РУДНЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Рудные полезные ископаемые обычно сопутствуют фундаментам и выступам (щитам) древних платформ, а также складчатым областям. В таких областях они нередко образуют огромные по протяженности рудные (металлогенические) пояса, связанные своим происхождением с глубинными разломами в земной коре. Территории подобных поясов (Альпийско-Гималайского, Тихоокеанского) служат сырьевыми базами горнодобывающей и металлургической промышленности, зачастую определяя хозяйственную специализацию отдельных районов и даже целых стран.

По размерам общегеологических ресурсов железной руды первое место занимают страны СНГ (110 млрд. т), второе - страны зарубежной Азии (68), третье и четвертое делят Африка и Латинская Америка (по 60), на пятом стоит Северная Америка (50), на шестом - Австралия (25) и на седьмом - зарубежная Европа (20). Среди стран СНГ по этому показателю особенно выделяются Россия и Украина, среди стран зарубежной Азии - Китай (40) и Индия (20), среди стран Латинской Америки - Бразилия (50), а в Северной Америке - и США и Канада обладают примерно равными железорудными ресурсами (по 25 млрд. т).

Таблица6. Страны мира, обладающие самыми большими запасами железных руд  

Страны

Разведанные запасы железных руд, млрд т

Россия

25

Китай

25

Украина

22

Австралия

18

Канада

12

Бразилия

8

Казахстан

8

США

7

Швеция

4

Индия

3



Алюминиевые руды (глинозем и бокситы). Алюминий - самый распространенный (8,8%) металл в земной коре.
    Главные бокситоносные провинции:
  1. Средиземноморская (Франция, Италия, Греция, бывш. Югославия, Румыния, Венгрия);
  2. Побережье Гвинейского залива (Гвинея, Гана, Сьерра-Леоне, Камерун);
  3. Карибский бассейн (Ямайка, Гаити, Доминиканская респ., Гайана, Суринам).
  4. Австралийская.
  5. А также СНГ и Китай.

США не повезло: запасов алюминиевых руд в стране очень мало. Мало или нет совсем в Японии, Канаде.

Страны мира, обладающие крупнейшими запасами бокситов: Гвинея, Австралия, Бразилия, Ямайка, Суринам, Гайана.

Медные руды. Чили, США, Канада, ДР Конго (б.Заир), Замбия, Перу, Австралия, Казахстан, Китай.

Оловянные руды: Малайзия, Бразилия, Индонезия, Китай, Боливия, Россия, Таиланд.

Полиметаллические (свинцово-цинковые): Канада, Австралия, США.

Никель: Канада, Новая Каледония, Австралия, Индонезия, Куба.

Кобальт: Заир, Замбия, Австралия, Филиппины

Хром: ЮАР, Зимбабве.

Марганцевые руды: ЮАР, Австралия, Габон, Бразилия, Индия, Казахстан, Китай.

Интересно сравнить экономически развитые страны Запада и развивающиеся страны по их доле в ресурсах разных видов рудного сырья. Страны Запада имеют резкий перевес в ресурсах платины, ванадия, хромитов, золота, марганца, свинца, цинка, вольфрама, а развивающиеся страны - в ресурсах кобальта, бокситов, олова, никеля, меди.

Рекомендации к теме

Ведущие идеи: географическая среда - необходимое условие жизни общества, развития и размещения населения и хозяйства, при этом в последнее время снижается влияние ресурсного фактора на уровень экономического развития страны, но возрастает значение рационального использования природных ресурсов и экологического фактора.

Основные понятия: географическая (окружающая) среда, рудные и нерудные полезные ископаемые, рудные пояса, бассейны полезных ископаемых; структура мирового земельного фонда, южный и северный лесные пояса, лесистость; гидроэнергетический потенциал; шельф, альтернативные источники энергии; ресурсообеспеченность, природно-ресурсный потенциал (ПРП), территориальное сочетание природных ресурсов (ТПСР), районы нового освоения, вторичные ресурсы; загрязнение окружающей среды, экологическая политика.

Навыки и умения: уметь давать характеристику природных ресурсов страны (региона) по плану; использовать различные методы экономической оценки природных ресурсов; давать характеристику природных предпосылок для развития промышленности, сельского хозяйства страны (региона) по плану; давать краткую характеристику размещения основных видов природных ресурсов, выделять страны "лидеры" и "аутсайдеры" по обеспеченности тем или иным видом природных ресурсов; приводить примеры стран, не обладающих богатыми природными ресурсами, но достигших высокого уровня экономического развития и наоборот; приводить примеры рационального и нерационального использования ресурсов.