КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Причины коллективизации. Осуществление грандиозной индустриализации требовало коренной перестройки аграрного сектора. В западных странах аграрная революция, т.е. система совершенствования сельскохозяйственного производства, предшествовала революции промышленной. В СССР оба эти процесса приходилось осуществлять одновременно. При этом некоторые партийные лидеры считали, что если капиталистические страны создавали промышленность за счет средств, полученных от эксплуатации колоний, то социалистическую индустриализацию можно провести за счет эксплуатации "внутренней колонии" - крестьянства. Деревня рассматривалась не только как источник продовольствия, но и как важнейший канал пополнения финансовых ресурсов для нужд индустриализации. Но гораздо проще выкачать средства из нескольких сотен крупных хозяйств, нежели иметь дело с миллионами мелких. Вот почему с началом индустриализации был взят курс на коллективизацию сельского хозяйства - "осуществление социалистических преобразований в деревне".

В ноябре 1929 г. в "Правде" появилась статья Сталина "Год великого перелома", где говорилось "о коренном переломе в развитии нашего земледелия от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию". В декабре Сталин объявил о конце НЭПа и переходе к политике "ликвидации кулачества как класса". 5 января 1930 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) "О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству". Оно устанавливало жесткие сроки завершения коллективизации: для Северного Кавказа, Нижней и Средней Волги - осень 1930 г., в крайнем случае - весна 1931 г., для других зерновых районов - осень 1931 г. или не позже весны 1932 года. Все остальные регионы должны были "решить задачу коллективизации в пределах пятилетия". Такая формулировка ориентировала закончить коллективизацию уже к концу первой пятилетки.

Однако этот документ не давал ответа на основные вопросы: какими методами осуществлять коллективизацию, как проводить раскулачивание, что делать затем с раскулаченными? А так как деревня еще не остыла от насилий хлебозаготовительных кампаний, то на вооружение был взят все тот же метод - насилие.

Раскулачивание. В деревне происходили два взаимосвязанных насильственных процесса: создание колхозов и раскулачивание. "Ликвидация кулачества" имела своей целью прежде всего обеспечение коллективным хозяйствам материальной базы. С конца 1929 г. до середины 1930 г. было раскулачено свыше 320 тыс. крестьянских хозяйств. Их имущество стоимостью более 175 млн. руб. передавалось колхозам.

Вместе с тем власти не дали точного определения, кого нужно считать кулаками. В общепринятом смысле кулак - это тот, кто использовал наемный труд, но в эту категорию могли зачислить и середняка, имевшего две коровы, или две лошади, или хороший дом. Каждый район получил норму раскулачивания, которая равнялась в среднем 5-7% от числа крестьянских дворов, но местные власти по примеру первой пятилетки старались ее перевыполнить. Зачастую в кулаки записывали не только середняков, но и по каким-либо причинам неугодных бедняков. Для оправдания этих действий было придумано зловещее слово "подкулачник". В отдельных районах число раскулаченных достигало 15-20%.

Ликвидация кулачества как класса, лишая деревню наиболее предприимчивых, наиболее независимых крестьян, подрывала дух сопротивления. Кроме того, судьба раскулаченных должна была послужить примером остальным, тем, кто не желал добровольно идти в колхоз. Кулаков выселяли с семьями, грудными детьми, стариками. В холодных, нетопленых вагонах, с минимальным количеством домашнего скарба тысячи людей ехали в отдаленные районы Урала, Сибири, Казахстана. Наиболее активных "антисоветчиков" отправляли в концлагеря.

Для оказания помощи местным властям в деревню было направлено 25 тыс. городских коммунистов ("двадцатипятитысячники").

"Головокружение от успехов". Во многих районах, особенно на Украине, Кавказе и в Средней Азии, крестьянство оказывало сопротивление массовому раскулачиванию. Для подавления крестьянских волнений были привлечены регулярные части Красной Армии. Но чаще всего крестьяне применяли пассивные формы протеста: отказывались от вступления в колхозы, уничтожали в знак протеста скот, инвентарь. Совершались и террористические акты против "двадцатипятитысячников" и местных колхозных активистов. Колхозный праздник. Художник С. Герасимов.

К весне 1930 г. Сталину стало ясно, что безумная коллективизация, начатая по его призыву, грозит катастрофой. Недовольство стало проникать в армию. Сталин сделал хорошо рассчитанный тактический ход. 2 марта в "Правде" была опубликована его статья "Головокружение от успехов". Всю вину за создавшееся положение он возложил на исполнителей, местных работников, заявив, что "нельзя насаждать колхозы силой". После этой статьи большинство крестьян стали воспринимать Сталина как народного заступника. Начался массовый выход крестьян из колхозов.

