Римская цивилизация во многих своих чертах была похожа на древнегреческую. Поэтому между историками давно уже идет спор: существует ли самостоятельная римская цивилизация? Некоторые известные ученые отвечали на этот вопрос отрицательно. К их числу относятся прежде всего немецкий философ О. Шпенглер (1880-1936) и А. Тойнби, которые считали, что история Рима - это всего лишь последняя стадия жизни единой греко-римской (античной)цивилизации. Они не видели оригинальности в римской духовной культуре и называли ее подражательной и слишком утилитарной. По их мнению, главные достижения римлян - в технике, прикладных науках, в законодательстве. А литература, искусство, философия были всецело под греческим влиянием.

Другие историки, и их большинство, утверждают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, своеобразную систему ценностей и государственность, резко отличающие его от Древней Греции. Те черты культуры, которые О. Шпенглер и А. Тойнби приписывали "вырождению", оцениваются иначе: как проявление особой направленности в развитии римской цивилизации.

    В истории Рима выделяют следующие периоды:
  • Царский период - с 753 г. до н. э. (появление города Рима) по 509 г. до н. э. (изгнание последнего римского царя Тарквиния)
  • Период республики - с 509 г. до н. .э. по 82 г. до н. .э. (начало правления Луция Суллы, объявившего себя диктатором)
  • Период Империи - с 82 г. до н. э. по 476 г. н. э. (захват Рима варварами под предводительством Одоакра и изъятие у последнего императора символов императорского достоинства).

Римская цивилизация, как и древнегреческая, была морской. Апеннинский полуостров, отгороженный от материка Альпами, омывается с запада Тирренским морем, а с востока - Адриатическим, которые являются частями Средиземного моря. Правда, в отличие от Греции береговая линия Италии изрезана гораздо меньше: там нет большого количества удобных гаваней и островов, которые так облегчали жизнь греческим мореплавателям. Но это не помешало Риму стать крупнейшей морской державой. Самые удобные бухты были в Неаполитанском заливе и в устье Тибра.

Климат в Италии мягкий и теплый, только на севере бывают суровые зимы. Самыми плодородными были долины рек По, Тибра, Арно. Условия для земледелия были не так благодатны, как, например, в Египте или в Междуречье, хотя многие античные историки с похвалой отзывались об изобильной растительности и других природных богатствах Италии.

Древнее население Италии.

В древнейшие времена Апеннинский полуостров населяло множество племен: среди них были лигуры, умбры, венеты, а также латины, жившие в нижнем течении Тибра. Эта область, отделенная от соседей невысокими горами, называлась Лаций. Именно здесь возник центр будущей римской цивилизации.

В VIII в. до н. э., т. е. в эпоху зарождения римской цивилизации, все эти племена еще не вышли окончательно из состояния первобытности. Но рядом с ними жили и другие народы, стоявшие на более высокой ступени развития, - греческие, карфагенские поселенцы и племя этрусков.

В VIII-VI вв. до н. э. греческие колонисты расселялись по берегам Южной и Средней Италии, а также в Сицилии. Там возникли города, среди них Неаполь и Сиракузы - крупные торговые и культурные центры. Это сыграло большую роль для развития будущей римской цивилизации. Ведь в городах-колониях устанавливались те же формы управления государством, что и в самой Греции, расцветали философия, литература и искусство. Греческая техника, мифология, алфавит, навыки ведения сельского хозяйства, политическое устройство - все это в той или иной степени оказывало влияние на племена, населявшие Италию.

Западная часть Сицилии была колонизирована карфагенянами. Карфаген - в будущем главный враг Рима - был самой крупной североафриканской колонией финикийцев. Он находился на территории современного Туниса. Карфаген - важнейший центр посреднической торговли, был фактически самостоятелен и сам рассылал колонистов по берегам Средиземного моря. Карфагеняне были грозными противниками греков: в VII-VI вв. до н. э. они вели с ними упорную борьбу за Сицилию и сумели покорить значительную часть острова.

