Культуры, цивилизации и формации.

В современной науке нет единого определения слова "культура". В переводе с латинского слово "культура" означает "возделывание", "почитание", "развитие". Принято считать, что первое научное определение культуры дал Э.Б.Тайлор: она "слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества". В представлениях других классиков эволюционизма (Л.Г.Моргана, Дж.Фрэзера) и функционализма (Б.Малиновского, А.Рэдклифф-Брауна) культура также неизменно предстает целостностью. По убеждению Ф.Боаса, "мы не сможем дать оценку важным сюжетам человеческой истории, если будем рассматривать социальную жизнь как сумму отдельных частей. Необходимо понимать жизнь и культуру как целое".

Исследователи - этнографы Крэбер и Клакхон, опираясь на собственный опыт и опыт предшественников, утверждали: "Культура состоит из выраженных и неявных, воспринятых и переданных символами образцов деятельности (поведения). Составляющих достижение человеческих сообществ, включающих их воплощенность в предметах; основное ядро культуры состоит из традиционных знаний и соотносимых с нами ценностей; культурные системы могут, с одной стороны, рассматриваться как продукты деятельности, с другой, как условие дальнейшей деятельности".

В современной истории действуют и другие, более примитивные определения, такие как: "культура - система знаний, в той или иной степени разделяемая членами общества", "способность использовать орудия и символы", или - "Культура - определитель человеческого поведения". В российской науке эти идеи замечательно просто выражены в работах Э.С.Маркаряна: "Человеческая деятельность есть социально направленная активность людей, культура же - это способ ее осуществления; культура включает в себя и результаты (продукты) деятельности".

Российский исследователь С.А.Арутюнов предложил четырехсферную модель культуры, где все четыре сферы (подсистемы) культуры "соприкасаются, перекрываются, и каждая находит свое отражение во всех остальных". Сами сферы описывались так:

Культура первичного производства - производство и воспроизводство материальных благ, орудий и средств производства в тех пределах, в которых производство ограничено от потребления.

Культура жизнеобеспечения - совокупность механизмов и средств, направленных на непосредственное поддержание жизнедеятельности ее носителей; сфера потребления (в том числе жилище и поселение, питание, одежда).

Соционормативная культура - мораль, право, обычай, ритуал, значительная часть религиозных институтов и различные социальные структуры.

Гуманитарная культура - совокупность научных и эмпирических знаний и опыта, а так же та область познания, которая осуществляется не разумом, а эмоциональным, чувственным путем, через искусство в самых различных его формах и проявлениях.

Самой современной является теория, согласно которой культура определяется четырьмя сферами. Экологическая культура представляет собой знание природных условий деятельности, ландшафта, флоры, фауны, акватории, климата, метрологии, хронологии, астрологии. Материальную культуру составляют созданные или приобретенные человеком вещественные средства жизнедеятельности: жилище с утварью, интерьером, хозяйственные постройки, одежда, транспорт, пищевые продукты, орудия труда. В нормативную культуру входят общественные устои, выраженные в стереотипах межэтнического и межгруппового общения, идеологических и правовых установках относительно власти, войны, суда, собственности, в принципах экономических связей по производству и в производстве (в хозяйственных объединениях, торговле, обмене, распределении), в системе регламентации брачно-родственных отношений, обрядово-ритуальном комплексе, этике. Духовная культура - это средства самореализации личности на языке понятий, символов, образов, выражающихся в представлениях о душе и теле, о душе и духах, о душе и Боге, в искусстве сказителей, песенников, поэтов, музыкантов, художников, в творчестве мастеров-ремесленников, врачевателей, ученых, в деятельности шаманов, отчасти жрецов, священнослужителей различных конфессий, в эстетике.

Кроме термина "культура" в истории часто используется термин "цивилизация". Он введен сравнительно недавно - около двух столетий назад. Ввели его французские просветители для обозначения гражданского общества, в котором царствуют свобода, справедливость, правовой строй. Но вскоре этому быстро привившемуся понятию стали придавать совершенно различное значение. Так, американский антрополог Л.Морган и вслед за ним Ф.Энгельс определяли цивилизацию как стадию развития человеческого общества, которая наступила вслед за дикостью и варварством, и характеризовалась упорядоченностью общественного строя, возникновением классов, государства, частной собственности. О.Шпенглер понимал под цивилизацией фазу заката культурно-исторического типа, его разложения и употреблял этот термин в негативном смысле. А.Тойнби писал о локальных цивилизациях как различных культурно-исторических системах, рассматривая их как динамические образования эволюционного типа. Советский историк М.Барг определял цивилизацию как "совокупность духовных, материальных и нравственных средств, которыми данное сообщество вооружает своего члена в противостоянии внешнему миру". Сегодня многие историки понимают под цивилизацией качественную специфику (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.