Но шаг назад был сделан лишь для того, чтобы тут же совершить десяток шагов вперед. В сентябре 1930 г. ЦК ВКП(б) направил местным партийным организациям письмо, в котором осудил их пассивное поведение, боязнь "перегибов" и потребовал "добиться мощного подъема колхозного движения". В сентябре 1931 г. коллективные хозяйства объединяли уже 60% крестьянских дворов, в 1934 г. - 75%.

Результаты коллективизации. Политика сплошной коллективизации привела к катастрофическим результатам: за 1929-1934 гг. валовое производство зерна сократилось на 10%, поголовье крупного рогатого скота и лошадей за 1929-1932 гг. уменьшилось на одну треть, свиней - в 2 раза, овец - в 2,5 раза.

Истребление скота, разорение деревни непрекращающимся раскулачиванием, полная дезорганизация работы колхозов в 1932-1933 гг. привели к невиданному голоду, охватившему примерно 25-30 млн. человек. В значительной степени он был спровоцирован политикой властей. Руководство страны, пытаясь скрыть масштабы трагедии, запретило упоминать о голоде в средствах массовой информации. Несмотря на его масштабы, за границу было вывезено 18 млн. центнеров зерна для получения валюты на нужды индустриализации.

Однако Сталин праздновал победу: несмотря на сокращение производства зерна, его поставки государству увеличились в 2 раза. Но самое главное - коллективизация создала необходимые условия для осуществления планов промышленного скачка. Она предоставила в распоряжение города огромное количество рабочих рук, попутно ликвидировав и аграрное перенаселение, позволила при значительном уменьшении числа занятых поддерживать производство сельскохозяйственной продукции на уровне, не допускавшем длительного голода, обеспечила промышленность необходимым сырьем. Коллективизация не только создала условия для перекачивания средств из деревни в город на нужды индустриализации, но и выполнила важную политико-идеологическую задачу, уничтожив последний островок рыночной экономики - частнособственническое крестьянское хозяйство.

Колхозное крестьянство. Жизнь деревни начала 30-х гг. протекала на фоне ужасов раскулачивания и создания коллективных хозяйств. Эти процессы привели к ликвидации социальной градации крестьянства. В деревне исчезли и кулаки, и середняки, и бедняки, как и обобщенное понятие - крестьянин-единоличник. В обиход были введены новые понятия - колхозное крестьянство, колхозник, колхозница.

Положение населения в деревне было значительно более сложным, нежели в городе. Деревня воспринималась прежде всего как поставщик дешевого зерна и источник рабочей силы. Государство постоянно увеличивало норму хлебозаготовок, отбирая у колхозов почти половину урожая. Расчет за поставляемое государству зерно производился по твердым ценам, которые на протяжении 30-х гг. оставались почти неизменными, в то время как цены на промышленные товары увеличились почти в 10 раз. Оплата труда колхозников регулировалась системой трудодней. Ее размер определялся исходя из дохода колхоза, т.е. той части урожая, которая оставалась после расчета с государством и машинно-тракторными станциями (МТС), предоставлявшими колхозам сельскохозяйственную технику. Как правило, доходы колхозов были низкими и не обеспечивали прожиточного минимума. За трудодни крестьяне получали оплату зерном или другой производимой продукцией. Деньгами труд колхозника почти не оплачивался.

Вместе с тем по мере успехов индустриализации на село стало поступать больше тракторов, комбайнов, автомашин и прочей техники, которая сосредоточивалась в МТС. Это помогло отчасти сгладить негативные последствия убыли рабочего скота в предшествующий период. В деревне появились молодые специалисты - агрономы, механизаторы, которых готовили учебные заведения страны.

В середине 30-х гг. положение в сельском хозяйстве несколько стабилизировалось. В феврале 1935 г. правительство разрешило крестьянам иметь приусадебный участок, одну корову, двух телят, свинью с поросятами и 10 овец. Индивидуальные хозяйства начали поставлять свою продукцию на рынок. Была отменена карточная система. Жизнь в деревне стала понемногу улучшаться, чем не преминул воспользоваться Сталин, объявивший на всю страну: "Жить стало лучше, жить стало веселее".