С племенем этрусков связано много загадок: неизвестно его происхождение, хотя большинство историков считают, что этруски пришли в Италию откуда-то с Востока. Этруски пользовались греческим алфавитом, но расшифровать их язык до сих пор не удалось.

И все-таки от культуры этрусков сохранилось достаточно много, чтобы судить о ее высоком уровне. Этруски были ближайшими соседями римлян: они занимали область, которая называлась Этрурией (в районе современной Тосканы). Там воздвигались города с правильной прямоугольной планировкой и каменными домами и храмами. Этруски занимались земледелием, торговлей и морским пиратством, ремеслом.

Этруски оказали сильное влияние на римлян: это проявилось в искусстве, религии, в планировке городов, в особой архитектуре домов - с внутренним двориком. От этрусков римляне взяли знаки царской власти - пучки прутьев с вложенными в них топориками. Через этрусков перенималась греческая культура. Связи с Этрурией были сильны: туда посылали учиться юношей из знатных семей, в VI в. до н. э. цари этрусской династии правили римлянами, а в самом Риме даже возник особый квартал, где жили переселенцы из Этрурии.

По мере того как возрастало могущество римлян, этруски утрачивали свое значение. К середине I в. до н. э., потерпев ряд поражений от римлян, они уже не играли никакой роли в истории древней Италии, и их язык вскоре был забыт. Похожая судьба постигла и греческие города-колонии: они стали терять силу в V-IV вв. до н. э. Среди соседей римлян самыми грозными противниками вплоть до середины II в. до н. э. оставались только карфагеняне.

Римская религия.

Самым важным народом Италии сделались латины, в земле которых был основан Рим. Древнейшая культура латинов нам менее известна, чем греческая, да и мифологические верования и предания этого народа были гораздо беднее греческих. В общем, римская религия, на которую, очевидно, была похожа религия и других италиков, напоминает греческую. Когда оба народа познакомились друг с другом, они легко узнавали в чужих богах своих собственных. Римский Юпитер соответствовал греческому Зевсу, Юнона - Гере, Нептун - Посейдону, Минерва - Афине, Марс, особо чтившийся римлянами, - Аресу и т. д. Однако римские представления о богах не отличались такою живостью представления и такою образностью, как греческие, а скорее стояли в родстве с разными отвлеченными понятиями. Боги и богини римлян не были, подобно греческим, существами с людскими потребностями, интересами и слабостями, но главным образом покровителями разных занятий и отношений. Поэтому у них были даже чисто отвлеченные боги вроде Януса, бога всякого начала, Термина, охранителя границ, и т.п. У римлян и, как у греков был развит культ предков, связаный с почитанием домашнего очага; богиня очага у римлян называлась Веста (греч. Гестия), и в честь ее существовал храм, на алтаре которого особые жрицы (весталки) постоянно поддерживали огонь. Домашние боги назывались пенатами. Далее, в отличие от греческой религии, в которой господствовала свобода поэтического творчества, в римской религии царил формализм. Римлянин представлял себе взаимные отношения богов и людей, как основанные на договоре, т.е. на взаимных обязательствах. Договор должен был соблюдаться точно, почему в обрядах и в молитвах все было заранее определено до последних мелочей. Наконец, подобно грекам, римляне "населяли" окружавшую их природу разными духами.

Древнейшее устройство римского государства.

В Италии, как и в Греции, государство получило вид городской общины, и рано стали возникать городские союзы. Рим был тоже такой городской общиной. Первоначальные жители Рима делились на три трибы, что указывает на образование Рима из общин, бывших раньше самостоятельными. Эти трибы в свою очередь делились на курии, которых было по десяти в каждой трибе, а каждая курия состояла из отдельных родов. Все роды, курии и трибы имели своих главарей ("отцы", курионы, трибуны), бывших вождями на войне и представителями перед богами, потому что каждая такая часть народа имела и своих богов. Члены одного и того же рода носили общее имя, указывавшее на происхождение от общего родоначальника. Отдельные семьи каждого рода находились под безусловною властью своих отцов. Домовладыка имел безграничное право распоряжаться и личностью, и имуществом всех членов семьи, мог продавать их в рабство и казнить. Отцовская власть прекращалась лишь со смертью домовладыки, и взрослые сыновья, хотя бы они были женаты и сами имели детей, находились в полном у него подчинении. Когда отец умирал, сыновья его делались сами такими же домовладыками и получали право опеки над матерью и незамужними сестрами: женщины были, как бы обречены на вечное несовершеннолетие. Домашний культ был тоже в руках домовладык. Только отцы семейств могли участвовать в народных собраниях, которые происходили по куриям и назывались поэтому сходками курий или куриатными комициями.

