ТЕМПЫ ПРИРОСТА

Темп прироста населения показывает на сколько процентов увеличилось население в текущем году по сравнению с каким либо более ранним периодом (чаще всего с предыдущим годом, называемым базовым годом).

Время удвоения - время, за которое численность населения возрастает вдвое.

Таблица 8. Темпы прироста (в %) и время удвоения (в годах) населения.

Период Мир Африка Латин.
Америка
Сев.
Америка
Азия Европа Океания Бывш.
СССР
1965-1970 2,06 2,64 2,6 1,13 2,44 0,66 1,97 1,00
1980-1995 1,74 2,99 2,06 0,82 1,87 0,25 1,48 0,78
2020-2025 0,99 1,90 1,12 0,34 0,89 0,05 0,76 0,47
Время
Удвоения
71 27 38 63 50 253 63 99

Минимальное время удвоения: Бруней (11), Катар (13), ОАЭ (13).
Максимальное время удвоения: Болгария, Ирландия, Венгрия (по 1000),
   Бельгия, Польша, Фолклендские о-ва, Пуэрто-Рико (по 693).
Как видно из таблицы, в разных регионах мира население в наши дни растет неодинаково: в одних более медленно, в других - быстрее, а в третьих - очень быстро. Это объясняется различным характером его воспроизводства.

Рекомендации к теме

Ведущие идеи: Население представляет собой основу материальной жизни общества, активный элемент нашей планеты. Люди всех рас, наций и народностей одинаково способны к участию в материальном производстве и в духовной жизни.

Основные понятия: демография, темпы роста и темпы прироста населения, воспроизводство населения, рождаемость (коэффициент рождаемости), смертность (коэффициент смертности), естественный прирост (коэффициент естественного прироста), традиционный, переходный, современный тип воспроизводства, демографический взрыв, демографический кризис, демографическая политика, миграция (эмиграция, иммиграция), демографическая ситуация, половозрастная структура населения, половозрастная пирамида, ЭАН, трудовые ресурсы, структура занятости; расселение и размещение населения; урбанизация, агломерация, мегалополис, раса, этнос, дискриминация, апартеид, мировые и национальные религии.

Навыки и умения: уметь рассчитывать и применять показатели воспроизводства, обеспеченности трудовыми ресурсами (ЭАН), урбанизации и др. для отдельных стран и групп стран, а также анализировать и делать выводы (сравнивать, обобщать, определять тенденции и последствия этих тенденций), читать, сравнивать и анализировать половозрастные пирамиды различных стран и групп стран; используя карты атласа и других источников характеризовать изменения основных показателей по территории мира, давать характеристику населения страны (региона) по плану с использованием карт атласа.