно цвета раздавленного попугая и неудержимо потянется к нему, - значит,обложка удовлетворительная.
      В каждой книжке, независимо от ее размера, необходимо прилагать свой портрет. Если лицо недостаточно умно и выразительно, следует придавать своим чертам ту общую неопределенную напряженность, которая легко может сойти за работу мысли и чувства.
      Посвящать книги лучше не ближайшим родственникам, а лицам, значение которых в искусстве более или менее установилось: «Светлой памяти Гомера», «А.Пушкину».Можно посвятить и стихиям. На титульном листе полезно напечатать какой-нибудь эпиграф на санскритском языке или древнебретонском наречии.
       Могучим средством для захвата поля зрения читающей публики являются выступления на литературных вечерах и чтение так называемых лекций. Нищета содержания и органические недостатки речи (пришепётование, шепелявость, заикание и проч.) не должны служить препятствием, т.к. бородавки автора, его манеры, костюм и заикание часто интересуют публику больше чем то, что он читает.

 

2. К какому функциональному стилю относится данный текст?
Отметьте "X" в верное.

Разговорный.

Книжный (научный, официально-деловой, публицистический).

 

3. Выпишите из первой части текста видоизменённые устойчивые словосочетания, поясните их значение (по 0 образцу).

Устойчивые словосочетания

Их значение

0.

Высоко держит свое знамя.

Соответствует самым высоким требованиям.

1.

 

 

2.

   

4. Исправьте "ошибки", допущенные автором в результате лексического видоизменения фразеологизмов. С какой целью автор видоизменяет фразеологизмы?

____________________________________________________________________

5. Объясните авторский афоризм: «Обложка - душа книги» (до 80 слов).

_____________________________________________________________________

 

Прочитайте стихотворение К. Бальмонта. Выполните задания 6-15.

Чёлн томления

1. Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.

3. Мчится взморьем, мчится морем,
Отдаваясь воле волн.
Месяц матовый взирает,
Месяц горькой грусти полн.

2. Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог,
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог.

4. Умер вечер. Ночь чернеет.
Ропщет море. Мрак растет.
Челн томленья тьмой охвачен.
Буря воет а бездне вод.

 

К. Бальмонт в книге «Поэзия как волшебство» писал: «Вслушиваясь долго и пристально в разные зауки, всматриваясь любовно в отдельные буквы... я строю из звуков, слогов, слов родной своей речи заветную часовню, где все исполнено углубленного смысла и проникновения... Торжествующее пространство есть - О -Поле, Море, Простор. Все огромное определяется через О... У - вскрик ужаса, И - тонкая линия. Крик, свист, визг...»

 

б. Охарактеризуйте звуки, обозначенные подчеркнутыми в тексте буквами, запишите название этого приёма. Какие мысли и чувства выразил автор с их помощью?

___________________________________________________________________________

7. Отметьте в  верное.

Текст стихотворения К. Бальмонта представляет собой

рассуждение,

повествование,

описание,

повествование с элементами описания.

8. Допишите.

В первой и четвёртой строфах преобладают.....................и....................предложения.

Вторая строфа преставляет собой......................................................................................

 

!!!!!! Листы с текстом и заданиями 9-13 пропущены!!!!!!!!!

 

14. Дайте свою интерпретацию этой идеи (2-3 предложения).

15. Определите место лирического героя в художественном пространстве стихотворения.