Первые два с половиной века римской истории (753 - 510) приходятся на так называемый царский период. Во главе государства стоял царь (гех), бывший как бы отцом всего государства, его высшим жрецом, военным вождем и судьею. Власть царя была пожизненною, и новый царь выбирался особым заместителем царя, интеррексом, после чего утверждался народом.

Обо всех важных делах царь совещался с собранием родовых старейшин (или "отцов"), называвшимся сенатом; по числу родов в римском сенате таких "отцов" было триста. Это собрание созывалось лишь царем, и его решения не были обязательны для царей, но обыкновенно последние правили всегда в согласии с отцами-родовладыками. Куриатные комиции тоже созывались царями, но могли только давать ответы на предложенные вопросы, не входя в их обсуждение. Войско римское набиралось из одинакового числа всадников и пеших воинов от каждой трибы (по ста и по тысяче), над которыми начальствовали трибуны. Наконец, общий строй Рима отличался большим развитием дисциплины.

Первоначально римский народ, т.е. полноправное гражданство Рима, составляли одни потомки первых жителей города. Однако уже в очень древние времена в Риме жило немало переселенцев из других мест, которые на первых порах должны были становиться под защиту и покровительство какого-либо рода, делаясь при этом как бы его частью и даже принимая его общее имя. Это были клиенты ("послушные"), и по отношению к ним каждый покровитель был как бы отцом, патроном. Когда число пришельцев увеличилось, и римляне подчинили себе население ближайших к городу сельских округов, население государственной общины распалось на полноправных граждан (патрициев) и свободный, но бесправный люд (плебеев). Это разделение имеет такое же значение, какое в Греции принадлежало делению на эвпатридов и демос. Плебеи, по-видимому, считались клиентами царя, но в состав плебса вошли, вероятно, и клиенты патрицианских родов. Во всяком случае, плебеи стояли вне государственной общины, т.е. не участвовали ни в куриатных комициях, ни в сенате, не могли занимать никаких должностей, зависели от патрицианского суда. В Риме существовали общинные земли, которыми распоряжались одни патриции; от них только одних и могли получать к этим землям доступ плебеи, желавшие обрабатывать поле или держать скот. Между тем плебеи обязаны были нести военную повинность и платить подати.

В середине VI в. до н. э. сделана была первая известная нам попытка упорядочить взаимные отношения между обеими частями населения Рима. Она связана с именем царя Сервия Туллия, который считался шестым от основания Рима (всего царей было 7; первым считался основатель Рима Ромул). Его реформа имела сходство с законодательством Солона, потому что в ее основу были положены разделение населения на имущественные классы независимо от происхождения, распределение между ними обязанностей сообразно достатку и предоставление больших прав более зажиточным. Весь народ был разделен на пять классов (с имуществом в 100 тыс., 75 тыс., 50 тыс., 25 тыс. и 12 тыс. ассов). И патриции, и плебеи вместе, каждый в своем классе, должны были участвовать в новых народных собраниях, так называемых центуриатных комициях. Это название произошло из того, что весь народ был разделен на 193 центурии (сотни), из которых 98, (причем 18 было конных, 80 пеших), приходилось на первый класс, по 20 на второй, третий и четвертый, 30 на пятый, 4 на ремесленников и одна на всех неимущих (пролетариев), освобожденных совсем от службы и налогов. Каждый подавал свой голос, положительный или отрицательный, на вопросы царя и сената в своей центурии, и большинство голосов в каждой центурии считалось, за общий ее голос. Следовательно, всех голосов в центуриатных комициях было 193, и большинство всегда было обеспечено за первым классом, который располагал 98 голосами. Таким образом плебеи были включены в состав граждан и получили доступ в народное собрание. Богатые плебеи могли принадлежать к первому классу, обедневшие патриции - спуститься до одного из низших.

