ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА (АНТРОПОГЕНЕЗА)

ПРИЗНАКИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ЛЮДЕЙ ВРЕМЯ ПОЯВЛЕНИЯ ПРИЗНАКА (ДО Н.Э.) СТАДИИ АНТРОПОГЕНЕЗА ПРЕДСТАВИТЕЛИ СРЕДИ ИСКОПАЕМЫХ ФОРМ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПО ЗЕМЛЕ
Прямохождение Более 10 млн лет Отделение ветви гоминид Австралопитек Индия, Африка
Использование предметов труда 4,5-1,75 млн лет Прегоминидная То же Африка, Азия
Изготовление орудий 2 млн лет Прегоминидная Человек умелый Африка
Поддержание огня. Речь (примитивная из отдельных выкриков). Простые формы коллективной деятельности Ранние формы - 2,6 млн лет, расцвет - 600-400 млн лет Древнейшие люди Человек прямоходящий (питекантропы) Африка, Западная и Центральная Европа, Индонезия, Восточная Азия
Добывание огня. Сложные формы коллективной деятельности (загонная охота), забота о ближних, речь типа лепета Ранние формы - 1,5 млн лет, расцвет - 250-40 тыс. лет Древние люди Неандерталец Европа, Африка, Азия
Настоящая речь. Мышление.Искусство Менее 40 тыс лет Современные люди Кроманьонец Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка
Развитие сельского хозяйства, промышленного производства, техники, науки Менее 10 тыс лет По всему миру

Рекомендации к теме

Проработав эти темы, Вы должны уметь:

  1. Сформулировать своими словами определения: эволюция, естественный отбор, борьба за существование, адаптация, рудимент, атавизм, идиоадаптация, биологический прогресс и регресс.
  2. Кратко описать, каким образом та или иная адаптация сохраняется отбором. Какую роль играют в этом гены, генетическая изменчивость, частота генов, естественный отбор.
  3. Объяснить, почему в результате отбора не образуется популяция идентичных, безупречно адаптированных организмов.
  4. Сформулировать, что такое генетический дрейф; привести пример ситуации, в которой он играет важную роль, и объяснить, почему его роль особенно велика в небольших популяциях.
  5. Описать два способа возникновения видов.
  6. Сравнивать естественный и искусственный отбор.
  7. Кратко перечислить ароморфозы в эволюции растений и позвоночных, идиоадаптация в эволюции птиц и млекопитающих, покрытосеменных растений.
  8. Назвать биологические и социальные факторы антропогенеза.
  9. Сравнивать эффективность потребления растительной и животной пищи.
  10. Кратко описать черты древнейшего, древнего, ископаемого человека, человека современного типа.
  11. Указать черты развития и сходства человеческих рас.


Рекомендованная литература:

Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. "Общая биология". Москва, "Просвещение", 2000
  • Тема 14. "Эволюционное учение." §38, §41-43 стр. 105-108, стр.115-122
  • Тема 15. "Приспособленность организмов. Видообразование." §44-48 стр. 123-131
  • Тема 16. "Доказательства эволюции. Развитие органического мира." §39-40 стр. 109-115, §49-55 стр. 135-160
  • Тема 17. "Происхождение человека." §49-59 стр. 160-172