РАСОВЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ

Человеческая раса - исторически сложившаяся группа людей, имеющих сходные, передаваемые по наследству внешние (телесные) признаки.

Состав и структура человеческих рас, (%).

Р А С Ы
ЕВРОПЕОИДНАЯ
42,9%
МОНГОЛОИДНАЯ (АЗИАТСКАЯ И АМЕРИКАНСКАЯ ВЕТВИ)
19,1%
НЕГРОИДНАЯ
7%
АВСТРАЛОИДНАЯ
0,3%
СМЕШАННЫЕ, КОНТАКТНЫЕ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РАСОВЫЕ ГРУППЫ
около 30%

Этносы (народы) - сложившаяся устойчивая общность людей, объединяемых языком, территорией, хозяйством, культурой, национальным самосознанием и противопоставляющая себя всем прочим аналогичным коллективам.

Всего в мире насчитывается 3-4 тыс. народов, или этносов, часть которых сложилась в нации, а другие представляют собой народности и племена. Естественно, что при таком количестве народов необходима их классификация. Для географии населения наибольшее значение имеют классификации народов, во-первых, по численности и, во-вторых, по языку.

Классификация народов по численности свидетельствует прежде всего об исключительно больших различиях между ними: от китайцев, которых уже более 1,3 млрд., до племени веддов в Шри-Ланке или ботокудов в Бразилии, которые насчитывают менее 1 тыс. человек. Основную часть населения Земли составляют большие и в особенности самые большие народы, тогда как на долю многих сотен небольших народов приходится всего несколько процентов населения земного шара. Но свой вклад в мировую культуру вносили и вносят и большие, и малые народы.

Классификация народов по языку основывается на принципе их родства.

Все языки объединяются в языковые семьи, которые делятся на языковые группы. Самая распространенная из них - индоевропейская семья.

На языках этой семьи говорят 150 народов общей численностью более 2,5 млрд. человек, принадлежащих к 11 языковым группам и живущих во всех частях света. В зарубежной Европе и Америке на языках этой семьи говорит 95% всего населения.

Свыше 1 млрд. человек говорит на языках сино-тибетской семьи, в основном китайском, более 250 млн. - на языках афразийской семьи, в основном арабском. Численность большинства остальных семей значительно меньше.

В тех случаях, когда национальные (этнические) границы совпадают с политическими, образуются однонациональные государства; больше всего их в Европе, в Латинской Америке, в Австралии и Океании, на Ближнем Востоке. Существуют также двунациональные государства - Бельгия, Канада. Наряду с этими есть немало стран, которые представляют собой многонациональные государства; в некоторых из них живут десятки и даже сотни народов. Во многих случаях они имеют федеративное или конфедеративное административно-территориальное устройство.

Рекомендации к теме

Ведущие идеи: Население представляет собой основу материальной жизни общества, активный элемент нашей планеты. Люди всех рас, наций и народностей одинаково способны к участию в материальном производстве и в духовной жизни.

Основные понятия: демография, темпы роста и темпы прироста населения, воспроизводство населения, рождаемость (коэффициент рождаемости), смертность (коэффициент смертности), естественный прирост (коэффициент естественного прироста), традиционный, переходный, современный тип воспроизводства, демографический взрыв, демографический кризис, демографическая политика, миграция (эмиграция, иммиграция), демографическая ситуация, половозрастная структура населения, половозрастная пирамида, ЭАН, трудовые ресурсы, структура занятости; расселение и размещение населения; урбанизация, агломерация, мегалополис, раса, этнос, дискриминация, апартеид, мировые и национальные религии.

Навыки и умения: уметь рассчитывать и применять показатели воспроизводства, обеспеченности трудовыми ресурсами (ЭАН), урбанизации и др. для отдельных стран и групп стран, а также анализировать и делать выводы (сравнивать, обобщать, определять тенденции и последствия этих тенденций), читать, сравнивать и анализировать половозрастные пирамиды различных стран и групп стран; используя карты атласа и других источников характеризовать изменения основных показателей по территории мира, давать характеристику населения страны (региона) по плану с использованием карт атласа.