НЕПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СФЕРА

Транспорт: главные магистрали и узлы.

Региональная транспортная система региона относится к западноевропейскому типу. По дальности перевозок она намного уступает системам США и России. Зато по обеспеченности транспортной сетью стоит далеко впереди, занимая первое место в мире. Сравнительно небольшие расстояния стимулировали развитие автомобильного транспорта, который теперь играет главную роль в перевозках не только пассажиров, но и грузов. Сеть железных дорог в большинстве стран сокращается, и крупные новостройки в 50-70-х гг. были характерны только для некоторых стран Восточной Европы (Польша, Югославия, Албания).

Конфигурация сухопутной транспортной сети региона очень сложна. Но основной ее каркас образуют магистрали широтного и меридионального направлений, имеющие международное значение. Главные широтные трансевропейские магистрали проходят следующим образом: 1) Брест - Париж - Берлин - Варшава - Минск - Москва, 2) Лондон - Париж - Вена - Будапешт - Белград - София - Стамбул.

Речные пути также имеют меридиональное (Рейн) или широтное (Дунай) направления. Особенно велико транспортное значение водного пути Рейн - Майн - Дунай.

Дунай - "транснациональная стрела": Германия, Австрия, Словакия, Венгрия, Хорватия, СРЮ, Болгария, Румыния, Украина

Рейн: Швейцария, Лихтенштейн, Австрия, Германия, Франция, Нидерланды.

Драва: Италия, Австрия, Словения, Хорватия, СРЮ

Тиса: Украина, Румыния, Словакия, Венгрия, СРЮ

В местах пересечения сухопутных и внутренних водных путей возникли крупные транспортные узлы. По существу такими узлами являются и морские порты, обслуживающие прежде всего международные перевозки. Многие мировые юрты (Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр) находятся в устьях-эстуариях рек, которые связывают их с глубинными районами. Все они фактически превратились в единые портово-промышленные комплексы. Для них характерно развитие отраслей морского хозяйства и особенно так называемой "портовой промышленности", работающей на привозном, заморском сырье. Самый крупный из них - Роттердам. Грузооборот Роттердамского порта составляет около 300 млн. т в год. Расположенный на одном из рукавов Рейна в 33 км от моря, он выполняет функции главных морских ворот для многих европейских стран. С глубинными районами он связан водными путями по Рейну и Мозелю, железными и шоссейными дорогами, нефтегазопроводами.

Западная Европа - хороший пример того, как даже крупные естественные преграды перестают быть непреодолимым препятствием для транспортных связей. Многочисленные железные, автомобильные дороги и трубопроводы пересекают Альпы. Паромные переправы связывают берега Балтийского, Северного, Средиземного морей. Автодорожные мосты перекинуты через Босфор, через Большой Бельт. Завершен "проект века" - сооружение железнодорожного тоннеля через пролив Ла-Манш.

Наука и финансы: технопарки, технополисы и банковские центры.

По примеру "Силиконовой долины" в США в зарубежной Европе также возникло много научно-исследовательских парков, технополисов, которые уже в значительной степени определяют географию науки ряда стран. Самые крупные из них находятся в окрестностях Кембриджа (Великобритания), Мюнхена (ФРГ). На юге Франции, в районе Ниццы, формируется так называемая "Долина высокой технологии".

В зарубежной Европе находится 60 из 200 крупнейших мировых банков. Эталоном страны-банкира давно уже стала Швейцария: в сейфах ее банков лежит половина всех ценных бумаг мира. Особенно выделяется "экономическая столица" страны - Цюрих. В последнее время в страну-банкира превратился и Люксембург и Франкфурт-на-Майне. Но все же крупнейшим финансовым центром был и остается Лондон.

Отдых и туризм

Зарубежная Европа была и остается главным районом международного туризма. Здесь получили развитие все виды туризма, очень высокого уровня достигла "индустрия туризма". В качестве стран-лидеров международного туризма также неизменно выступают Испания, Франция и Италия. К числу самых популярных стран привлечения туристов относятся также Великобритания, ФРГ, Австрия, Швейцария, Греция, Португалия, Чехия, Венгрия. А в таких микрогосударствах, как Андорра, Сан-Марино, Монако, обслуживание туристов давно уже служит главным источником доходов. Здесь на каждого жителя приходится по сто туристов.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы

В результате высокой плотности населения, давней промышленной и сельскохозяйственной освоенности территории природная среда зарубежной Европы в наибольшей мере стала географической средой человеческого общества. Здесь широко распространены все виды антропогенных ландшафтов. Но одновременно это привело к обострению многих природоохранных и экологических проблем.

Некоторые из них связаны с открытой добычей, сжиганием и химической переработкой высокозольного (прежде всего бурого) угля. Другие - с размещением ряда городов и агломераций, металлургических, нефтегазоперерабатывающих и нефтехимических заводов, АЭС на берегах Рейна, Эльбы, Дуная, Вислы, на морских побережьях, третьи - с распространением кислотных дождей. Четвертые - со все возрастающей "плотностью автомобилей", которая в ряде городских агломераций уже достигает 250-300 машин на 1 км2. Пятая - со стихийным развитием туризма, что уже привело к значительной деградации природной среды, как в Альпах, так и на побережье Средиземного моря. Шестая - с огромной опасностью для природной среды, которую создают катастрофы супертанкеров, нередко случающиеся, особенно на подступах к Ла-Маншу.

Все страны региона проводят государственную экологическую политику и принимают все более решительные меры по охране окружающей среды. Изданы строгие природо-охранительные законы, возникли массовые общественные организации и партии "зеленых", ведется пропаганда использования велосипедов, расширена сеть национальных парков и других охраняемых территорий.

Все это привело к первым положительным результатам. Но тем не менее во многих странах экологическая обстановка все еще остается сложной. В первую очередь это относится к Великобритании, ФРГ, Бельгии, Польше, Чехии.

В целом экологическая ситуация в восточной части зарубежной Европы значительно хуже, чем в западной.

Рекомендации к теме

Ведущие идеи: показать разнообразие культурных миров, моделей экономического и политического развития, взаимосвязь и взаимозависимость стран мира; а также убедиться в необходимости глубокого понимания закономерностей общественного развития и тех процессов, которые происходят в мире.

Основные понятия: западноевропейский (североамериканский) тип транспортной системы, портово-промышленный комплекс, "ось развития", столичный регион, промышленный пояс, "ложная урбанизация", латифундия, шипстейшнз, мегалополис, "технополис", "полюс роста", "коридоры роста"; колониальный тип отраслевой структуры, монокультура, апартеид, субрегион.

Навыки и умения: уметь оценивать влияние ЭГП и ПГП, историю заселения и развития, особенности населения и трудовых ресурсов региона, страны на отраслевую и территориальную структуру хозяйства, уровень экономического развития, роль в МГРТ региона, страны; определять проблемы и прогнозировать перспективы развития региона, страны; выделять специфические, определяющие черты отдельных стран и давать им объяснение; находить черты сходства и различия в населении и хозяйстве отдельных стран и давать им объяснение, составлять и анализировать картосхемы и картограммы.