ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, РОССИИ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Территория и административное устройство Российской империи. В начале XX в. закончилось территориальное оформление Российской империи. В ее состав помимо Великороссии входили Прибалтика, Украина, Белоруссия, часть Польши, Финляндия, Бессарабия, Северный Кавказ и Закавказье, Казахстан и Средняя Азия. В вассальной зависимости находились Бухарский эмират и Хивинское ханство. В 1914 г. под протекторат России был принят Урянхайский край (Тува). По своим размерам - более 22 млн. кв. км (16,8% обитаемой суши) - она занимала второе место в мире, уступая только Британской империи.

Население. В 1897 г. была проведена перепись населения. Она зафиксировала, что на территории империи проживало 128,2 млн. человек. По численности населения Россия занимала третье место после Британской империи и Китая. При этом в стране насчитывалось свыше 100 народов; из них нерусские народы составляли 57% населения.

Управление. Государственные символы. Российская империя была наследственной монархией. "Самодержец всероссийский" обладал высшей законодательной, исполнительной и судебной властью, был верховным руководителем вооруженных сил, все жители России являлись его подданными. Гербом государства был двуглавый орел с царскими регалиями. Флаг представлял собой полотнище с белой, синей и красной горизонтальными полосами. Государственный гимн начинался словами: "Боже, царя храни".

Местное управление осуществляли губернаторы и генерал-губернаторы, считавшиеся представителями и наместниками императора на местах и непосредственно подчинявшиеся Министерству внутренних дел. Почти в половине губерний, а также в городах существовали местные органы самоуправления - земские собрания и городские думы. Круг их полномочий был ограничен, деятельность контролировалась губернаторами.

Социальная структура. В начале XX в. в государственных документах все подданные Российской империи делились на четыре сословия ("состояния"): дворянство, духовенство, городские обыватели (почетные граждане, гильдейское купечество, мещане и посадские, ремесленники или цеховые) и сельские обыватели (то есть крестьяне). Местное (нехристианское) население Казахстана, Сибири и ряда других районов выделялось в самостоятельное "состояние" и называлось инородцами. Эта категория управлялась по особому закону.

В реальной жизни происходило размывание сословных перегородок, и население все более четко разделялось по классовому, т.е. экономическому, признаку. При этом особенностью России являлось одновременное существование основных классов как традиционного (феодального) общества - помещиков и крестьян, так и капиталистического - буржуазии и пролетариата. Вместе с тем внутри самих классов происходили процессы расслоения, размывания, множество людей находилось в промежуточном, пограничном состоянии между различными классами. Культурный и образовательный уровень населения. Свыше 80% населения России проживало в сельской местности. В то же время наблюдался значительный рост городов. При этом треть городских жителей сосредоточивалась в крупных центрах. В столице империи Петербурге насчитывалось более 2 млн. человек, чуть меньше - в Москве.

Начало XX в. характеризовалось вступлением России в стадию постепенного перехода к индустриальному обществу, то есть обществу, в котором завершен процесс создания крупной, технически развитой промышленности и соответствующих ей социальных и политических отношений. Процесс перехода к индустриальному обществу принято называть модернизацией. Подобный период развития прошли все ведущие державы. Однако российская модернизация имела свои особенности.

Так как Россия значительно позже, нежели ведущие державы мира, вступила на путь капиталистического развития, то для того, чтобы не отстать от них, необходимо было совершить переход к индустриальному обществу в более короткие сроки. Поэтому российская модернизация привела к напряжению всех сил страны. Она проходила под контролем власти, захватила не все сферы экономики, а только те, которые способствовали укреплению могущества державы. В связи с особой ролью государства в деле экономической модернизации страны большой проблемой для России стала модернизация ее политического строя и социальных отношений.

На рубеже XIX-XX вв. капитализм вступил в новую, монополистическую стадию. Образовывались мощные производственные и финансовые объединения (промышленные монополии и финансовые союзы). Постепенно происходило сращивание промышленного и финансового капитала, складывались промьшленно-финансовые группы. Они заняли господствующее положение в экономике - регулировали уровень производства, диктовали цены и объем продаж, делили мир на сферы влияния. Их интересам все более подчинялась внутренняя и внешняя политика капиталистических государств. Система монополистического капитализма, изменяясь и приспосабливаясь к новым историческим реалиям, сохранялась на протяжении всего XX в.

Процесс формирования монополистического капитализма был характерен и для России. Он затронул ее экономическую, социальную и политическую жизнь. Наряду с общими закономерностями и тенденциями в каждой стране имелись свои особенности монополистического капитализма. В России они проявлялись наиболее сильно. Это было обусловлено рядом факторов. Во-первых, исторических - она перешла к капитализму позднее многих стран Европы. Во-вторых, экономико-географических - необъятная территория с различными природными условиями и ее неравномерным освоением. В-третьих, социально-политических - сохранение самодержавия, помещичьего землевладения, сословного неравноправия, политического бесправия широких народных масс.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ

Промышленный подъем 1893-1900 годов. Индустриальное общество характеризуется преобладанием промышленного производства над сельским хозяйством. И хотя Россия оставалась сельскохозяйственной страной, ее промышленность в конце XIX - начале XX в. переживала бурный подъем. Толчком к росту производства стало усиленное железнодорожное строительство, которое возобновилось в 1893 г. после нескольких лет относительного затишья. Сеть железных дорог увеличивалась в 1895-1899 гг. в среднем более чем на 3 тыс. км в год, в следующие пять лет - более чем на 2 тыс. км. Расширение сети железных дорог стимулировало рост продукции тяжелого машиностроения, увеличение производства металлургической, лесной и других отраслей. Особенно быстрыми темпами развивались сферы народного хозяйства, связанные с новыми видами топлива - углем и нефтью, добыча которых в 1893-1900 гг. возросла в 3 раза. Выпуск продукции тяжелой промышленности увеличился за это время в 2,3 раза. Российская промышленность имела самые высокие в мире темпы прироста - до 8,1% в год.

Несмотря на высокие темпы развития промышленного производства (количественные показатели), Россия значительно отставала от мировых держав по качественным показателям: производству промышленной продукции на душу населения, производительности труда, технической оснащенности предприятий. По уровню социально-экономического развития она являлась среднеразвитой аграрно-индустриальной страной. Причем наряду с частнокапиталистическим укладом и новейшим капиталистическим производством значительное место в ее экономике занимали мелкотоварное и даже натуральное хозяйство. Россия начала XX в. являлась страной с многоукладной экономикой.

Иностранный капитал. В конце XIX - начале XX в. власти создали благоприятные условия для привлечения в страну иностранного капитала. В 1897 г. по инициативе министра финансов С. Ю. Витте была проведена денежная реформа, которая ввела золотое обеспечение рубля, его свободную конвертируемость. Иностранные инвестиции в российскую экономику составляли почти 40% всех капиталовложений.

Российский монополистический капитализм. В 1900-1903 гг. европейские страны потряс мощный экономический кризис. Он затронул и Россию. Обострив до предела конкурентную борьбу, кризис вызвал гибель множества предприятий, слабых в финансовом, организационном или техническом оснащении. За три года закрылось свыше трех тысяч предприятий, на которых было занято 112 тыс. рабочих. Значительно сократилось железнодорожное строительство. Ответом капиталистической экономики на кризис, обусловленный свободной конкуренцией, стало усиление процесса концентрации производства и создание монополий. Их учредители договаривались об условиях продажи товаров, сроках платежей, определяли количество производимых продуктов, устанавливали цены, делили между собой рынки сбыта и сырья, распределяли между предприятиями доходы и прибыль. Преобладающей формой монополистических объединений в России были синдикаты.

Изменения в социальной сфере. Новые явления в российской экономике привели к изменениям в социальной сфере. Все больший экономической вес набирала так называемая "новая", или "петербургская" буржуазия, связанная с передовыми отраслями промышленности. Она формировалась из числа государственных чиновников, директоров и членов правления акционерных обществ и банков, не имевших ранее значительных личных капиталов. Прочные позиции удерживала и так называемая "московская" буржуазия, имевшая купеческие, нередко старообрядческие корни. "Старорусские" кланы обладали многомиллионными состояниями. Но они не спешили вкладывать свои капиталы в новые отрасли промышленности, отдавая предпочтение традиционному хлопчатобумажному производству. Несмотря на рост экономического могущества буржуазии, политическая власть оставалась в руках старой элиты - помещиков-дворян.

