БИОЦЕНОТИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ОРГАНИЗМАМИ

НАЗВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ 2-Х ВИДОВ,
ИЗВЛЕКАЕМОЕ ИЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
РАСШИФРОВКА ПОНЯТИЙ ПРИМЕРЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Конкуренция -        - Борьба за одни и те же условия окружающей среды между разными видами или внутри одного вида. Растения конкурируют между собой в борьбе за свет, влагу и т.п.; хищные птицы лесов и хищные звери конкурируют за пищу - мышевидных грызунов и т.д.
Хищничество +        - Один организм (хищник) добывает и поедает другого (жертву). Если организмы одного вида - каннибализм. Из беспозвоночных животных: стрекозы и пауки поедают мух, бабочек и комаров; из позвоночных животных: волки и лисы поедают зайцев и мышевидных грызунов.
Паразитизм +        - Один организм (паразит) использует другого (хозяина) в качестве источника питания и среды обитания Простейшие лямблии, трипаносомы и малярийные плазмодии паразитируют в кишечнике и крови позвоночных животных и человека; гриб-трутовик паразитирует на деревьях, грибы головня, спорынья паразитируют на злаках.
Мутуализм (симбиоз) или кооперация +        + Взаимовыгодная форма сожительства, построенная на пищевых, пространственных и др. типах взаимоотношений Термиты и живущие в их кишечнике жгутиконосцы, переваривающие клетчатку; носорог и воловьи птицы, склевывающие с кожи паразитов; актиния и рак-отшельник
Комменсализм или нахлебничество +        0 Один из организмов извлекает из взаимоотношения пользу, для другого взаимоотношения нейтральны. Рыбы-прилипалы и акулы, дающие рыбам-прилипалам защиту и пищу; в гнездах птиц и норах грызунов обитает большое количество видов насекомых, находящих в норах убежище и пищу.
Аменсализм 0        - Деятельность одного вида приводит к угнетению других. Ели, растущие в смешанном лесу, затеняют березы и другие лиственные породы, причем жизнь елей от лиственных деревьев практически не зависит; гриб-пеницилл выделяет антибиотик, подавляющий развитие бактерий.
Нейтрализм 0        0 Разные виды организмов имеют различающиеся экологические ниши и не вступают во взаимоотношения друг с другом. Разные виды антилоп в саваннах Африки поедают растения разных ярусов. Жирафовая антилопа кормится листьями деревьев, антилопа Гну - листьями кустарников и высоких трав, антилопа Куду кормится низкими травами.

Рекомендации к теме

Проработав эти темы, Вы должны уметь:

  1. Дать определения: "экология", "экологический фактор", "фотопериодизм", "экологическая ниша", "среда обитания", "популяция", "биоценоз", "экосистема", "продуцент", "консумент", "редуцент", "сукцессия", "агроценоз".
  2. Приводить примеры фотопериодических реакций растений и, по возможности, животных.
  3. Объяснить разницу между местообитанием популяции и ее нишей. Привести примеры на каждое из этих понятий.
  4. Прокомментировать закон Шелфорда и уметь строить график зависимости организмов от абиотических факторов среды.
  5. Описать пример успешного биологического метода борьбы с вредителями.
  6. Объяснить причины демографического взрыва и возможные последствия, а также значение снижения рождаемости, которое, как правило, следует за снижением смертности.
  7. Построить схему пищевой цепи; правильно указать трафический уровень каждого компонента данной экосистемы.
  8. Построить схему простого круговорота следующих элементов: кислорода, азота, углерода.
  9. Описать события, происходящие при зарастании озера; после вырубки леса.
  10. Указать различия между агроценозом и биоценозом.
  11. Рассказать о значении и структуре биосферы.
  12. Объяснить, каким образом сельское хозяйство, использование ископаемого топлива и производство пластмасс способствуют загрязнению среды и предложить меры для предотвращения этого.


Рекомендованная литература:

Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. "Общая биология". Москва, "Просвещение", 2000
  • Тема 18. "Среда обитания. Экологические факторы." глава 1; стр. 10-58
  • Тема 19. "Популяции. Типы взаимоотношений организмов." глава 2 §8-14; стр. 60-99; глава 5 § 30-33
  • Тема 20. "Экосистемы." глава 2 §15-22; стр. 106-137
  • Тема 21. "Биосфера. Круговороты веществ." глава 6 §34-42; стр. 217-290