Создав новую организацию, Сервий Туллий, однако, не разрушил старой и не уравнял плебеев с патрициями в правах. После реформы лишь патриции имели право занимать высшие должности в государстве. Наконец, лишь одним этим родам принадлежало по-прежнему право распоряжения государственными землями. Браки между патрициями и плебеями были запрещены.

Вскоре после включения плебса в государственную общину Рима в ней была отменена царская власть, так что и в этом отношении римская история напоминает греческую. Последним царем в Риме был Тарквиний Гордый, зять Сервия Туллия, по преданию, убитого патрициями, во главе которых и был Тарквиний. Легенда изображала этого царя тираном самого худшего свойства, произвольным и жестоким, и сообщала подробности о том, как жена одного знатного римлянина, оскорбленная царским сыном, лишила себя жизни и как ее муж произнес у ее трупа горячую речь, имевшую своим результатом изгнание Тарквиния и всего его рода из Рима. Это событие относят к 510 г. Вместо царя, римляне поставили над собою двух консулов.

Рим периода республики.

Отмена царской власти в Риме в 510 г. напоминает перемены, происходившие в греческих городах. Устройство государства и права граждан остались прежними, но только царская власть была разделена между сановниками. Во главе республики царя заменили два претора, т.е. полководца, которые скоро стали называться консулами. Их власть отличалась от царской тем, что консулов было два, выбирались они только на один год и по истечении срока подлежали ответственности. Кроме того, от их должности было отделено исполнение религиозных обязанностей и (опять как в Греции) поручено особому царю священных дел, дабы боги и люди не были лишены своего прежнего посредника, но этот "царь" был поставлен ниже главного понтифика, который и сделался настоящим верховным жрецом Рима. Впрочем, царскою властью во всем ее объеме (т.е. империем) консулы могли пользоваться лишь в походе, в самом же Риме и в ближайшей местности (на расстоянии тысячи шагов) они не могли ни казнить, ни подвергать телесным наказаниям.

Консулы были равны по своим правам, и один всегда мог помешать действовать другому, это называлось правом интерцессии. Выбирались консулы в центуриатных собраниях, но власть им передавалась комициями куриатными, и выбираться могли лишь одни патриции. (Выборные сановники стали называться магистратами). Лишь в случае большой опасности для государства, да и то на самый короткий срок (не более 6 месяцев), по поручению сената один из консулов мог назначить диктатора со всеми правами прежних царей, а диктатор назначал себе помощника в лице начальника конницы.

Сенат, конечно, получил особенно большое значение благодаря отмене царской власти. В число его членов стали вступать отслужившие свой срок магистраты (как афинские архонты в ареопаге) и звание свое сохраняли уже пожизненно. Что касается комиции, то им кроме права выборов, принадлежало лишь право принятия или непринятия делавшихся народу предложений без всякого их обсуждения, остававшегося привилегией одного сената. Значение, которого достиг сенат в государственной жизни Рима, особенно обнаруживалось во внешней политике государства, сделавшейся предметом деятельности главным образом этого учреждения, потому что ему принадлежало право представлять собою Рим перед иностранными государствами, вести с ними переговоры, объявлять им войну, заключать мир и вступать в другие договоры.

