КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАН ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ.
  1. однонациональные (т.е. основная народность составляет свыше 90%). Их больше всего в Европе (Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, ФРГ, Польша, Австрия, Болгария, Словения, Италия, Португалия), Азия (Саудовская Аравия, Япония, Бангладеш, Корея, некоторые небольшие страны), в Латинской Америке (т.к. индейцы, мулаты, метисы считаются частями единых наций), в Африке (Египет, Ливия, Сомали, Мадагаскар);
  2. с резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Финляндия, Румыния, Китай , Монголия, США , Австралийский Союз, Новая Зеландия и др.);

    Китай часто относя к однонациональным странам, а США - к многонациональным, когда нет такой подробной классификации.


  3. двунациональные (Бельгия, Канада);
  4. с более сложным национальным составом, но относительно однородным в этническом отношении (в основном в Азии: Иран, Афганистан, Пакистан, Малайзия, Лаос; а также в Центральной, Восточной и Южной Африке; есть они и в Латинской Америке);
  5. многонациональные страны со сложным и разнородном в этническом отношении составом (Индия, Россия, Швейцария, Индонезия, Филиппины, многие страны Западной и Южной Африки).

Самый многонациональный район - Южная Азия, а самая многонациональная страна - Индия.

В многонациональных и двунациональных странах существует сложная проблема межнациональных отношений. В первую очередь это относится к развивающимся странам, где происходит прогрессивный процесс объединения родственных племен в народности, а народностей в нации.

С середины 70-х гг. национальный вопрос приобрел большую остроту и во многих экономически развитых странах, что связано прежде всего с фактическим экономическим и социальным неравенством живущих в них наций и народностей. В первую очередь это относится к Великобритании, Франции, Канаде, Бельгии, Испании, ЮАР.

В Канаде две основные нации - англо-канадцы и франко-канадцы; государственными языками являются английский и французский. Франко-канадцы компактно живут в провинции Квебек, которая образует "Французскую Канаду" в отличие от всех остальных провинций, составляющих "Английскую Канаду". Но англо-канадцы стоят выше в социальной иерархии, занимают ключевые позиции в экономике, и это приводит к постоянному обострению межнациональных отношений. Часть франко-канадцев выдвигает даже требование суверенного Квебека, т. е. создания самостоятельного франко-канадского государства.

С конца 80-х гг. сильно осложнились межнациональные отношения в России и в ряде других государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, в странах Восточной Европы, особенно в республиках бывшей Югославии.

Таблица 15. Крупнейшие народы и наиболее распространенные языки, на начало 90-х годов

Крупнейшие народы мира млн. человек Наиболее распространенные языки млн. человек
1. Китайцы
2. Хиндустанцы (Индия)
3. Американцы США
4. Бенгальцы (Бангладеш, Индия)
5. Русские
6. Бразильцы
7. Японцы
1400
220
190
180
150
140
125
1. Китайский
2. Английский
3. Хинди и урду (Индия, Пакистан)
4. Испанский
5. Бенгальский
6. Арабский
7. Русский
8. Португальский
9. Японский
1100
430
340
340
190
190
170
170
125

Расовая дискриминация - ущемление прав какой-либо группы граждан в силу их национальности. Крайняя степень расовой дискриминации, возведенная в ранг государственной политики - апартеид (ЮАР до середины 80-ых годов ХХ века).

Рекомендации к теме

Ведущие идеи: Население представляет собой основу материальной жизни общества, активный элемент нашей планеты. Люди всех рас, наций и народностей одинаково способны к участию в материальном производстве и в духовной жизни.

Основные понятия: демография, темпы роста и темпы прироста населения, воспроизводство населения, рождаемость (коэффициент рождаемости), смертность (коэффициент смертности), естественный прирост (коэффициент естественного прироста), традиционный, переходный, современный тип воспроизводства, демографический взрыв, демографический кризис, демографическая политика, миграция (эмиграция, иммиграция), демографическая ситуация, половозрастная структура населения, половозрастная пирамида, ЭАН, трудовые ресурсы, структура занятости; расселение и размещение населения; урбанизация, агломерация, мегалополис, раса, этнос, дискриминация, апартеид, мировые и национальные религии.

Навыки и умения: уметь рассчитывать и применять показатели воспроизводства, обеспеченности трудовыми ресурсами (ЭАН), урбанизации и др. для отдельных стран и групп стран, а также анализировать и делать выводы (сравнивать, обобщать, определять тенденции и последствия этих тенденций), читать, сравнивать и анализировать половозрастные пирамиды различных стран и групп стран; используя карты атласа и других источников характеризовать изменения основных показателей по территории мира, давать характеристику населения страны (региона) по плану с использованием карт атласа.