Курс на индустриализацию привел к увеличению численности пролетариата. К началу века в России имелось примерно 13 млн. наемных рабочих. Среди них 2,8 млн. составляли потомственные пролетарии, остальные относились к пролетариям первого поколения. Среди потомственных рабочих был высок процент грамотных. Они утратили связь с деревней и являлись носителями городской культуры и образа жизни.

Сельское хозяйство. В середине 90-х годов XIX в. в стране начался подъем сельскохозяйственного производства. К началу XX в. Россия занимала первое место в мире по объему сельскохозяйственной продукции. На ее долю приходилось 50% мирового сбора ржи, около 20% - пшеницы и 25% мирового экспорта зерна. Быстрыми темпами увеличивалось производство сахарной свеклы, льна, технических культур. Росли поголовье и продуктивность скота. Однако прирост продукции приходился лишь на незначительную часть зажиточных крестьянских хозяйств и помещичьих имений. В деревне преобладали в основном полусередняцкие и бедняцкие семьи, не производившие товарной продукции. Ситуация с помещичьими хозяйствами тоже была неоднозначной. Часть из них приобретала характер крупного капиталистического производства с применением новейших машин, агротехнических приемов и наемного труда. Однако большинство мелких помещиков вели свое хозяйство по старинке, сдавая землю в аренду на условиях отработки с применением примитивного крестьянского инвентаря. Ситуацию в деревне осложняли также еще два взаимосвязанных обстоятельства: аграрное перенаселение и существование общины.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА В 1894-1904 годах

Император Николай II. 20 октября 1894 г. умер император Александр III. На престол вступил его сын Николай II. Николай II никогда не излагал своих взглядов в виде каких-либо концепций. Его считали слабым правителем, находившимся под влиянием сначала матери, а потом жены Александры Федоровны. Говорили также, что последнее слово всегда оставалось за последним советником, с которым он разговаривал. На самом деле последнее слово оставалось за тем, кто разделял взгляды императора. При этом, определяя свои собственные позиции, Николай руководствовался только одним критерием: как поступил бы в подобной ситуации его отец? Люди, близко знавшие императора, считали, что если бы он родился в обыкновенной среде, то прожил бы жизнь, полную гармонии. Все в один голос отмечали, что Николай был идеальным семьянином, прекрасно воспитанным, сдержанным в проявлении эмоций. В то же время ему было присуще "византийское лукавство", неискренность и упрямство. Современники обвиняли его в том, что он являлся "человеком среднего масштаба", тяготившимся государственными делами и теми событиями, которыми было наполнено его царствование.

Борьба консервативных и либеральных сил в высших эшелонах власти. В ближайшем окружении императора существовали различные точки зрения на перспективы развития России. С. Ю. Витте первоочередными считал экономические преобразования, а среди них - реформы в области промышленного производства и финансов. Он полагал, что индустриализация страны - задача не только экономическая, но и политическая, так как ее осуществление позволит, с одной стороны, накопить средства для проведения назревших социальных реформ, заняться сельским хозяйством, а с другой - постепенно вытеснить с политической сцены дворянство, заменив его представителями крупного капитала, которые и скорректируют политическое устройство страны.

Главным оппонентом Витте выступал министр внутренних дел В. К. Плеве, который имел репутацию твердого защитника "русских устоев". В ответ на слова министра финансов о том, что Россия, согласно "мировому непреложному закону", вслед за другими странами переходит к капитализму, Плеве заявил, что у России "своя отдельная история и специальный строй". Он считал, что страна нуждается в некоторых реформах, в том числе в постепенном введении самоуправления. Однако, по его мнению, инициатива в вопросе о преобразованиях должна была принадлежать правительству.

"Зубатовский социализм". Особое внимание Плеве уделял расширению сети отделений по охране порядка и общественной безопасности, которые получили в народе название "охранка" и стали синонимом всей тайной полиции.

Начальником Московского охранного отделения С. В. Зубатовым была осуществлена попытка взять под контроль рабочее движение. Его замысел заключался в том, чтобы вырвать рабочих из-под влияния антиправительственных организаций. Для этого он считал необходимым внушить им мысль, что интересы правительства не совпадают с узкокорыстными интересами предпринимателей и что улучшить свое материальное положение рабочие могут только в союзе с властью. По инициативе Зубатова и при поддержке генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича в 1901-1902 гг. в Москве, а затем и в других городах были созданы легальные рабочие организации.

Вожди "зубатовского социализма" не запрещали рабочим участвовать в экономических забастовках. Поэтому члены зубатовских организаций приняли активное участие в прокатившейся в 1902-1903 гг. широкой стачечной волне. Это вызвало недовольство фабрикантов. В правительство посыпались жалобы на "рискованные эксперименты". Зубатов был отправлен в отставку.

Либеральные проекты П.Д. Святополк-Мирского. Между тем ситуация в стране обострялась. Непрекращающиеся рабочие и крестьянские волнения, оппозиционные выступления земских либералов и студенчества, тяжелые поражения русской армии в войне с Японией привели Россию на грань революционного взрыва. В этих условиях при назначении на ключевой пост министра внутренних дел выбор Николая II пал на виленского губернатора князя П. Д. Святополк-Мирского, известного своими либеральными настроениями.

В ноябре 1904 г. Святополк-Мирский вручил царю записку, в которой перечислил первоочередные меры в области государственного переустройства. Он предложил включить в состав Государственного совета (совещательного органа при императоре) выборных от земств и городских дум, расширить круг избирателей в земские и городские органы управления, распространить земства на всю территорию империи. Среди предложенных мер значились также сближение крестьян в имущественных правах с другими сословиями, расширение прав старообрядцев, издание закона о правах еврейского населения и т.д.

В начале декабря 1904 г. Николай II собрал высших государственных сановников для обсуждения программы Святополк-Мирского. Итогом совещания стал императорский указ от 12 декабря 1904 г., обещавший некоторые социальные, национальные и религиозные послабления. Однако о народном представительстве в указе не говорилось. Более того, в нем подчеркивалось, что все реформы должны быть осуществлены при сохранении самодержавия в незыблемом виде.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Основные направления внешней политики России. Внешняя политика Николая II в первые годы его царствования характеризовалась сочетанием двух тенденций. С одной стороны, в Европе он стремился сохранить сложившееся положение и не допустить здесь новых военных конфликтов. С другой же - император был намерен расширить сферу влияния России на Дальнем Востоке. Главным препятствием на пути к российскому преобладанию на Дальнем Востоке была Япония, которая стала активно претворять в жизнь программу создания "Великой Японии", начав захватнические действия в Китае и Корее. В 1896 г. между Россией и Китаем был заключен секретный договор об оборонительном союзе. По этому договору Китай разрешил России построить Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД) - из Забайкалья до Владивостока через китайскую территорию.

Китайско-русское сближение подхлестнуло к захвату китайских территорий другие державы. В 1897 г. Германия взяла под свой контроль порт Циндао. Россия не только не поддержала Китай, но решила, по примеру Германии, приобрести незамерзающий порт в Желтом море. Русские корабли вошли в Порт-Артур, важный стратегический пункт на Ляодунском полуострове. В мае 1898 г. Китаю был навязан договор о безвозмездной аренде на 25 лет Ляодунского полуострова и Порт-Артура с правом создания там российской военно-морской базы.

Военное присутствие России в Китае вызвало резкое неприятие со стороны Японии. Тайную поддержку ей оказывали США и Англия, также не заинтересованные в усилении российских позиций на Дальнем Востоке. Они предоставили Японии кредиты, организовали поставки металла, нефти, оружия, военных судов, всячески подталкивая ее к войне с Россией.

Русско-японская война. В ночь на 27 января 1904 г., без объявления войны, японские миноносцы внезапно атаковали русскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура. Два броненосца получили серьезные повреждения. Утром того же дня в нейтральном корейском порту Чемульпо японская эскадра в составе 14 кораблей напала на крейсер "Варяг" и канонерскую лодку "Кореец". Завязался неравный бой. Русские моряки проявили удивительное мужество. Сильные пробоины, начавшийся на судне пожар помешали "Варягу" пробиться в Порт-Артур. Не желая спускать боевой флаг перед врагом, моряки сами потопили крейсер, а канонерскую лодку взорвали.

В феврале в Порт-Артур прибыл новый командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал С. О. Макаров, развернувший активные боевые действия. Но 31 марта флагманский броненосец "Петропавловск" наскочил на мину. Под морскими волнами вместе с адмиралом погиб весь его штаб, 29 офицеров и 652 матроса. Ушел из жизни находившийся с ними знаменитый художник-баталист В. В. Верещагин.