Самым важным и даже наиболее существенным явлением внутренней истории Рима в V и IV вв. до н. э. была борьба патрициев с плебеями. Эта борьба тянулась очень долго и отличалась большим упорством с обеих сторон. После отмены царской власти положение плебса в Риме ухудшилось, потому что вся власть в государстве попала в руки патрицианских родов, которые пользовались ею исключительно в своих интересах. Все выгоды доставались патрициям, все невыгоды падали на долю плебеев. Подобно тому, как это было в Аттике перед реформою Солона, простолюдины находились очень часто в неоплатных долгах у знати, причем долговое право и в Риме было крайне жестоко. Должник отдавал в залог не только свое имущество, но и себя: кредитор имел право заковать его в цепи или запереть в тюрьму, заставить на себя работать и даже подвергать наказаниям. Плебеи стали добиваться лучшего положения в государстве, каждый раз, однако, встречая сильное сопротивление со стороны патрициев. В Риме повторялась в новой форме такая же борьба аристократии и демократии, какая была в Греции. Но у римлян эта сословная борьба приняла иной характер, чем у греков. Начало организации плебса под предводительством собственных трибунов относится к середине второго десятилетия после изгнания царей.

В 494 г. до н. э., возвращаясь из одного счастливого похода, плебеи, находившиеся в римском войске, отказались вернуться в Рим и удалились на Священную гору (недалеко от Рима) с намерением построить свой, особый, плебейский город. Сенат, испуганный таким решением, пошел на уступки. Патриции согласились на то, чтобы плебс получил свою собственную организацию под начальством особых трибунов. Плебейские трибуны, которых было сначала два (позже их число достигло десяти), могли выбираться только из плебеев и лишь плебеями в особых сходках плебса по местным трибам, или трибутных комициях. Эти собрания, кроме того, имели право совещаться о плебейских делах и делать по ним постановления, плебисциты, которые могли потом представляться сенату в виде прошений. Таким образом, рядом с патрицианскими комициями по куриям и общими комициями по центуриям явились чисто плебейские комиции по трибам. Обязанность трибунов заключалась в том, чтобы оказывать членам своего сословия помощь и покровительство в тех случаях, когда их притесняли, ради чего трибун не мог проводить ночи вне города и двери его дома должны были быть всегда открыты. Внутри городской черты трибуны скоро добились права уничтожать своим вмешательством одним только словом "veto" (т.е. запрещаю) постановления консулов и других магистратов, если ими нарушались какие-либо права отдельных лиц из плебса. Трибуны были признаны притом священными и неприкосновенными, и весь плебс поклялся защищать их от обид и насилия. Но особенно было важно то, что, пользуясь своим правом вмешательства в распоряжения властей, трибуны стали распространять его и на постановления сената, которые тоже могли быть остановлены их "veto". В помощь трибунам даны были эдилы, тоже выборные плебейские чиновники, заведовавшие плебейскою казною, которая составлялась из штрафов за проступки против плебса: трибутные комиции присвоили себе еще право суда над всяким, кто действовал против плебса. Таким образом государственная община Рима как бы разделилась на две разные общины - патрицианскую и плебейскую, и это разделение имело решающее значение для всей дальнейшей борьбы между обоими сословиями.

Плебеи были недовольны тем, что во всех обыкновенных гражданских и уголовных делах судили одни патрицианские магистраты и притом по обычаям и законам, которые они держали в тайне, как хранили в тайне и свои религиозные обряды. Плебс поэтому стал добиваться, чтобы составлены были писаные законы, подобно тому, как требовал писаных законов и афинский демос в конце VII в. до н. э. В Патриции вынуждены были уступить. Для написания законов в 451 г. до н. э. была образована комиссия децемвиров, т.е. десяти мужей, которые получили на все время своих занятий этим делом и консульскую власть; даже должность трибунов временно была отменена. В 450 г. до н. э. полномочия комиссии были продолжены, и в состав ее вошло несколько плебеев. Когда законы были, наконец, готовы и вырезаны на двенадцати медных досках, децемвиры удержали за собою власть под тем предлогом, что составленные ими и принятые народом законы нуждаются еще в дополнениях.

Составленные децемвирами законы XII досок, или таблиц легли в основу всего дальнейшего развития римского права. Их содержанием были законы гражданские и уголовные, а также разные распоряжения полицейского характера, касавшиеся благоустройства города с его округом и нравов жителей. Законы XII таблиц особенно ограждали права собственности: пойманный ночью вор мог быть безнаказанно убит, а если бы он стал защищаться, то разрешалось и днем его убить, долговые обязательства по-прежнему влекли за собою кабалу, но величина роста была определена. Равным образом браки между патрициями и плебеями были по-прежнему запрещены. Консулы обязаны были теперь руководиться в своих приговорах определенными правилами, т.е. в область суда была введена законность. Медные доски с законами были выставлены на форуме, дабы все могли их знать, и сам суд производился на форуме тоже гласно.