Советская деревня смирилась с колхозным строем, хотя крестьянство оставалось самой бесправной категорией населения. Введение в стране паспортов, которых крестьянам не полагалось, означало не только возведение административной стены между городом и деревней, но и фактическое прикрепление крестьян к месту своего рождения, лишение их свободы передвижения, выбора занятий. С юридической точки зрения, колхозник, не имевший паспорта, был привязан к колхозу так же, как когда-то крепостной к земле своего хозяина.

Непосредственным итогом насильственной коллективизации стало безразличие колхозников к обобществленному имуществу и результатам собственного труда.

ОФОРМЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СССР В 1930-х годах

Формирование тоталитарного режима. Поставленные перед страной грандиозные задачи, потребовавшие централизации и напряжения всех сил, привели к формированию политического режима, названного впоследствии тоталитарным (от латинского слова "цельный", "полный"). При таком режиме государственная власть сосредотачивается в руках какой-либо одной группы (обычно политической партии), уничтожившей в стране демократические свободы и возможность появления оппозиции. Эта правящая группа полностью подчиняет жизнь общества своим интересам и сохраняет власть благодаря насилию, массовым репрессиям, духовному порабощению населения.

В первой половине XX в. подобные режимы установились не только в СССР, но и в некоторых других странах, также решавших проблему модернизационного рывка.

Ядром тоталитарного режима в СССР была коммунистическая партия. Партийные органы ведали назначением и смещением должностных лиц, выдвигали кандидатов в депутаты Советов различных уровней. Только члены партии занимали все ответственные государственные посты, стояли во главе армии, правоохранительных и судебных органов, руководили народным хозяйством. Ни один закон не мог быть принят без предварительного одобрения в Политбюро. Многие государственные и хозяйственные функции были переданы партийным инстанциям. Политбюро определяло всю внешнюю и внутреннюю политику государства, решало вопросы планирования и организации производства. Даже партийная символика приобрела официальный статус - красное знамя и партийный гимн "Интернационал" стали государственными.

К концу 30-х гг. изменился и облик партии. Она окончательно утратила остатки демократии. В партийных рядах воцарилось полное "единомыслие". Рядовые члены партии и даже большинство членов ЦК были отрешены от выработки партийной политики, которая стала прерогативой Политбюро и партийного аппарата.

Идеологизация общественной жизни. Особую роль играл партийный контроль над средствами массовой информации, через которые осуществлялось распространение официальных взглядов и их разъяснение. При помощи "железного занавеса" была решена проблема проникновения иных идеологических взглядов извне.

Изменениям подверглась и система образования. Были полностью перестроены структура учебных планов и содержание учебных курсов. В их основе теперь лежала марксистско-ленинская интерпретация не только обществоведческих курсов, но порой и естественных наук.

Под безраздельным партийным влиянием оказалась творческая интеллигенция, контроль за деятельностью которой наряду с органами ВКП(б) осуществлялся творческими союзами. В 1932 г. ЦК партии принял постановление "О перестройке литературно-художественных организаций". Было решено "объединить всех писателей, поддерживающих платформу советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей. Провести аналогичные изменения по линии других видов искусства". В 1934 г. состоялся Первый Всесоюзный съезд Союза советских писателей. Он принял устав и избрал правление во главе с А. М. Горьким.

Началась работа по созданию творческих союзов художников, композиторов, кинематографистов, которые должны были объединить всех профессионально работавших в этих областях в целях установления над ними партийного контроля. За "духовную" поддержку власть предоставляла определенные материальные блага и привилегии (пользование домами творчества, мастерскими, получение авансов во время длительной творческой работы, обеспечение жильем и пр.).

Помимо творческой интеллигенции официальными массовыми организациями были охвачены и другие категории населения СССР. Все работники предприятий и учреждений состояли в профессиональных союзах, которые полностью находились под партийным контролем. Молодежь с 14 лет была объединена в рядах Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи (комсомола, ВЛКСМ), объявленного резервом и помощником партии. Младшие школьники являлись членами октябрятской, а более старшие - пионерской организации. Массовые объединения были созданы для рационализаторов, изобретателей, женщин, физкультурников и прочих категорий населения.