В феврале 1904 г. 60-тысячная 1-я японская армия высадилась в Корее и в середине апреля перешла границу Маньчжурии. В неравном бою у города Тюренчена русские войска потерпели серьезное поражение, отступив к Ляояну.

22 апреля на Ляодунском полуострове, в тылу Порт-Артура, десантировалась 50-тысячная 2-я японская армия. Началась морская блокада крепости. Предпринятые в июле попытки русской эскадры прорваться во Владивосток потерпели неудачу. В августе 1904 г. японские войска нанесли форсированный удар по Порт-Артуру, но встретили упорное сопротивление. Потеряв треть личного состава, японцы прекратили штурм и перешли к осаде крепости. Они решили направить главные усилия на разгром русских войск у Ляояна. 2 октября 1904 г. из балтийского порта Либавы (Лиепаи) на выручку Порт-Артуру вышла 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием адмирала 3. П. Рожественского. Ей предстояло пройти через океан вокруг Африки, а затем пробиться к Порт-Артуру или Владивостоку.

В ответ на это японцы активизировали действия в районе Порт-Артура. 16 декабря командующий войсками генерал А. М. Стессель созвал Совет обороны крепости. Большинство членов Совета высказались за продолжение обороны, считая, что для этого имеются как материальные, так и людские ресурсы, а самое главное - готовность солдат и матросов стоять до конца. Однако вопреки этому мнению 20 декабря Стессель сдал крепость врагу.

С падением Порт-Артура японские части были переброшены под Мукден. В феврале 1905 г., с подходом этой армии, преимущество и инициатива полностью перешли к японцам. После ожесточенных боев возникла угроза полного окружения русской армии. 22 февраля Куропаткин отдал приказ о немедленном отступлении. 25 февраля 1905 г. японцы заняли Мукден. Между тем 14 апреля 1905 г. корабли 2-й Тихоокеанской эскадры вошли в Цусимский пролив. Здесь их поджидал отремонтированный и переоснащенный новейшими приборами и артиллерией японский флот. В завязавшемся бою сразу же обнаружилось техническое превосходство японцев. К концу дня русские потеряли четыре броненосца и один крейсер, остальные корабли получили повреждения. 15 мая геройски погибли еще шесть русских кораблей, шестнадцать были затоплены своими же командами. Противнику удалось захватить эсминец "Бедовый", на борту которого находился адмирал Рожественский. Русский флот фактически был уничтожен. Цусима стала позорной страницей русской военной истории, больно ударила по национальной гордости народа.

После оглушительного Цусимского поражения на всем дальневосточном фронте наступило затишье, ненадолго прерванное в июне 1905 г., когда японцы высадили на Сахалине две дивизии. Борьба за остров продолжалась два месяца. В это время необходимость заключения мира стала осознаваться не только странами, втянутыми в войну, но и всеми мировыми державами. В России разгоралась революция, катализатором которой во многом стали военные поражения. Правительство все больше нуждалось в помощи армии для подавления революционных выступлений. Япония, несмотря на свои победы, давшиеся ей слишком дорогой ценой, находилась на грани экономического истощения и вряд ли могла продолжить победоносное наступление.

Посредником в переговорах о мире, по настойчивой просьбе Японии, выступил президент Соединенных Штатов Т. Рузвельт. 27 июля 1905 г. в небольшом городке Портсмуте (США) начались русско-японские переговоры. 23 августа Россия и Япония подписали мирный договор. Россия признала Корею сферой японских интересов. Обе стороны обязались вывести свои войска из Маньчжурии. Россия уступала Японии аренду Порт-Артура и южную часть острова Сахалин. Она обязалась предоставить японцам права рыболовства вдоль русских берегов в Японском, Охотском и Беринговых морях.

Поражение России было обусловлено ее неподготовленностью к войне, что, в свою очередь, объяснялось трудностями переброски войск и снаряжения на Дальний Восток. Самым отрицательным образом на ходе боевых действий сказались и недооценка сил соперника, и бездарность русского военного командования.

Сближение России и Англии. После подписания Портсмутского мира центр внешней политики Российской империи вновь переместился в Европу. Но начиная с 1906 г. в европейской дипломатии произошли существенные изменения. Прежде всего они коснулись сферы русско-английских отношений.

Традиционная британская политика "блестящей изоляции" была прервана Англией в 1904 г. заключением "сердечного согласия" с Францией, союзницей России. Столь радикальный для английской дипломатии шаг был связан с усилением Германии, особенно с ее курсом на создание мощного военно-морского флота. Англия начала дипломатические поиски путей сближения с Россией. Переговоры между двумя ранее соперничавшими странами закончились подписанием в августе 1907 г. в Петербурге соглашения о разграничении интересов в Персии, Афганистане и Тибете. Этот договор окончательно закрепил раскол Европы на два противостоящих военно-политических блока: Тройственное согласие, или Антанту (Россия, Франция, Англия), и Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия).

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Нарастание противостояния между властью и обществом. Вероломное нападение японцев вызвало прилив патриотических чувств в народе, но по мере развития событий на фронте настроение начало меняться. Активизировали свою деятельность революционные организации. Они распространяли на заводах и фабриках антиправительственные листовки, в которых характеризовали войну как антинародную, захватническую и выдвигали лозунги: "Долой войну!", "Долой самодержавие!" Эти лозунги находили своих сторонников.

Создание РСДРП. В стране начинали возрождаться нелегальные политические организации. Попытку создать общероссийскую политическую партию предприняли российские марксисты, которые называли себя также социал-демократами. 1-3 марта 1898 г. в Минске, в обстановке строгой конспирации, собрались девять представителей от разных социал-демократических организаций. Они объявили о создании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Был избран Центральный комитет, а издававшаяся подпольно "Рабочая газета" стала официальным рупором партии. Однако по завершении съезда восемь его делегатов были арестованы.

Первая попытка основать партию не удалась, и различные социал-демократические группы продолжали существовать отдельно друг от друга. Их члены делились на "экономистов", поддерживавших стихийное движение рабочих за свои экономические права, и тех, кто ставил перед собой цель организовать классовую борьбу пролетариата, "направленную против буржуазного режима и стремящуюся к уничтожению тех общественных порядков, которые основаны на угнетении трудящихся".

Антиэкономисты объединились в новой попытке создать социал-демократическую партию. Этот процесс начался в 1900 г. с издания вначале в Германии, а затем в Швейцарии газеты "Искра". В состав ее редакции вошли П. Б. Аксельрод, В. И. Засулич, Г. В. Плеханов, А. Н. Потресов, В. И. Ульянов (Ленин) и Ю. О. Цедербаум (Мартов). Однако вскоре в редакции "Искры" начались разногласия, которые продолжились на II съезде РСДРП. Он проходил в июле-августе 1903 г. вначале в Брюсселе, а затем в Лондоне. На съезде были приняты устав партии и ее программа, которая состояла из двух частей. Первая часть ("программа-минимум") предусматривала решение задач буржуазно-демократической революции: свержение самодержавия и установление демократической республики; всеобщее избирательное право и демократические свободы; широкое местное самоуправление; обеспечение права наций на самоопределение и их равноправие; возвращение крестьянам земель, отрезанных в 1861 г. от их наделов, отмену выкупных и оброчных платежей за землю и возвращение ранее выплаченных выкупных сумм; 8-часовой рабочий день, отмену штрафов и сверхурочных работ.

Вторая часть ("программа-максимум") предусматривала победу пролетарской революции, установление диктатуры пролетариата для социалистического переустройства общества.

При обсуждении программы и особенно устава наметились серьезные разногласия между двумя течениями - радикальным и реформаторским, возглавлявшимися Лениным и Мартовым. Во время выборов в руководящие органы партии сторонники Ленина получили большинство, и за ними закрепилось название "большевики". Сторонников Мартова стали называть "меньшевиками".

Меньшевики ориентировались на опыт западноевропейской демократии. Они считали, что партия должна открыть доступ всем слоям населения, в ней могут уживаться различные точки зрения и взгляды. Меньшевики полагали, что Россия стоит на пороге буржуазной революции, и роль гегемона, или руководителя революции, должна принадлежать либеральной буржуазии, которая затем возглавит реформы; пролетариат будет выступать ее союзником. Крестьянство они рассматривали как реакционную силу, пережиток феодального общества.