Главным препятствием к допущению плебеев избираться в консулы и к дозволению браков между плебеями и патрициями была патрицианская религия, участие в обрядах которой было доступно лишь членам старых родов, как это было и в Греции. В 445 г. трибуну Канулею удалось добиться закона, устанавливавшего право плебеев вступать в законный брак с членами патрицианского сословия и выбираться на высшую должность в государстве. Делая последнюю уступку, патриции, однако, выговорили для сената право заменять, когда он это найдет нужным, избрание консулов избранием военных трибунов с консульскою властью и только к этой должности допускать плебеев. В течение сорока лет около двадцати раз выбирались консулы из одних патрициев и около двадцати военные трибуны, но так как избрание совершалось в центуриатных комициях, где главное значение принадлежало самому богатому классу, то лишь в 400 г. в первый раз плебей был избран в эту должность. Предвидя, однако, что рано или поздно это все-таки может случиться, патриции еще в 443 г. отделили от консульства в исключительное обладание своего сословия новую должность цензора, или оценщика имущества граждан для распределения их по центуриям и классам, т.е. для определения их политических прав. Цензоров было два, и выбирались они сначала на пятилетний срок, соответственно со сроком переоценки имуществ, но потом пребывание их в должности было ограничено 18 месяцами. Должность цензоров получила огромное значение. Они не только распределяли граждан по классам, но и наблюдали за их нравами, за верностью их национальным преданиям и обычаям, за образом их жизни и даже могли наказывать за отступления от добрых нравов. Это право цензоров распространялось и на "отцов", заседавших в сенате, назначение членов которого стало зависеть от усмотрения цензоров. Допущение новых граждан и исключение из гражданства тоже зависело от цензоров. Патриции особенно охраняли цензуру, как достояние своего сословия.

По мере того как падали сословные перегородки, все большее и большее значение стали получать имущественные различия, на которых основано было деление граждан на пять классов с разною степенью их участия в центуриатаых комициях. Богатые патриции и плебеи стали сближаться между собою, родниться посредством браков, поддерживать друг друга. Избрание магистратов в центуриатаых комициях зависело лишь от них, и только они могли брать на себя безвозмездное отправление трудных и ответственных должностей консула, претора и т.п. Вот почему все должности, а с ними и места в сенате сделались достоянием определенного числа фамилий, образовавших из себя новую аристократию нобилей, т.е. именитых людей, иначе нобилитет. Это уже не была родовая знать, освященная в глазах народа религиозными преданиями: это была знать служебная, все значение которой, кроме богатства, держалось на занятии государственных должностей.

Путь к мировому господству

В IV в. до н. э. римляне завладели всей территорией Средней Италии.

Большинство завоеванных италийских племен римляне объявили своими союзниками. Это означало, что они должны были платить Риму военный налог, выставлять отряды в помощь римскому войску. Во внутренние дела союзников Рим не вмешивался, но не разрешал им заключать договоры между собой. На территории всей Италии стали появляться римские колонии. Благодаря им решались две задачи: неимущие римляне получали землю, и с помощью колоний местное население удерживалось от выступлений против Рима.

Покорив огромные территории, Рим оставался относительно замкнутым городом-государством: римское гражданство имела лишь очень небольшая часть населения Италии.

В III в. до н. э. пришла очередь Южной Италии, где находились богатые греческие колонии, а затем - Сицилии. Из-за этого плодородного острова римлянам пришлось не одно десятилетие вести жестокие войны с Карфагеном. Пунические войны (римляне называли карфагенян пуннами), начавшиеся в середине III в. до н. э., продолжались с перерывами вплоть до середины II в. до н. э.; только в 146 г. город Карфаген был захвачен и в буквальном смысле стерт с лица земли - сожжен дотла.