Формирование культа личности Сталина. Одним из элементов политического режима СССР стал культ личности Сталина. 21 декабря 1929 г. ему исполнилось 50 лет. До этой даты было не принято публично отмечать юбилеи руководителей партии и государства. Ленинский юбилей был единственным исключением. Но в этот день Советская страна узнала, что у нее есть великий вождь - Сталин был публично объявлен "первым учеником Ленина" и единственным "вождем партии". Газета "Правда" была заполнена статьями, приветствиями, письмами, телеграммами, из которых лился поток лести. Почин "Правды" подхватили другие газеты, от столичных до районных, журналы, радио, кино: организатор Октября, создатель Красной Армии и выдающийся полководец победитель армий белогвардейцев и интервентов, хранитель ленинской "генеральной линии", вождь мирового пролетариата и великий стратег пятилетки…

Сталин стал именоваться "мудрым", "великим", "гениальным". В стране появился "отец народов" и "лучший друг советских детей". Академики, артисты, рабочие и партийные работники оспаривали друг у друга пальму первенства по восхвалению Сталина. Но всех превзошел народный казахский поэт Джамбул, который в той же "Правде" доходчиво объяснил всем, что "Сталин - глубже океана, выше Гималаев, ярче солнца. Он - учитель Вселенной".

Массовые репрессии. Наряду с идеологическими учреждениями тоталитарный режим имел и другую надежную опору - систему карательных органов для преследования инакомыслящих. В начале 30-х гг. прошли последние политические процессы над прежними оппонентами большевиков - бывшими меньшевиками и эсерами. Почти все они были расстреляны или отправлены в тюрьмы и лагеря. В конце 20-х гг. "шахтинское дело" послужило сигналом для развертывания борьбы с "вредителями" из числа научно-технической интеллигенции во всех отраслях народного хозяйства. С начала 1930-х гг. развернулась массовая репрессивная кампания против кулачества и середняков. 7 августа 1932 г. ВЦИК и Совнарком приняли написанный Сталиным закон "Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности", вошедший в историю как закон "о пяти колосках", по которому даже за незначительные хищения с колхозного поля полагался расстрел.

С ноября 1934 г. при наркоме внутренних дел было образовано Особое совещание, которое наделялось правом в административном порядке отправлять "врагов народа" в ссылку или в исправительно-трудовые лагеря на срок до пяти лет. При этом были отброшены принципы судопроизводства, защищавшие права личности перед лицом государства. Особому совещанию предоставлялось право рассматривать дела в отсутствие обвиняемого, без участия свидетелей, прокурора и адвоката.

Поводом для развертывания массовых репрессий в стране послужило убийство 1 декабря 1934 г. в Ленинграде члена Политбюро, первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) С. М. Кирова. Через несколько часов после этого трагического события был принят закон об "упрощенном порядке" рассмотрения дел о террористических актах и организациях. Согласно этому закону следствие должно было вестись ускоренным порядком и заканчивать свою работу в течение десяти дней; обвинительное заключение вручалось обвиняемым за сутки до рассмотрения дела в суде; дела слушались без участия сторон - обвинителя и защитника; просьбы о помиловании запрещались, а приговоры о расстреле приводились в исполнение немедленно после их оглашения.

Вслед за этим актом последовали и другие законы, ужесточавшие наказания и расширявшие круг лиц, подвергающихся репрессиям. Чудовищным было постановление правительства от 7 апреля 1935 г., которое предписывало "несовершеннолетних, начиная с 12-летнего возраста, уличенных в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, в убийстве или попытках к убийству, привлекать к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания", включая смертную казнь. (Впоследствии этот закон будет использоваться как метод давления на подсудимых с целью склонить их к даче ложных показаний, дабы уберечь от расправы своих детей.)

Показательные судебные процессы. Найдя весомый повод и создав "правовой фундамент", Сталин приступил к физическому устранению всех недовольных режимом. В 1936 г. состоялся первый из крупнейших московских процессов над лидерами внутрипартийной оппозиции. На скамье подсудимых оказались ближайшие соратники Ленина - Зиновьев, Каменев и др. Их обвиняли в убийстве Кирова, в попытках убить Сталина и других членов Политбюро, а также свергнуть советскую власть. Прокурор А. Я. Вышинский заявил: "Взбесившихся собак я требую расстрелять - всех до одного!" Суд удовлетворил это требование.

В 1937 г. состоялся второй процесс, в ходе которого была осуждена еще одна группа представителей "ленинской гвардии". В том же году была репрессирована большая группа высших офицеров во главе с маршалом Тухачевским. В марте 1938 г. прошел третий московский процесс. Были расстреляны бывший глава правительства Рыков и "любимец партии" Бухарин. Каждый из таких процессов вел к раскручиванию маховика репрессий для десятков тысяч людей, прежде всего для родственников и знакомых, сослуживцев и даже просто соседей по дому. Только в высшем руководстве армии были уничтожены: из 5 маршалов - 3, из 5 командармов I ранга - 3, из 10 командармов II ранга - 10, из 57 командиров корпусов - 50, из 186 комдивов - 154. Вслед за ними были репрессированы 40 тыс. офицеров Красной Армии.