Ленин и его сторонники отстаивали идею партии "нового типа" - замкнутой, законспирированной организации, со строгой дисциплиной, выражающейся в формуле: меньшинство подчиняется большинству. Они полагали, что, хотя революция в России будет иметь буржуазно-демократический характер, ее гегемоном и движущей силой явится пролетариат, а его союзником - крестьянство. Большевики выступали за революционный слом традиционных институтов власти в ходе вооруженного восстания. На смену царизму, по их мнению, должна была прийти диктатура пролетариата.

РСДРП была по своему составу партией пролетарско-интеллигентской, многонациональной. Большевистское крыло партии насчитывало в 1907 г. около 60 тыс. человек, меньшевистское - более 45 тыс.

В 90-х гг. во многих городах страны, а также за границей стали создаваться группы, которые объявили себя продолжателями дела революционного народничества. В Берне молодое поколение народнической эмиграции создало Союз русских социалистов-революционеров. Вскоре термин "социалисты-революционеры", или эсеры, стал общепринятым обозначением революционных народников.

В 1902 г. на встрече лидеров эсеровских организаций было принято решение создать Партию социалистов-революционеров (ПСР). Был создан Центральный комитет ПСР, который возглавил В. М. Чернов. Своей главной задачей эсеры провозгласили подготовку народа к социальной революции. Но, в отличие от социал-демократов, они считали, что в ликвидации самодержавия заинтересованы все слои населения, живущие собственным трудом: крестьянство, пролетариат и интеллигенция, которых они объединяли одним понятием - "рабочий класс". Русскую буржуазию эсеры, так же как и большевики, считали реакционной силой. В разделах программы ПСР, посвященных политическим и социальным требованиям, было много общего с программой социал-демократов. Режим, который должен быть установлен после свержения самодержавия, они определяли термином "народовластие". Правом на его провозглашение обладало только Учредительное собрание. Что касается национального вопроса, то эсеровская программа, единственная в России, предусматривала федеративные отношения между отдельными национальностями, наделяя их безусловным правом на самоопределение. Центральное место в программе ПСР занимал аграрный вопрос.

Ядро партии составляли учителя, инженеры, агрономы, ветеринары, врачи. Численность ПСР в 1905-1907 гг. составляла 50-65 тыс. человек.

Начало организационного оформления либерального движения. В 90-х гг. оживилось либеральное движение. Большим влиянием стали пользоваться так называемые конституционалисты, считавшие образцом политического устройства парламентский строй западноевропейского, а точнее, английского образца. Однако в России было запрещено проповедовать преимущества конституционного устройства. Поэтому встал вопрос о переходе к нелегальным методам деятельности.

В июне 1902 г. в германском городе Штутгарте вышел первый номер журнала "Освобождение". Его редактором стал бывший социал-демократ П. Б. Струве. В журнале было помещено программное заявление "От русских конституционалистов", написанное П. Н. Милюковым. В нем содержались требования политических свобод и бессословного народного представительства "в постоянно действующем и ежегодно созываемом верховном учреждении с правом высшего контроля, законодательства и утверждения бюджета". Намечаемые преобразования мыслились исключительно в виде реформ "сверху".

НАЧАЛО ПЕРВОЙ РОССИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Причины революции. Особую остроту в начале XX в. приобрел аграрный вопрос. Помещикам, царской семье, монастырскому духовенству и предпринимателям, составлявшим незначительную часть населения (около 3 млн. человек), принадлежало 65% всей земли. Крестьянство, насчитывавшее почти 100 млн. человек, имело лишь 35% земли. Оно задыхалось от острого малоземелья. К тому же земледельцы продолжали платить государству деньги за свое освобождение. Крестьяне оставались самой бесправной категорией населения. Для них сохранялись местные сословные суды и телесные наказания.

Не менее острым был рабочий вопрос. Закон 14 июня 1897 г. сокращал рабочий день до 11,5 часов и обязывал предпринимателей предоставлять рабочим для отдыха воскресный день. Однако из-за отсутствия действенного контроля этот закон соблюдался далеко не всегда. По данным печати, максимальный заработок рабочего-углекопа в Донбассе в 1902 г. равнялся 24 рублям в месяц, а минимальные расходы, помимо платы за жилье, на семью в 4 человека ежемесячно составляли 30 рублей. К тому же до 30% зарплаты забирали штрафные вычеты. Как правило, семьи рабочих ютились в построенных при фабриках бараках, жили впроголодь.

Рабочих возмущало отсутствие у них элементарных гражданских прав. Они были лишены возможности создавать организации даже для защиты своих экономических интересов. А за участие в стачках и забастовках полагалось тюремное заключение от 2 до 8 месяцев. В национальных районах страны экономические и политические проблемы усугублялись русификаторской политикой правительства.

С началом русско-японской войны ситуация в стране резко обострилась. Недовольство нерешаемыми социальными проблемами сливалось с чувством национального унижения в связи с неудачами на фронте.

"Кровавое воскресенье". 3 января 1905 г. в ответ на увольнение нескольких рабочих вспыхнула забастовка на Путиловском заводе. Ее поддержали все крупные предприятия Петербурга. Забастовка находилась под контролем зубатовской организации "Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга", которую возглавлял священник Г. А. Гапон. Он предложил организовать встречу обиженного народа со своим единственным заступником - царем-батюшкой, устроив для этой цели мирное шествие к Зимнему дворцу для подачи царю петиции о нуждах рабочих. В процессе работы над текстом петиции, к которой подключились представители революционных организаций, в нее были включены требования политического характера: немедленное объявление свободы слова, печати, собраний, равенства всех перед законом; ответственность министров перед народом; отделение церкви от государства; прекращение войны с Японией и др. Однако в целом петиция была проникнута наивной верой в царя. За три дня под ней было собрано более 150 тыс. подписей.

Утром 9 января 1905 г. празднично одетые рабочие вместе с женами и детьми, неся иконы и портреты царя, двинулись к Зимнему дворцу. В мирном шествии участвовало более 140 тыс. человек. Но доступ к дворцу преграждали цепи полиции и войск, которые открыли огонь по демонстрантам. По официальным данным, жертвами кровавой трагедии стали 130 человек, хотя газеты писали о тысячах убитых и раненых.

Весть о расстреле питерских рабочих прокатилась по стране, вызвав гнев и возмущение во всех слоях населения. Долго копившееся недовольство вылилось в революцию. Уже во второй половине дня 9 января в Петербурге начались массовые беспорядки. Рабочие разоружали полицейских, захватывали оружейные магазины, строили баррикады. 10 января бастовал весь рабочий класс столицы. Оживились революционные организации. В городе появились прокламации, написанные социалистами.

Вслед за петербуржцами забастовки объявили рабочие Москвы, Риги, ряда городов Украины, Польши, Закавказья. В январе-феврале 1905 г. по всей России бастовали 810 тыс. рабочих. Большинство выступлений проходило не только под экономическими, но и под политическими лозунгами. Поднялось на борьбу и крестьянство. Основной её формой оставались стихийные бунты.

Николай был уверен, что беспорядки можно подавить силой. 11 января он учредил должность Петербургского генерал-губернатора, с диктаторскими, по сути, полномочиями. На этот пост император назначил Д. Ф. Трепова, бывшего московского обер-полицмейстера, известного своей демонстративной отставкой из-за несогласия с политикой министра внутренних дел П. Д. Святополк-Мирского. В то же время, в результате невиданного прежде давления на царя большинства министров, Николай II был вынужден подписать рескрипт на имя нового министра внутренних дел А. Г. Булыгина: "отныне... привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждению законодательных предположений... при непременном сохранении незыблемости основных законов империи".

Развитие революции весной-летом 1905 года. Новым поводом к росту народного негодования стали известия о поражении русской армии под Мукденом в феврале и флота в Цусимском проливе в мае 1905 года. По стране прокатились мощные первомайские стачки рабочих. В них приняло участие до 600 тыс. человек. Наиболее крупной была забастовка текстильщиков в Иваново-Вознесенске, начавшаяся в мае. Был избран Совет рабочих уполномоченных, ставший органом рабочей власти в городе. Совет пользовался большим влиянием среди рабочих. При нем были созданы рабочие дружины, касса для помощи бастующим. Совет принуждал лавочников отпускать в долг продукты на время стачки.

Предприниматели согласились пойти на ряд уступок: повышение заработной платы на 20%, устройство прачечных и бань, выплату квартирных денег и т.д. 27 июля общее собрание рабочих вынесло решение прекратить стачку и приступить к работе, "с тем чтобы, подкрепив свои силы, вновь начать борьбу за свои права".