II век до н. э. ознаменовался победой над Грецией. Сокрушив двух, самых серьезных противников и соперников, Рим во II-I вв. до н. э. стал мировой державой, охватывающей все Средиземноморье, и в дальнейшем продолжал расширять границы.

Императорский Рим.

Расцвет торговли и прямое ограбление новых владений дали важный результат - в Риме стали активно развиваться товарно-денежные отношения.

Товарно-денежные отношения и резкое увеличение числа рабов многое изменили в жизни римского крестьянства. До II в. до н. э. в Италии была масса мелких и средних крестьянских хозяйств, в которых трудились в основном члены семьи (фамилии), обеспечивая самих себя. Во II-I вв. до н. э. такие натуральные хозяйства стали погибать и вытесняться другими, более крупными, в которых использовался труд рабов, а продукция частично шла на рынок. Новые хозяйства назывались виллами.

Последние десятилетия существования республики были полны потрясений: Рим пережил Союзническую войну, волнения в провинциях, грандиозное по масштабам восстание рабов под предводительством Спартака, в сражениях с которыми римские легионы долго терпели поражения, наконец, борьбу политических группировок за власть, которая вылилась в гражданские войны.

В эти неспокойные годы стала зарождаться новая форма правления, разрушавшая принципы республиканского строя, - единоличная власть диктатора или императора. Такие титулы существовали в Риме и раньше, но они использовались лишь в экстраординарных обстоятельствах и непродолжительное время (обычно в случае войны). В I в. до н. э. дважды повторилась ситуация, когда они давались пожизненно, без ограничения срока.

Первым диктаторской власти добился талантливый полководец Сулла, который в 82 г. до н. э. установил свою единоличную власть и впервые провозгласил себя диктатором на неограниченный срок. Его диктатура была направлена на преодоление государственного кризиса в Риме. Но в 79 г. до н. э. он признал, что не достиг своей цели и сложил с себя полномочия.

Основателем Римской империи считается Гай Юлий Цезарь, избранный в 59 г. до н. э. консулом. Цезарь стал платить воинам своей армии вдвое большее жалование, чем другие военачальники; щедро раздавал права римского гражданства союзникам Рима. В 45 г. до н. э., объявленный пожизненным диктатором, он провел законы, изменившие политический строй Римского государства. Народное собрание потеряло свое значение, сенат был увеличен до 900 человек и пополнен сторонниками Цезаря. Сенат даровал Цезарю титул императора с правом передачи его потомкам.

Окончательно императорская единоличная власть установилась в 27 г. до н. э., когда Октавиан, родственник Цезаря, получил от сената звание пожизненного императора, а также титулы Августа, т. е. "возвеличенного божество", и "сына бога", как это было и в восточных деспотиях.

В середине I в. до н. э республиканский Рим оказывается перед крахом: его потрясают восстания в покоренных провинциях, тяжелые войны на Востоке, гражданские войны в самом Риме.

"Золотой век" империи

Начало имперской эпохи было блестящим, особенно по сравнению с предшествующим неспокойным, смутным временем внутренних конфликтов. Во многом это было связано с личностью Октавиана Августа, который по праву считается одним из самых ярких политических деятелей Рима.

Август получил всю полноту власти: он распоряжался казной, вел переговоры с другими государствами, решал вопросы войны и мира, выдвигал кандидатов на высшие государственные должности. Однако сам Август, ставший первым человеком в государстве и имевший огромные полномочия, очень мудро пользовался ими. Он называл себя принцепсом, т. е. первым лицом в списке сенаторов, подчеркивая этим свое уважение к сенату и традициям республиканского Рима (поэтому эпоха правления Августа и его преемников называется "принципат"). Более того, Август и его сторонники утверждали, что восстановили республику. В сознании римлян республика не исключала единоличного правления, если это не противоречило принципу "общей пользы".

В определенной степени этот принцип и лежал в основе деятельности Октавиана Августа, который пытался стабилизировать отношения между различными слоями общества. Укрепляя централизованную власть, он вместе с тем делал уступки, от которых выигрывали в той или иной мере все, кроме рабов.

