Словообразовательный анализ ( разбор) имеет целью определение способа образования слова. Он проводится в следующем порядке.


  1. У анализируемого слова определяется тип основы (производная или непроизводная). Если основа непроизводная, например, лес, река, словообразовательный разбор произвести невозможно.

  2. К анализируемому слову подбирается производящее слово (сочетание слов), т. е. то, от которого данное слово образовано. Производящее слово должно быть родственным анализируемому слову, обычно проще его, самым близким по структуре и лексическому значению. Следует помнить, что от выбора производящего слова в конечном итоге зависит правильное решение данной проблемы.
          Обычно слова в русском языке имеют одно производящее слово (спортсмен < спорт, во-первых < первый и т. п.). Однако есть случаи, когда одно и то же слово может иметь разные производящие и, следовательно, образовываться различными способами, например: невесело < весело (приставочный способ образования) и невесело < невеселый (суффиксальный способ образования), перевоспитание < перевоспитать (суффиксальный способ образования) и перевоспитание < воспитание (приставочный способ образования).

  3. Устанавливается, что является производящей базой: основа слова, целое слово, части нескольких слов, несколько слов, например, весенний - весна, невесело - весело, собкор - собственный корреспондент, диван-кровать - диван, кровать.

  4. Выделяются части слов, при помощи которых образовано новое слово: подберезовик < под березой.

  5. Определяется способ образования слова.

      Указанная схема проведения словообразовательного разбора свое реальное выражение находит в графической модели, хорошо известной учащимся по школьному учебнику:
      канатоходец < ходить (по) канату (сложение основ с одновременным прибавлением суффикса);
      лесник < лесной (суффиксальный);
      переход < переходить (бессуффиксный);
      выходной < выходной (день) - (переход из одной части речи в другую).

      Словообразовательный анализ предполагает выяснение способа образования нового слова. Его необходимо отграничивать от формообразовательного разбора. Различие между новым словом и формой слова заключается в том, что с новым словом всегда связано новое лексическое значение, форма же слова по значению не отличается от исходного слова. Например, от прилагательного грубый при помощи суффикса образовано слово грубость, у которого иное значение, к тому же оно относится к другой части речи. От того же прилагательного при помощи суффикса образована форма сравнительной степени грубее, не отличающаяся от исходного слова лексическим значением.
      В некоторых случаях при словообразовательном разборе бывает удобно проводить его в два этапа. Например:
      расцветший
     1) расцветший < расцвести (формообразование). Причастие расцветший образовано от неопределенной формы глагола расцвести.
     2) расцвести < цвести (приставочный). Глагол расцвести образован от глагола цвести приставочным способом.

Пример
Словообразовательный разбор отобранного
1) отобранного <- отобрать (ступень формообразования);
2) отобрать <- брать.
Глагол отобрать образован от глагола брать приставочным способом.

обижает <- обидеть
Глагол обижает образован от глагола обидеть суффиксальным способом. В качестве средства образования данного слова выступает и чередование согласных д//ж.


Использованы материалы книги: Коньков В.И., Старовойтова О.А. Устный экзамен по русскому языку:
Учебное пособие по русскому языку для поступающих в вузы.- СПб.: СПбГУ.-2001.