Была предпринята попытка организационного оформления крестьянского движения. 31 июля - 1 августа 1905 г. в Москве собрался учредительный съезд Всероссийского крестьянского союза. Его программа предусматривала безвозмездную передачу всех казенных, удельных и монастырских земель в распоряжение крестьянства, а также ликвидацию частной собственности на землю.

Восстание на броненосце "Потемкин". Булыгинская дума. Широкий размах революционного движения в стране захватил армию и флот. В июне 1905 г. страну потрясла весть о восстании матросов на броненосце "Князь Потемкин-Таврический", находившемся на рейде недалеко от Одессы. Поводом для восстания стал приказ старшего офицера корабля о расстреле матросов, отказавшихся есть борщ из протухшего мяса. Возмущенные матросы подняли оружие на офицеров. Семь человек были убиты на месте. Затем скорый суд приговорил к смерти командира и корабельного врача. Подавляющее большинство кораблей Черноморской эскадры не поддержали мятежный экипаж. Броненосец был блокирован, но сумел прорваться в открытое море. Не имея запасов угля и продовольствия, экипаж корабля был вынужден принять решение уйти к румынским берегам и сдаться властям Румынии.

Под напором революционного движения правительство пошло на новые уступки. 6 августа 1905 г. были опубликованы царский манифест об учреждении Государственной думы и "Положение о выборах в Государственную думу". Эти документы разрабатывались в недрах Министерства внутренних дел, поэтому Дума по фамилии министра получила название "Булыгинской". Дума наделялась лишь законосовещательными функциями. Все избиратели делились на три курии: землевладельцы, горожане и крестьяне. Причем выборы были многоступенчатыми, вводился довольно высокий имущественный ценз. Многие категории населения были вообще лишены избирательных прав. Руководители партий эсеров, большевиков и лидеры Союза союзов призвали бойкотировать Булыгинскую думу. Выборы в нее были сорваны новой революционной волной.

ВЫСШИЙ ПОДЪЕМ РЕВОЛЮЦИИ.

Всероссийская октябрьская стачка. Манифест 17 октября 1905 года. Осенью 1905 г. центром революционного движения стала Москва. 19 сентября под экономическими лозунгами начали забастовку печатники, а затем рабочие большинства московских предприятий. В начале октября к стачке присоединились московские железнодорожники. Их поддержали рабочие почти всех железных дорог страны. Стачка стала общероссийской. Она охватила 120 городов, в ней приняли участие 2 млн. рабочих и служащих. Более чем в 50 городах и рабочих поселках страны возникли Советы рабочих депутатов - органы не только руководства революционной борьбой, но и местной власти. 13 октября был создан Петербургский Совет рабочих депутатов во главе с меньшевиком Г. С. Хрусталевым-Носарем. Прекратились занятия в школах и гимназиях, не работали высшие учебные заведения. Были отменены спектакли в крупнейших театрах.

Октябрьские выступления являли собой мощный революционный порыв, сплотивший все слои населения России. Верховная власть была вынуждена пойти на уступки. 17 октября 1905 г. Николай II подписал Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка", которым вводилась Государственная Дума с законодательными функциями. 3 ноября 1905 г. вышел указ об уменьшении выкупных платежей с крестьян за надельную землю наполовину и о полном прекращении их взимания с 1 января 1907 года.

Формирование монархических партий. Революция 1905 года послужила толчком к организационному оформлению монархических партий. Раньше власть не признавала необходимым существование политических организаций, защищавших ее интересы. Теперь же сторонники самодержавия стали объединяться.

Наиболее крупными политическими организациями монархистов были: Русское собрание, Монархическая партия, "Союз русского народа". Их вожди выступали за восстановление и укрепление "исконных русских начал" - самодержавия, православия, народности, которые трактовались ими в националистическом духе. Они объявляли русскую народность "господствующей и первенствующей" и в политической, и в культурной, и в хозяйственной сферах. Считая, что русский народ по природе своей не способен на социальную вражду, лидеры монархистов выдвигали идею о наличии внешнего врага, привносящего смуту в страну. Поэтому исключительное место в их идеологии занимал антисемитизм.

Формирование либеральных политических партий. Во время революции организационно оформились и либеральные партии.

Конституционно-демократическая партия (кадеты) вобрала в себя наиболее радикальные, прозападно настроенные либеральные силы. Ее учредительный съезд состоялся в октябре 1905 г. Основные положения программы партии сводились к установлению конституционного строя, необходимости увеличения земельной площади крестьянских наделов с частичным отчуждением частновладельческих земель, к отмене сословных привилегий, равенству всех перед законом, установлению свободы личности, слова, собраний и других демократических свобод, к признанию права рабочих на стачки и 8-часовой рабочий день. Программа по национальному вопросу включала право на культурное самоопределение всех наций и народностей. Основным методом претворения в жизнь своей программы кадеты считали тактику давления на правительство через легальные организации и прежде всего через Думу. Лидером партии был П. Н. Милюков, ее численность в 1905-1906 гг. составляла, по разным источникам, от 50 до 100 тыс. человек.

Консервативное крыло либерального движения представляла партия Союз 17 октября (октябристы), которая начала формироваться в ноябре 1905 г. из умеренной части земского оппозиционного движения, признавшего Манифест 17 октября поворотным пунктом в истории России. Своей главной целью октябристы объявили оказание "содействия правительству, идущему по пути спасительных реформ". Председателем Центрального комитета Союза 17 октября был избран А. И. Гучков. Численность партии в 1906 г. составляла 50-60 тыс. человек.

Декабрьское вооруженное восстание. Ободренные правительственными уступками, революционеры решили предпринять вооруженную попытку свержения существующей власти. Огромное количество денег было истрачено на покупку оружия и создание в крупных промышленных центрах рабочих дружин. В начале декабря Московский Совет рабочих депутатов (созданный 21 ноября 1905 г.) постановил начать всеобщую политическую забастовку. По призыву Совета более 100 тыс. рабочих прекратили работу. К москвичам присоединились 110 тыс. петербуржцев. Правительство бросило против бастующих войска, в ответ рабочие взялись за оружие. К 10 декабря стачка в Москве переросла в вооруженное восстание.

В Московском восстании принимали участие около 6 тыс. человек. Семь дней они вели сражения с жандармскими и армейскими силами. 15 декабря в Москву из Петербурга прибыл лейб-гвардии Семеновский полк и другие войска. Начался артиллерийский обстрел баррикад и рабочих кварталов. Центром борьбы стала Пресня. Но силы были слишком неравны. 19 декабря 1905 г. по решению Совета восстание было прекращено. Революционные события в России не оставили равнодушным население национальных окраин России. Почти повсеместно происходили восстания, забастовки, стачки. Под напором революционных выступлений власти были вынуждены частично пересмотреть национальную политику и пойти на некоторые уступки.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ 1906-1907 годов

"Основные законы" 1906 года. В разгар вооруженного восстания в Москве, 11 декабря 1905 г., был издан указ о выборах в Государственную думу. Все население делилось на четыре избирательные курии: землевладельческую, городскую, крестьянскую и рабочую. Выборы не были всеобщими: в них не могли участвовать женщины, военнослужащие, молодежь до 25 лет, рабочие мелких предприятий, некоторые национальные меньшинства. Не были они и равными - каждое сословие имело свои нормы представительства: один голос помещика приравнивался к трем голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Выборы были не прямыми: для крестьян - четырехступенчатые, для рабочих - трехступенчатые, для буржуазии и помещиков - двухступенчатые. Члены Государственной думы избирались на 5 лет.

Стремясь создать противовес Думе, император реорганизовал Государственный совет, который Манифестом от 20 февраля 1906 г. был также наделен законодательными функциями. Половина членов Государственного совета назначалась царем, половина - избиралась некоторыми привилегированными учреждениями и общественными организациями (Синодом, дворянскими и земскими собраниями, крупными организациями промышленников и торговцев).

При определении полномочий императорской власти понятие "неограниченная" было заменено на "верховная". Монарх сохранял всю полноту прав по управлению страной через ответственное только перед ним правительство, руководство внешней политикой, армией и флотом. Он мог, согласно статье 87 Основных законов, издавать в перерывах между сессиями Думы законы, если того требовали чрезвычайные обстоятельства. Однако подобную меру император не мог применять для изменений Основных государственных и избирательных законов. Кроме того, он был обязан представить такой закон на утверждение Думы не позже чем через два месяца после начала ее работы. В противном случае закон терял свою силу. Император имел право распускать Думу до истечения пятилетнего срока ее полномочий.

