РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Рекреационные ресурсы - основа отдыха и туризма. Рекреационные ресурсы выделяются не по особенностям происхождения, а по характеру использования. К ним относятся как природные, так и антропогенные объекты и явления, которые можно использовать в целях отдыха, туризма и лечения. Соответственно они подразделяются на четыре главных типа:
1. рекреационно-лечебный (например, лечение минеральными водами),
2. рекреационно-оздоровительный (например, купально-пляжные местности),
3. рекреационно-спортивный (например, горнолыжные базы),
4. рекреационно-познавательный (например, исторические памятники).

Широко применяется также подразделение рекреационных ресурсов на природно-рекреационные и культурно-исторические достопримечательности.

К природно-рекреационным ресурсам относятся морские побережья, берега рек и озер, горы, лесные массивы, выходы минеральных источников и лечебных грязей. Там отдыхающие и туристы находят наибольшее разнообразие и живописность природных ландшафтов, богатство растительности, целительный климат, хорошие возможности для отдыха, занятий спортом, охотой, рыбной ловлей и др.

Главные формы природно-рекреационных территорий - зеленые зоны вокруг больших городов, заповедники, национальные парки.

Культурно - исторические достопримечательности - памятники истории, археологии, архитектуры, искусства. Например, Московский Кремль, Петергоф под Санкт-Петербургом, Вестминстер в Лондоне, Версальский дворцово-парковый комплекс под Парижем, римский Колизей, афинский Акрополь, египетские пирамиды, гробницу Тадж-Махал в Агре (Индия), статую Свободы в Нью-Йорке, крупнейшие музеи мира ежегодно посещают миллионы людей.

Таблица 18. Географическое распределение объектов Всемирного культурного наследия

Регион Количество объектов (удельный вес региона, в %)
Европа
Азия
Латинская Америка
Африка
Северная Америка
207 (49%)
101 (24%)
51 (13%)
46 (11%)
13 (3%)
Весь мир 418 (100%)

В наибольшей мере отдыхающих и туристов привлекают такие страны, как Италия, Испания, Франция, Швейцария, Болгария, Индия, Мексика, Египет и др., где богатые природно-рекреационные ресурсы сочетаются с культурно-историческими достопримечательностями. Это же относится и к отдельным районам.

Рекомендации к теме

Ведущие идеи: географическая среда - необходимое условие жизни общества, развития и размещения населения и хозяйства, при этом в последнее время снижается влияние ресурсного фактора на уровень экономического развития страны, но возрастает значение рационального использования природных ресурсов и экологического фактора.

Основные понятия: географическая (окружающая) среда, рудные и нерудные полезные ископаемые, рудные пояса, бассейны полезных ископаемых; структура мирового земельного фонда, южный и северный лесные пояса, лесистость; гидроэнергетический потенциал; шельф, альтернативные источники энергии; ресурсообеспеченность, природно-ресурсный потенциал (ПРП), территориальное сочетание природных ресурсов (ТПСР), районы нового освоения, вторичные ресурсы; загрязнение окружающей среды, экологическая политика.

Навыки и умения: уметь давать характеристику природных ресурсов страны (региона) по плану; использовать различные методы экономической оценки природных ресурсов; давать характеристику природных предпосылок для развития промышленности, сельского хозяйства страны (региона) по плану; давать краткую характеристику размещения основных видов природных ресурсов, выделять страны "лидеры" и "аутсайдеры" по обеспеченности тем или иным видом природных ресурсов; приводить примеры стран, не обладающих богатыми природными ресурсами, но достигших высокого уровня экономического развития и наоборот; приводить примеры рационального и нерационального использования ресурсов.