Тогда же был создан секретный отдел в НКВД, занимавшийся уничтожением политических противников власти, оказавшихся за рубежом. В августе 1940 г. по приказу Сталина в Мексике был убит Троцкий. Жертвами сталинского режима стали многие деятели белого движения, монархической эмиграции.

По официальным, явно заниженным данным, в 1930-1953 гг. по обвинению в контрреволюционной, антигосударственной деятельности было репрессировано 3,8 млн. человек, из них 786 тыс. расстреляно.

Конституция "победившего социализма". "Большой террор" выполнял роль чудовищного механизма, при помощи которого Сталин пытался ликвидировать социальную напряженность в стране, вызванную негативными последствиями собственных экономических и политических решений. Признаться в совершенных ошибках было невозможно, и чтобы скрыть неудачу, а значит - сохранить свое неограниченное господство над партией, страной и международным коммунистическим движением, надо было всеми средствами устрашения отучить людей сомневаться, приучить их видеть то, чего на самом деле не было. Логическим продолжением данной политики стало принятие новой Конституции СССР, которая служила своеобразной ширмой, призванной прикрыть тоталитарный режим демократическими и социалистическими одеждами.

Новая конституция была принята 5 декабря 1936 г. на VIII Всесоюзном чрезвычайном съезде Советов. Сталин, обосновывая необходимость принятия новой конституции, заявил, что советское общество "осуществило то, что у марксистов называется первой фазой коммунизма - социализм". Экономическим критерием построения социализма "сталинская конституция" провозглашала ликвидацию частной собственности (следовательно, и эксплуатации человека человеком) и создание двух форм собственности - государственной и колхозно-кооперативной. Политической основой СССР были признаны Советы депутатов трудящихся. Коммунистической партии отводилась роль руководящего ядра общества; марксизм-ленинизм был объявлен официальной, государственной идеологией.

Конституция предоставляла всем гражданам СССР независимо от их пола и национальности основные демократические права и свободы - свободу совести, слова, печати, собраний, неприкосновенности личности и жилища, а также прямое равное избирательное право.

Высшим руководящим органом страны стал Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат - Совета Союза и Совета Национальностей. В перерывах между его сессиями исполнительную и законодательную власть должен был осуществлять Президиум Верховного Совета СССР. В состав СССР входило 11 союзных республик: Российская, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Грузинская, Армянская, Туркменская, Узбекская, Таджикская, Казахская, Киргизская.

Но в реальной жизни большинство норм конституции оказались пустой декларацией. А социализм "по-сталински" имел весьма формальное сходство с марксистским пониманием социализма. Его целью являлось не создание экономических, политических и культурных предпосылок для свободного развития каждого члена общества, а наращивание мощи государства за счет ущемления интересов большинства его граждан.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В КОНЦЕ 1920-1930-х годах

Наступление на ислам. Во второй половине 20-х гг. изменилось отношение большевиков к мусульманской религии. Церковные земельные владения, доходы с которых шли на содержание мечетей, школ и больниц, были упразднены. Земли передавались крестьянству, школы, дававшие религиозное образование (медресе), заменялись светскими, а больницы включались в государственную систему здравоохранения. Большинство мечетей было закрыто. Были упразднены и суды шариата. Отстраненных от своих обязанностей священнослужителей заставляли публично каяться в том, что они "обманывали народ".

В городах по указанию Центра началась кампания по искоренению мусульманских традиций, не соответствующих нормам "коммунистической морали". В 1927 г., в Международный женский день 8-го Марта, собранные на митинг женщины демонстративно срывали с себя паранджу и бросали ее прямо в костер. Для многих верующих это зрелище явилось настоящим потрясением. Плачевной была судьба первых представительниц этого движения. Появление их в общественных местах вызывало взрыв негодования, их избивали, а порой и убивали.

Шумные пропагандистские кампании были проведены против ритуальных молитв и празднования Рамадана. В официальном постановлении по этому поводу говорилось, что эти унизительные и реакционные обычаи не дают возможности рабочим "принимать активное участие в строительстве социализма", поскольку противоречат принципам трудовой дисциплины и плановым началам экономики. Были также запрещены многоженство и уплата калыма (выкупа за невесту), как несовместимые с советским семейным законодательством. Совершение паломничества в Мекку, которое каждый мусульманин обязан совершить хотя бы раз в жизни, стало невозможным.

