ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИТИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ (ПГП) СТРАНЫ
  1. Политическая и экономическая оценка государственных границ:

    а) уровень экономического развития соседних стран;
    б) принадлежность страны и соседних стран к экономическим и политическим блокам;
    в) Стратегическая оценка государственной границы.

  2. Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и продукции:

    а) возможность использования морского речного транспорта;
    б) торговые отношения с соседними странами;
    в) обеспеченность страны сырьем.

  3. Отношение к "горячим точкам" планеты:

    а) прямое или косвенное отношение страны к международным конфликтам, наличие "горячих точек" в пограничных регионах;
    б) военно-стратегический потенциал, наличие военных баз за рубежом;
    в) участиe страны в международной разрядке, разоружении;

  4. Общая оценка политического положения страны.

Рекомендации к теме

Ведущие идеи: Население представляет собой основу материальной жизни общества, активный элемент нашей планеты. Люди всех рас, наций и народностей одинаково способны к участию в материальном производстве и в духовной жизни.

Основные понятия: демография, темпы роста и темпы прироста населения, воспроизводство населения, рождаемость (коэффициент рождаемости), смертность (коэффициент смертности), естественный прирост (коэффициент естественного прироста), традиционный, переходный, современный тип воспроизводства, демографический взрыв, демографический кризис, демографическая политика, миграция (эмиграция, иммиграция), демографическая ситуация, половозрастная структура населения, половозрастная пирамида, ЭАН, трудовые ресурсы, структура занятости; расселение и размещение населения; урбанизация, агломерация, мегалополис, раса, этнос, дискриминация, апартеид, мировые и национальные религии.

Навыки и умения: уметь рассчитывать и применять показатели воспроизводства, обеспеченности трудовыми ресурсами (ЭАН), урбанизации и др. для отдельных стран и групп стран, а также анализировать и делать выводы (сравнивать, обобщать, определять тенденции и последствия этих тенденций), читать, сравнивать и анализировать половозрастные пирамиды различных стран и групп стран; используя карты атласа и других источников характеризовать изменения основных показателей по территории мира, давать характеристику населения страны (региона) по плану с использованием карт атласа.