Деятельность I Государственной думы. В марте - апреле 1906 г. прошли выборы в I Государственную думу. Были избраны 499 депутатов. Из них 142 были крестьянами или занимали должности в органах крестьянского самоуправления; 27 - занимались ремесленным и фабричным трудом. 120 человек относились к интеллигенции: чиновники, адвокаты, врачи, инженеры, профессора, учителя, журналисты. В Думе оказались 46 помещиков и управляющих имениями, 5 фабрикантов и управляющих фабриками, 16 священников, 73 земских, городских и дворянских служащих. Депутаты, состоявшие членами одной партии или близкие по своим взглядам, распределились по фракциям. Самой крупной оказалась кадетская фракция - около 180 депутатов. Второй по численности была крестьянская фракция трудовиков - свыше 100.

Около 70 депутатов являлись членами различных национальных партий и групп. 100 человек объявили себя беспартийными. Представители правых партий в Думу не попали. Большевики и эсеры бойкотировали выборы.

27 апреля 1906 г. в присутствии Николая II состоялось торжественное открытие I Государственной думы. Ее председателем был избран профессор Московского университета, специалист по праву, кадет С. А. Муромцев.

Разрабатывая Положение о выборах, правительство сознательно стремилось обеспечить преобладание в Думе крестьян. Оно надеялось, что крестьянский консерватизм, склонность к традиционным устоям явятся противовесом оппозиционным настроениям кадетов. Однако высшие российские чины не учли значительного психологического перелома, происшедшего в крестьянстве. И действительно, крестьяне были равнодушны к политическим свободам, идеям парламентаризма, но были одержимы идеей передела земли. Не получив помещичьей земли от царя, они пришли за ней в Думу и были готовы поддержать любые политические силы, обещавшие им быстрее достичь желаемой цели. Аграрный вопрос занял центральное место в думской деятельности.

Обсуждались весьма радикальные проекты (например, "проект 33-х"): немедленное уничтожение частной собственности на землю и объявление ее вместе с недрами и водами общей собственностью всего населения России. Кроме того, депутаты потребовали упразднить Государственный совет, расширить законодательные права Думы, установить ответственность правительства перед ней. Правительство обвинило депутатов в том, что они "уклонились в не принадлежащую им область". 9 июля 1906 г. царским манифестом I Дума была распущена, проработав всего лишь 72 дня.

Деятельность II Государственной думы. Выборы во II Государственную думу прошли в феврале 1907 г. В них приняли участие все политические силы страны, в том числе социал-демократы и эсеры. Социальный состав Думы существенно не изменился. Было избрано 169 крестьян-земледельцев, 32 рабочих и ремесленника, 20 священников, 17 коммерсантов и торговцев, 57 помещиков и управляющих имениями, 6 промышленников и директоров заводов. 119 депутатов занимались интеллектуальным трудом. В то же время партийной состав депутатов II Думы оказался более радикальным. Трудовая группа включала 104 депутата; конституционно-демократическая фракция - 98; социал-демократическая фракция - 65; группа социалистов-революционеров - 37; Союз 17 октября - 32; монархисты - 10; польское коло (фракция польских националистов) - 46; мусульманская фракция - 30. Группу беспартийных составили 50 человек.

20 февраля 1907 г. II Государственная дума начала свою работу. Ее председателем был избран видный земский деятель кадет Ф. А. Головин. Депутаты принялись за обсуждение аграрного вопроса. Тон задавали левые партии. Они потребовали полной и безвозмездной конфискации помещичьей земли и превращения всех земель в общенародную собственность. Роспуск II Думы стал неизбежным. Но чтобы не связывать роспуск Думы с аграрным вопросом, правительство обвинило 55 социал-демократических депутатов в революционном заговоре и потребовало дать санкцию на немедленный арест 16 из них. Дума ответила созданием специальной комиссии для расследования. Однако правительство и не думало ждать итогов работы комиссии. 3 июня 1907 г. был издан царский манифест о роспуске II Думы.

Революционное движение 1906-1907 годов. После подавления Декабрьского вооруженного восстания происходил спад стачечного движения рабочих. Если в течение 1905 г. было зарегистрировано 2,8 млн. участников забастовок, то в 1906 - 1,1 млн, а в 1907 - 740 тыс. При этом наибольшую активность стали проявлять рабочие легкой промышленности, преимущественно текстильщики. Большинство стачек в этот период носило экономический характер. Рабочие протестовали против попыток фабрикантов вернуть назад отвоеванные в 1905 г. права: увеличить рабочий день, снизить зарплату и пр.

Весной - летом 1906 г. поднялась новая волна крестьянского движения, которое приобрело даже более широкий размах, чем в 1905-м. Оно охватило половину уездов Европейской части России и все чаще сопровождалось разгромом помещичьих имений. В адрес Государственной думы I и II созывов поступало огромное количество крестьянских обращений - наказов.

Происходили восстания в армии и на флоте, которые, как и крестьянские выступления, по сравнению с 1905 г., приняли более активный характер.

Итоги революции. Первая российская революция носила незавершенный характер, так как она не смогла разрешить всех проблем, которые ее породили. Но тем не менее, власти были вынуждены пойти на некоторые уступки.

Пролетариату удалось добиться сокращения продолжительности рабочего дня до 9-10 часов (некоторые предприниматели по собственному почину установили даже 8-часовой рабочий день), повышения заработной платы. Началось внедрение системы заключения коллективных договоров рабочих с предпринимателями, в которых определялся минимум зарплаты, продолжительность рабочего дня, вводились пособия по болезни. Для крестьян были отменены выкупные платежи, вносившиеся ими более 40 лет с 1861 г., снижена арендная плата за землю, повышена зарплата сельскохозяйственным рабочим.

Был несколько смягчен политический режим. Трудящиеся получили право создавать массовые самодеятельные организации: профсоюзы, культурно-просветительские общества, кооперативные, страховые организации и т.д. Подданным Российской империи были дарованы некоторые, хотя и весьма ограниченные, демократические права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний и союзов, издания печатных органов. Был отменен циркуляр 1897 г. об уголовном наказании стачечников, легализованы, с некоторыми оговорками, экономические забастовки, ликвидировано право земских начальников налагать на крестьян административные взыскания, в том числе телесные наказания. Наконец, был решен вопрос о создании первого представительного органа власти - Государственной думы.

Революционные события 1905-1907 гг. имели отрицательные последствия для экономики страны: заметно ослабла активность предпринимателей, уменьшился торговый оборот, сократилось промышленное производство. По всей стране было разграблено и уничтожено множество помещичьих усадеб, хозяйственных построек, посевов, скота. Сократились капиталовложения в экономику; из частных банков изымались вклады и переводились за границу. Все это поставило царское правительство на грань банкротства, и лишь заем во Франции в размере 840 млн. руб. помог спасти российскую денежную систему от полного краха.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В 1907-1914 годах

П. А. Столыпин и его программа реформ. Революционная буря постепенно утихала. Но наиболее дальновидные и здравомыслящие члены правительства понимали, что причины, вызвавшие революцию, не устранены. Чтобы предотвратить новый социальный взрыв, были необходимы не только политические уступки и репрессии, но и широкие социально-экономические реформы. Одним из таких политиков был П. А. Столыпин, в июле 1906 г., после роспуска I Государственной думы, назначенный Председателем Совета Министров. Его позиция заключалась в формуле: "успокоение и реформы". Столыпин решил, что реформы необходимо начать с переустройства всей жизни деревни.

24 августа 1906 г. Столыпин опубликовал правительственную программу. Она состояла из двух частей. В первой обосновывалась необходимость успокоения страны при помощи чрезвычайных мер и объявления в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов. Во второй части предлагалось немедленно, не дожидаясь II созыва Госдумы, начать аграрную реформу. Одновременно было объявлено о подготовке законопроектов, способствующих превращению России в правовое государство: о свободе вероисповедания, гражданском равноправии, об улучшении быта рабочих, о реформе местного самоуправления, о введении всеобщего начального обучения и улучшении материального обеспечения учителей, о подоходном налоге и полицейской реформе. Эти законопроекты Столыпин намерен был предложить для обсуждения депутатам новой Думы.

Разрушение общины. Первым актом нового правительства стал закон "О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования" от 9 ноября 1906 г. Его стержневой идеей было разрешение свободного выхода из крестьянской общины. Выходящий из общины крестьянин получал в частную собственность все закрепленные за ним наделы, причем они должны быть сведены в один участок. Указ не посягал при этом на помещичье землевладение.