Все эти меры вызывали яростное недовольство, которое, впрочем, не приняло масштабов массового сопротивления. Тем не менее, несколько чеченских имамов объявили священную войну против врагов Аллаха. В 1928-1929 гг. вспыхнули восстания среди горцев Северного Кавказа. В Средней Азии вновь подняло голову басмаческое движение. Эти выступления подавлялись при помощи армейских частей.

Репрессии, обрушившиеся на мусульман, привели к тому, что люди перестали открыто демонстрировать свою приверженность исламу. Однако мусульманская вера и обычаи никогда не исчезали из семейного быта. Возникали подполные религиозные братства, члены которых тайно совершали религиозные обряды.

Советизация национальных культур. В конце 20-х - 30-е гг. был свернут и курс на развитие национальных языков и культуры. В 1926 г. Сталин упрекал украинского наркома образования в том, что проводимая им политика приводит к отрыву украинской культуры от общесоветской, в основе которой лежит русская культура с "ее высшим достижением - ленинизмом".

Прежде всего, в национальных системах образования было отменено использование местных языков в государственных учреждениях. В начальной и средней школе вводилось обязательное изучение второго - русского языка. В то же время увеличивалось количество школ, где преподавание велось только на русском языке. На русский язык было переведено преподавание в высшей школе. Исключение составляли только Грузия и Армения, чьи народы ревниво оберегали первенство своих языков.

В это же время государственные языки Кавказа и Средней Азии прошли через двойную реформу алфавита. В 1929 г. все местные системы письма, в основном арабские, были переведены на латинскую графику. Спустя десять лет была введена кириллица - русский алфавит. Эти реформы практически свели на нет предыдущие усилия по распространению грамотности и письменной культуры среди населения.

Еще одним источником приобщения к русскому языку стала армия. В 1920-х гг., с введением всеобщей воинской повинности, предпринимались попытки создания этнически однородных частей. Однако даже тогда командирами обычно были либо русские, либо украинцы. В 1938 г. практика формирования национальных воинских частей была ликвидирована. Новобранцы направлялись в соединения со смешанным национальным составом, расквартированные далеко от их родины. Русский язык стал языком военного обучения и командования.

Признание русского языка государственным языком СССР преследовало не только идеологические цели. Во-первых, это облегчало возможность межнационального общения, что в условиях проводимой экономической модернизации было немаловажным. Во-вторых, это облегчало жизнь русского населения в национальных республиках, количество которого в связи с осуществлением пятилетних планов значительно увеличилось.

И, в-третьих, это давало возможность родителям, имевшим далеко идущие планы относительно будущего своих детей, отправлять их в школы, где они могли приобщиться к государственному языку и таким образом получить преимущества перед своими соотечественниками. Поэтому национальные элиты не протестовали против языковых нововведений.

Однако повышение статуса русского языка вовсе не означало возвращения к царской политике русификации. Антирелигиозная кампания и коллективизация сельского хозяйства нанесли сокрушительный удар по всем национальным культурам, которые были по преимуществу деревенскими и содержали сильный религиозный элемент, в том числе и по русской культуре. Большая часть русских сел лишилась православных церквей, священников, верующих трудолюбивых крестьян, традиционной системы землевладения, утратила важнейшие элементы русской национальной культуры. То же можно сказать и о Белоруссии и Украине. К тому же русский язык стал теперь выразителем многонациональной партийной советской культуры, а не русской в традиционном ее понимании.

"Выравнивание экономического уровня национальных окраин". Уничтожение национальных кадров. Одной из основных задач индустриализации и коллективизации партия провозгласила поднятие уровня экономического развития национальных окраин. Для выполнения этой задачи использовались одни и те же универсальные методы, которые зачастую совершенно не учитывали национальные традиции и особенности хозяйственной деятельности разных народов.

Показательным был пример Казахстана, где коллективизация прежде всего была связана с усиленными попытками заставить кочевой народ перейти к пахотному земледелию. В 1929-1932 гг. скот, и особенно овцы, был в Казахстане буквально уничтожен. Численность казахов, занимавшихся скотоводством, с 80% от общего количества населения снизилась почти до 25%. Действия властей настолько не соответствовали национальным традициям, что ответом на них стала ожесточенное вооруженное сопротивление. Басмачи, исчезнувшие в конце 1920-х годов, появились вновь. Теперь к ним примкнули те, кто отказался вступить в колхозы. Повстанцы убивали колхозное начальство и партработников. Сотни тысяч казахов со своими стадами ушли за границу, в китайский Туркестан.