Сенаторы оставались привилегированным слоем, хотя были послушны воле Августа. Одновременно Ок-тавиан привлекал на свою сторону новую торгово-де-нежную знать, всадников, назначая их на высокие должности. Сохранились и народные собрания, несмотря на то что они стали терять свое значение еще до правления Августа. Неимущие граждане ежемесячно бесплатно получали зерно.

Август хотел воскресить древнюю чистоту нравов и ввел законы об ограничении роскоши; суровые наказания ждали всех, кто был виновен в супружеской неверности. Император лично подавал пример мягкого, гуманного обращения с рабами.

Уважая интересы общества, Август не забывал и об укреплении имперской власти: он расширял административный аппарат, под его началом были специальные войска, которые поддерживали порядок в Риме и на границах.

В эту эпоху римская цивилизация переживала взлет: в обществе была достигнута определенная стабильность, необычайно высокого расцвета достигла римская литература, в которой появилась целая плеяда талантливых оригинальных поэтов, сочетавших и греческие, и исконно римские традиции (Овидий, Вергилий, Гораций). Август был покровителем искусства и науки, при нем в Риме был проложен водопровод, развернуто строительство великолепных храмов, украшавших город. Современники воспринимали эту эпоху как "золотой век".

Империя после Августа

Однако после смерти Августа (14 г. н. э.) довольно быстро стало очевидно, что созданная им система правления не столь уж совершенна. Единоличная власть открывала возможности для проявлений деспотизма и произвола и время от времени оборачивалась тиранией, против которой мало кто осмеливался протестовать. Яркий пример попрания старых республиканских традиций и законности - это отношение сената к императору Нерону (54 - 68 г.), виновному в убийстве жены и матери. Сам Нерон был удивлен, когда сенат, несмотря на совершенные императором злодеяния, приветствовал его; по преданию, Нерон воскликнул: "До сих пор еще ни один принцепс не знал, как далеко он может зайти!"

Разумеется, не все императоры шли по стопам Нерона; и в имперском Риме основой власти считалась законность. Многие правители прославились своей мудростью и гуманизмом (например, императоры династии Антонинов, Марк Аврелий - "философ на троне"), и их деятельность вновь воскрешала мечты о "золотом веке". В эпоху империи несколько смягчилось положение рабов, больших прав добились римские провинции: местная знать получала доступ в сенат. Совершенствовалось римское законодательство; оно отличалось такой тщательной и точной разработкой всех юридических понятий, что его взяли за основу многие современные правовые системы. Рим оставался сильным и в военном отношении. На рубеже I-II вв. н. э. империя охватывала огромную территорию.

Но уже начинались процессы, подрывавшие основы ее существования. Италия теряла свою роль центра империи, многие провинции обгоняли ее в экономическом развитии. Трудно было удерживать власть над покоренными народами, которые все чаще проявляли склонность к мятежам. И, наконец, возрастала экономическая несостоятельность рабства.

Еще в I в. многие римляне стали понимать, что труд рабов невыгоден. Число больших поместий постоянно росло, там требовался труд квалифицированных и заинтересованных людей. Но, по мнению многих, именно квалифицированные рабы были более всего ненадежны, поэтому один из теоретиков управления поместьем, Колумелла (I в.), советовал выгонять их на работу в колодках. Хозяевам приходилось держать огромный штат надсмотрщиков, что было весьма разорительно.

Римские философы стали предлагать перестроить отношения между рабами и их владельцами на более разумной основе взаимной заинтересованности, в рабах уже начинали видеть людей. А на практике рабов отпускали на волю или сажали на землю, отдавая небольшие участки земли и орудия труда.

Внешне Римская империя была по-прежнему могущественной, развитие цивилизации не остановилось. Симптомы грядущего упадка были еще не слишком заметны.

Рекомендации к теме



Рекомендуемая литература:
  • Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца ХХ века. 10 - 11 кл. М.: Дрофа, 2000. Глава II, III.