Социальный смысл аграрной реформы Столыпина состоял в том, чтобы создать широкий слой мелких буржуазных собственников, являющихся основным фактором политической стабильности общества. Правительство и не скрывало, что делает ставку "не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных", что порядок выхода из общины выгоден прежде всего зажиточным крестьянам.

Но все же основной целью реформы было стремление отвлечь внимание крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель. Провозглашая идею создания в России правового государства, Столыпин выступал против попыток посягательства на частную собственность.

Однако из общины выходили в основном зажиточные крестьяне, а также беднота, стремившаяся улучшить свое материальное положение за счет продажи земли. Из 2 млн. выделившихся из общины домохозяев свои наделы продали 1,2 млн., т.е. 60%. Несмотря на все усилия правительства, единоличные хозяйства, по типу фермерских, к 1915 г. составляли всего лишь 10,3% всех крестьянских хозяйств, занимая 8,8% надельной земли.

Вместе с тем появление в деревне хуторян-фермеров зачастую вызывало ненависть к ним со стороны крестьян-общинников. Их хозяйства поджигали, травили скот, уничтожали посевы, ломали инвентарь. Только за 1909-1910 гг. полиция зарегистрировала около 11 тыс. фактов поджога хуторских хозяйств.

Переселенческая политика. Одним из важнейших инструментов разрушения общины стала политика массового переселения крестьян за Урал. Правительство хотело ослабить земельный голод во внутренних губерниях России, а главное - отправить миллионы безземельных бунтующих крестьян подальше от помещичьих имений - в Сибирь и на Дальний Восток, где было много пустующей земли. Устанавливались многочисленные льготы для желающих отправиться на новые места. Переселенцы на 5 лет освобождались от налогов, получали в собственность участок земли (15 га на главу семьи и 45 га на остальных), денежное пособие - 200 руб. на семью; мужчины освобождались от воинской повинности.

В первые годы после революции переселение развивалось быстрыми темпами. В последующий период этот процесс несколько замедлился. Всего же с 1906 по 1914 г. на малонаселенные окраины России переехали 3 млн. 40 тыс. человек. Однако переселенческое ведомство плохо подготовилось к перевозке и устройству на местах огромной массы людей, и хотя процент закрепившихся на новом месте был довольно высок, часть переселенцев возвратилась обратно (524 тыс., или 17%).

Несмотря на все недостатки, переселенческая политика имела прогрессивное значение. Увеличилось население Сибири и Дальнего Востока. Новоселы освоили более 30 млн. десятин пустующей земли, построили тысячи сел, дав толчок развитию производительных сил. Очень важным было и то, что становление земельных отношений в переселенческих районах шло именно в том направлении, о котором говорил П. А. Столыпин, - по пути создания крепких единоличных хозяйств.

Первые результаты реформ. Развитие кооперации. Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся не скоро. В одном из интервью в 1909 г. он заявил: "Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России".

Тем не менее уже за семь лет активного проведения реформы были достигнуты заметные успехи в росте сельскохозяйственного производства: посевные площади возросли в целом на 10%, а в районах наибольшего выхода крестьян из общины - на 150%; на треть увеличился хлебный экспорт, достигнув в среднем 25% мирового экспорта зерна, а в урожайные годы - до 40%. Удвоилось количество применяемых минеральных удобрений, почти в 3,5 раза возросли закупки крестьянами сельскохозяйственных машин. Эти показатели, в свою очередь, оказывали влияние на рост промышленного производства, темпы которого в эти годы были самыми высокими в мире (8,8%).

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ В 1907-1914 годах

Новый избирательный закон. 3 июня 1907 г. одновременно с роспуском II Думы был обнародован новый избирательный закон.

Новый избирательный закон сохранил деление избирателей на 4 курии - землевладельцев, городских обывателей, крестьян и рабочих. Но городские курии были разделены на два разряда, отделявших крупных предпринимателей и купцов от основной массы городского населения. Закон коренным образом перераспределял число выборщиков в пользу землевладельцев. Теперь один голос помещика приравняли к 4 голосам крупной буржуазии, 65 голосам мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих. Значительно сокращалось количество депутатов от Кавказа и Польши. Население 10 областей Средней Азии и Сибири было вообще лишено представительства в Думе как не достигшее "достаточного развития гражданственности".

III Государственная дума избирались по новому закону. Половину ее депутатов составили землевладельцы - 242 человека. Крестьянство было представлено 79 депутатами (16% от всего депутатского корпуса), рабочие и ремесленники - 16 депутатами (3%). К моменту открытия Думы ее депутаты распределялись по фракциям следующим образом: наибольшее представительство имели октябристы (154) и монархисты различных оттенков (147); кадеты получили 54 мандата, социал-демократы - 19. В трудовой группе насчитывалось 14 депутатов. 52 депутата являлись членами различных национальных партий и групп. Эсеры выборы бойкотировали. В III Государственной думе сменилось три председателя: Н. А. Хомяков, А. И. Гучков, М. В. Родзянко; все они принадлежали к фракции октябристов.

Первое заседание Государственной думы третьего созыва состоялось 1 ноября 1907 г. Получив удовлетворяющий его состав Думы, правительство смогло наконец начать обсуждение в ней аграрного законодательства. 14 июня 1910 г. царь Николай II утвердил принятый Думой законопроект, "касающийся крестьянского землевладения".

Ужесточение национальной политики. Основной целью реформ П. А. Столыпин считал создание "великой России". Этот программный лозунг, помимо всего прочего, подразумевал сохранение целостности и единства Российской империи при главенстве в ней русской нации. Поэтому правительство стремилось ликвидировать те немногие уступки, которые были вырваны населением национальных окраин во время революции. Подобная позиция находила отклик у части российского общества и депутатского корпуса. Осенью 1909 г. в Государственной думе была создана фракция русских националистов. Ее члены ставили перед собой цель дать отпор "инородческому засилью" в стране, а также, чтобы не допустить повторения революционных событий, противопоставить националистическое мировоззрение социалистическому. Постепенно фракция националистов превратилась в главную опору Столыпина в Думе.

Отношение в стране к политике Столыпина было сложным. С одной стороны, несмотря на революционное затишье, были по-прежнему сильны антиправительственные настроения. Значительная часть населения не доверяла власти. Крестьяне были разочарованы тем, что им не отдали помещичьи земли, а предлагали ехать невесть куда. В крестьянское сознание все глубже внедрялась идея перераспределения земли революционным путем. Дворяне видели в Столыпине лишь разрушителя "вековых устоев". Им нужен был премьер-успокоитель, в премьере-реформаторе они не нуждались. Либеральные интеллигенты не могли простить Столыпину военно-полевых судов, приверженности к самодержавным формам правления, антисемитских и прорусских настроений. Для членов революционных партий премьер-реформатор навсегда остался "душителем революции", "вешателем", реакционером.

Единственной силой, объявившей о своей поддержке всех столыпинских начинаний, были октябристы, стоявшая за ними патриотически настроенная русская буржуазия, часть интеллигенции и чиновничества. Эта социальная группа одобряла как наведение порядка самыми крутыми мерами, так и осторожные, продуманные реформы. Однако вскоре Столыпин лишился поддержки октябристов. Они были недовольны нерешительностью премьер-министра в проведении политических реформ. Кроме того, октябристы обвиняли Столыпина в том, что он слишком часто пытается действовать в обход Государственной думы. Весной 1911 г. А. И. Гучков решил открыто порвать с П. А. Столыпиным и сложить с себя полномочия председателя Государственной думы. Премьер-министра безоговорочно поддерживала только фракция националистов, но она не имела большого политического влияния.

Самым неприятным для Столыпина обстоятельством было то, что его курс перестал поддерживать и Николай II. И не потому, что царь боялся остаться в тени на фоне яркой фигуры премьер-министра, как считали многие. Николай II интуитивно чувствовал, что, несмотря на искреннее убеждение Столыпина в необходимости укрепления самодержавия как главного инструмента преобразовательного процесса, в "столыпинской России" самодержавная власть уже будет не нужна. Оправившись от испуга революционных лет, император все больше прислушивался к мнению консервативных сил в своем окружении. Все ждали от

Рекомендации к теме

Что необходимо знать по этой теме:

Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в. Николай II.

Внутренняя политика царизма. Николай II. Усиление репрессий. "Полицейский социализм".

Русско-японская война. Причины, ход, результаты.