Провозглашая курс на "выравнивание экономического уровня национальных окраин", центральная власть в то же время демонстрировала колониальные замашки. Первый пятилетний план, например, предполагал сокращение посевов злаковых культур в Узбекистане, а взамен до невероятных размеров расширялось производство хлопка. Большая его часть должна была стать сырьем для фабрик Европейской части России. Такая политика угрожала превратить Узбекистан в сырьевой придаток и вызывала сильное сопротивление. Руководители Узбекской республики выработали альтернативный план экономического развития, который предполагал большую самостоятельность и многосторонность республиканской экономики. План этот был отвергнут, а его авторы арестованы и расстреляны по обвинению в "буржуазном национализме".

С началом индустриализации и коллективизации корректировке подвергся и принцип "коренизации". Так как директивные изменения в экономике и централизация управления отнюдь не всегда с радостью встречались местными лидерами, то руководителей все чаще стали присылать из Центра. Руководители национальных образований и деятели культуры, которые пытались продолжать политику двадцатых годов, подвергались репрессиям. В 1937-1938 гг. фактически полностью были заменены партийные и хозяйственные руководители национальных республик. Многие ведущие деятели просвещения, литературы и искусства были репрессированы. Обычно местных руководителей заменяли русскими, направленными непосредственно из Москвы, иногда - более "понятливыми" представителями коренных народов. Самым вопиющим было положение на Украине, в Казахстане и Туркменистане, где республиканские политбюро исчезли в полном составе.

Промышленное строительство в национальных районах. Тем не менее начавшаяся в стране экономическая модернизация изменила облик национальных республик. Положительные результаты принесла политика создания промышленных центров на базе местного сырья.

В Белоруссии строились в основном деревообделочные, бумажные, кожевенные и стекольные предприятия. Уже в годы первой пятилетки она стала превращаться в индустриальную республику: было построено 40 новых предприятий, главным образом по производству предметов потребления. Доля промышленной продукции в народном хозяйстве республики составляла 53%. За годы второй пятилетки в Белоруссии были созданы новые отрасли промышленности: топливная (торфяная), машиностроительная, химическая.

В Украинской ССР за годы первой пятилетки было введено в строй 400 предприятий, среди них такие как Днепрогэс, Харьковский тракторный, Краматорский завод тяжелого машиностроения и др. Удельный вес промышленной продукции в хозяйстве республики вырос до 72,4 %. Это свидетельствовало о превращении Украины в высокоразвитую индустриальную республику.

В Средней Азии были построены новые хлопкоочистительные заводы, шелкомотальные фабрики, пищевые комбинаты, консервные заводы и др. Сооружались электростанции в Фергане, Бухаре и Чирчике. Начал работать Ташкентский завод сельскохозяйственных машин. В Туркменистане был построен серный завод и начата добыча мирабилита в заливе Кара-Богаз-Гол.

Важную роль в проведении индустриализации сыграла Туркестано-Сибирская железная дорога. Ее строительство было завершено в 1930 г. Турксиб соединил богатую хлебом, лесом и углем Сибирь с хлопководческими районами Средней Азии и Казахстана.

В РСФСР большое внимание уделялось развитию промышленности в автономных республиках: Башкирской, Татарской, Якутской, Бурят- Монгольской. Если капиталовложения в промышленность РСФСР в целом за первую пятилетку выросли в 4,9 раза, то в Башкирии - в 7,5 раза, в Татарии - в 5,2 раза. В годы второй пятилетки на развитие автономных республик, областей и национальных округов были направлены еще более значительные средства. В Коми АССР была создана мощная деревообрабатывающая промышленность, началась промышленная эксплуатация нефтяных и угольных богатств края, построены нефтескважины на Ухте. Началась разработка запасов нефти в Башкирии и Татарстане. Расширилась добыча цветных металлов в Якутии, разработка природных богатств Дагестана, Северной Осетии.