Виды цивилизаций.

Мировая цивилизация - этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, навыков и интересов человека, технологическим и экономическим способом производства, строем политических и общественных отношений, уровнем развития духовного воспроизводства; по сути дела речь идет о сверхдолгосрочном (многовековом) историческом цикле. Смена мировых цивилизаций выражает поступательное движение исторического прогресса, саморазвитие человечества.

Некоторые историки оспаривают правомерность самого понятия "мировая цивилизация". Такой подход не нов. Его отстаивали О. Шпенглер, в какой-то мере А. Тойнби. При этом отрицается всемирная история: она превращается в конгломерат изолированных процессов развития локальных цивилизаций. Отбрасывается взаимовлияние их динамики в рамках общеисторических ритмов развития человечества как единой общности.

Существует две основные разновидности теорий цивилизаций:

Стадиальные теории изучают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяют основные стадии (этапы). Этот процесс, начавшись в глубокой древности с распада первобытного общества, когда часть человечества перешла в состояние цивилизованности, продолжается и сейчас.

Теории локальных цивилизаций изучают большие, исторически сложившиеся общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития.

Локальные цивилизации - сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом различные "компоненты" - географическая среда, экономика, политическое устройство, социальная структура, законодательство, религия, церковь, философия, литература, искусство, быт людей, нормы их поведения и т. д. Каждая локальная цивилизация имеет свой почерк, свой ритм, более или менее синхронизированный с ритмом мировых цивилизаций. Но в своём развитии любая цивилизация проходит общие для мирового исторического процесса этапы, хотя и в особых, только ей присущих формах.

Существует также деление цивилизаций на первичные, вторичные и периферийные.

Первичные цивилизации возникают самостоятельно путём распада первобытного общества.

Вторичные цивилизации возникают на основе ранее существовавшей цивилизации.

Периферийные цивилизации возникают в одно время с вторичными, но не имеют опоры на опыт предшествующих цивилизаций, т.к. возникают из первобытности; в их формировании большую роль играют "горизонтальные" связи с соседними цивилизациями.

Закономерности модернизационных процессов.

Одна из наиболее распространённых в наше время теорий развития исторического процесса - это теория модернизации, - т.е. рассмотрения истории как процесса изменений к лучшему. Этот процесс идёт в постоянной борьбе между модернизацией и традиционализмом.

Есть три пути проведения модернизации:
1) изнутри (самопроизвольная модернизация).

Внутри цивилизации постепенно зреют процессы, ведущие к модернизации общества. Таким путём развивались Англия, Голландия и др.


2) извне (т.е. под влиянием каких-то внешних факторов или иных цивилизаций).
Примером здесь может послужить завоевание англичанами Индии и развитие Индии под влиянием Англии.


3) сочетание процессов "извне" и "изнутри".
Здесь в пример можно привести страны Латинской Америки, Польшу и т.д.


Модернизационные процессы никогда не идут хаотично. Они подчиняются определённым законам. Прежде всего подвергается модернизации военная техника
    затем технология
    затем промышленность
    затем кадры
    затем наука
    затем культурные потребности и даже идеология.

Кроме цивилизационного, существует так же формационный подход. Сторонники этого подхода считают, что исторический процесс необходимо представлять себе в виде ряда сменяющих друг друга общественно-экономических формаций, главным определяющим которых является способ производства (сочетание производительных сил и производственных отношений). Исторический процесс при этом выглядит следующим образом: первобытнообщинная формация сменилась рабовладельческой, та - феодальной, феодальная - капиталистической. Капиталистическая должна, по представлениям К. Маркса, смениться коммунистической, первой фазой которой будет социализм.

Достоинством такого подхода является то, что он рассматривает исторический процесс в непрерывном развитии, однако, у него есть и существенные недостатки - совершенно не учитываются культурные особенности развития, кроме того, этот способ рассмотрения исторического процесса не подходит для Востока.

Рекомендации к теме

Рекомендованная литература:
  • Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца ХХ века. 10 - 11 кл. М.: Дрофа, 2000.