Революция 1905 - 1907 гг. Характер, движущие силы и особенности русской революции 1905-1907 гг. этапы революции. Причины поражения и значение революции.

Манифест 17 октября.

Выборы в Государственную думу. I Государственная дума. Аграрный вопрос в Думе. Разгон Думы. II Государственная дума. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

Третьеиюньская политическая система. Избирательный закон 3 июня 1907 г. III Государственная дума. Расстановка политических сил в Думе. Деятельность Думы. Правительственный террор. Спад рабочего движения в 1907-1910 гг.

Столыпинская аграрная реформа.

IV Государственная дума. Партийный состав и думские фракции. Деятельность Думы.

Политический кризис в России накануне войны. Рабочее движение летом 1914 г. Кризис верхов.

Международное положение России в начале XX в.

Начало первой мировой войны. Происхождение и характер войны. Вступление России в войну. Отношение к войне партий и классов.

Ход военных действий. Стратегические силы и планы сторон. Итоги войны. Роль Восточного фронта в первой мировой войне.

Экономика России в годы первой мировой войны.

Рабочее и крестьянское движение в 1915-1916 гг. Революционное движение в армии и на флоте. Рост антивоенных настроений. Формирование буржуазной оппозиции.

Pусская культура XIX - начала XX в.

Обострение социально-политических противоречий в стране в январе-феврале 1917 г. Начало, предпосылки и характер революции. Восстание в Петрограде. Образование Петроградского Совета. Временный комитет Государственной думы. Приказ N I. Образование Временного правительства. Отречение Николая II. Причины возникновения двоевластия и его сущность. Февральский переворот в Москве, на фронте, в провинции.

От Февраля к Октябрю. Политика Временного правительства в отношении войны и мира, по аграрному, национальному, рабочему вопросам. Отношения между Временным правительством и Советами. Приезд В.И.Ленина в Петроград.

Политические партии (кадеты, эсеры, меньшевики, большевики): политические программы, влияние в массах.

Кризисы Временного правительства. Попытка военного переворота в стране. Рост революционных настроений в массах. Большевизация столичных Советов.

Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

II Всероссийский съезд Советов. Решения о власти, мире, земле. Формирование органов государственной власти и управления. Состав первого Советского правительства.

Победа вооруженного восстания в Москве. Правительственное соглашение с левыми эсерами. Выборы в Учредительное собрание, его созыв и разгон.

Первые социально-экономические преобразования в области промышленности, сельского хозяйства, финансов, рабочего и женского вопросов. Церковь и государство.

Брестский мирный договор, его условия и значение.

Хозяйственные задачи советской власти весной 1918 г. Обострение продовольственного вопроса. Введение продовольственной диктатуры. Рабочие продотряды. Комбеды.

Мятеж левых эсеров и крах двухпартийной системы в России.

Первая Советская Конституция.

Причины интервенции и гражданской войны. Ход военных действий. Человеческие и материальные потери периода гражданской войны и военной интервенции.

Внутренняя политика советского руководства в годы войны. "Военный коммунизм". План ГОЭЛРО.

Политика новой власти в отношении культуры.

Внешняя политика. Договоры с пограничными странами. Участие России в Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.

Внутренняя политика. Социально-экономический и политический кризис начала 20-х годов. Голод 1921-1922 гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. НЭП в области сельского хозяйства, торговли, промышленности. Финансовая реформа. Восстановление экономики. Кризисы в период НЭПа и его свёртывание.

Проекты создания Союза ССР. I съезд Советов СССР. Первое правительство и Конституция СССР.

Болезнь и смерть В.И.Ленина. Внутрипартийная борьба. Начало формирования режима власти Сталина.

Индустриализация и коллективизация. Разработка и осуществление первых пятилетних планов. Социалистическое соревнование - цель, формы, лидеры.

Формирование и укрепление государственной системы управления экономикой.

Курс на сплошную коллективизацию. Раскулачивание.

Итоги индустриализации и коллективизации.

Политическое, национально-государственное развитие в 30-е годы. Внутрипартийная борьба. Политические репрессии. Формирование номенклатуры как слоя управленцев. Сталинский режим и конституция СССР 1936 г.

Советская культура в 20-30-е гг.

Внешняя политика второй половины 20-х - середины 30-х годов.

СССР накануне войны (1938 - июнь 1941 г.)

Внутренняя политика. Рост военного производства. Чрезвычайные меры в области трудового законодательства. Меры по решению зерновой проблемы. Вооруженные силы. Рост численности Красной Армии. Военная реформа. Репрессии против командных кадров РККА и РККФ.

Внешняя политика. Пакт о ненападении и договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР. Советско-финская война. Включение республик Прибалтики и других территорий в состав СССР.

Периодизация Великой Отечественной войны. Начальный этап войны. Превращение страны в военный лагерь. Военные поражения 1941-1942 гг. и их причины. Основные военные события. Капитуляция фашистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.

Советский тыл в годы войны.

Депортация народов.

Партизанская борьба.

Человеческие и материальные потери в ходе войны.

Создание антигитлеровской коалиции. Декларация объединенных наций. Проблема второго фронта. Конференции "Большой тройки". Проблемы послевоенного мирного урегулирования и всестороннего сотрудничества. СССР и ООН.

Начало "холодной войны". Вклад СССР в создание "социалистического лагеря". Образование СЭВ.

Внутренняя политика СССР в середине 40-х - начале 50-х годов. Восстановление народного хозяйства.

Общественно-политическая жизнь. Политика в области науки и культуры. Продолжение репрессий. "Ленинградское дело". Кампания против космополитизма. "Дело врачей".

Социально-экономическое развитие советского общества в середине 50-х - первой половине 60-х годов.

Общественно-политическое развитие: XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв репрессий и депортаций. Внутрипартийная борьба во второй половине 50-х годов.

Внешняя политика: создание ОВД. Ввод советских войск в Венгрию. Обострение советско-китайских отношений. Раскол "социалистического лагеря". Советско-американские отношения и Карибский кризис. СССР и страны "третьего мира". Сокращение численности вооруженных сил СССР. Московский договор об ограничении ядерных испытаний.

СССР в середине 60-х - первой половине 80-х годов.

Социально-экономическое развитие: экономическая реформа 1965 г.

Нарастание трудностей экономического развития. Падение темпов социально-экономического роста.

Конституция СССР 1977 г.

Общественно-политическая жизнь СССР в 1970-е - начале 1980 гг.

Внешняя политика: договор о нераспространении ядерного оружия. Закрепление послевоенных границ в Европе. Московский договор с ФРГ. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Советско-американские договоры 70-х годов. Советско-китайские отношения. Ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан. Обострение международной напряженности и СССР. Усиление советско-американского противостояния в начале 80-х годов.

СССР в 1985-1991 гг.

Внутренняя политика: попытка ускорения социально-экономического развития страны. Попытка реформирования политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение политического кризиса.

Обострение национального вопроса. Попытки реформирования национально-государственного устройства СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. "Новоогаревский процесс". Распад СССР.

Внешняя политика: советско-американские отношения и проблема разоружения. Договоры с ведущими капиталистическими странами. Вывод советских войск из Афганистана. Изменение отношений со странами социалистического содружества. Распад Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

Российская Федерация в 1992-2000 гг.

Внутренняя политика: "Шоковая терапия" в экономике: либерализация цен, этапы приватизации торгово-промышленных предприятий. Падение производства. Усиление социальной напряженности. Рост и замедление темпов финансовой инфляции. Обострение борьбы между исполнительной и законодательной властью. Роспуск Верховного Совета и съезда народных депутатов. Октябрьские события 1993 г. Упразднение местных органов Советской власти. Выборы в Федеральное собрание. Конституция РФ 1993 г. Формирование президентской республики. Обострение и преодоление национальных конфликтов на Северном Кавказе.

Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция. Попытка возвращения к курсу либеральных реформ (весна 1997 г.) и ее неудача. Финансовый кризис августа 1998 г.: причины, экономические и политические последствия. "Вторая чеченская война". Парламентские выборы 1999 г. и досрочные президентские выборы 2000 г. Внешняя политика: Россия в СНГ. Участие российских войск в "горячих точках" ближнего зарубежья: Молдавия, Грузия, Таджикистан. Отношения России со странами дальнего зарубежья. Вывод российских войск из Европы и стран ближнего зарубежья. Российско-американские договоренности. Россия и НАТО. Россия и Совет Европы. Югославские кризисы (1999-2000 гг.) и позиция России.



Рекомендованная литература:
  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. ХХ век.