Зачастую промышленные предприятия на национальных окраинах строила вся страна. Рабочие и строители прибывали сюда из Москвы, Ленинграда, Харькова, с Урала и из других крупных промышленных центров. Провозглашенный партией интернационализм не был лишь пропагандистским лозунгом. Рядом росли, учились, работали, создавали семьи представители самых разных национальностей. В 30-х гг. в СССР сложилась многонациональная общность людей со своей социальной и культурной спецификой, поведенческим стереотипом, ментальноcтью. Художественным выражением духа интернационализма, царившего в советском обществе, стала популярнейшая кинокартина "Свинарка и пастух", повествующая о любви русской девушки и парня из Дагестана.

СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА 1930-х годов

Развитие образования. 30-е годы вошли в историю нашей страны как период осуществления "культурной революции". Под этим понятием подразумевалось не только значительное повышение, по сравнению с дореволюционным периодом, образовательного уровня народа и степени его приобщения к достижениям культуры. Еще одной составляющей "культурной революции" явилось безраздельное господство марксистско-ленинского учения в науке, образовании и всех областях творческой деятельности.

В условиях проводившейся в СССР экономической модернизации особое внимание уделялось повышению профессионального уровня населения. При этом тоталитарный режим требовал изменить содержание школьного образования и воспитания, ибо педагогические "вольности" 20-х гг. были малопригодными для выполнения миссии создания "нового человека".

В начале 30-х гг. ЦК партии и Совнарком приняли ряд постановлений о школе. В 1930/31 учебном году в стране начался переход ко всеобщему обязательному начальному обучению в объеме 4-х классов. К 1937 г. обязательным стало семилетнее образование. В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, твердое расписание, отметки, строгая дисциплина и целая гамма наказаний, вплоть до исключения. Были переработаны школьные программы, созданы новые стабильные учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание географии и гражданской истории на основе марксистско-ленинских оценок происходивших событий и явлений.

Было широко развернуто школьное строительство. Только в течение 1933-1937 гг. в СССР открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет. К концу 30-х гг. за школьными партами обучалось свыше 35 млн. учащихся. По переписи 1939 г., грамотность в СССР составила 87,4%.

Быстрыми темпами развивалась система среднего специального и высшего образования. К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. Десятки средних и высших учебных заведений возникли в Белоруссии, республиках Закавказья и Средней Азии, центрах автономных республик и областей. Тираж книг в 1937 г. достиг 677,8 млн. экземпляров; книги выходили на 110 языках народов Союза. Широкое развитие получили массовые библиотеки: к концу 30-х гг. их число превысило 90 тыс.

Наука под идеологическим прессом. Однако и образование, и наука, равно как и литература и искусство, в СССР подвергались идеологической атаке. Сталин заявил, что все науки, в том числе естественные и математические, носят политический характер. Несогласных с этим утверждением ученых травили в печати, арестовывали.

Острая борьба развернулась в биологической науке. Под прикрытием защиты дарвинизма и мичуринской теории группа биологов и философов во главе с Т. Д. Лысенко выступила против генетики, объявив ее "буржуазной наукой". Блестящие разработки советских генетиков оказались свернуты, впоследствии многие из них (Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов, А. С. Серебровский и др.) были репрессированы.

Но самое пристальное внимание Сталин уделял исторической науке. Он взял под личный контроль учебники по истории России, которая стала называться историей СССР. Согласно сталинским указаниям прошлое стало трактоваться исключительно как летопись классовой борьбы угнетенных с эксплуататорами. В то же время появилась новая отрасль науки, ставшая одной из ведущих в сталинской идеологической конструкции - "история партии". В 1938 г. был выпущен "Краткий курс истории ВКП(б)", который Сталин не только тщательно отредактировал, но и написал для него один из параграфов. Выход в свет этой работы положил начало оформлению одной-единственной концепции развития нашей страны, которой должны были следовать все советские ученые. И хотя часть фактов в учебнике была подтасована и искажена с целью возвеличивания роли Сталина, ЦК партии в своем постановлении оценил "Краткий курс" как "руководство, представляющее официальное, проверенное ЦК ВКП(б) толкование основных вопросов истории ВКП(б) и марксизма-ленинизма, не допускающее никаких произвольных толкований". Каждое слово, каждое положение "Краткого курса" должны были восприниматься как истина в последней инстанции. На практике это привело к разгрому всех существовавших научных школ, разрыву с традициями русской исторической науки.

Успехи советской науки. Идеологические догмы и строгий партийный контроль самым пагубным образом отразились на состоянии гуманитарных наук. Но представители естественных наук, хотя и испытывали на себе негативные последствия вмешательства партийных и карательных органов, все же смогли достигнуть заметных успехов, продолжив славные традиции русской науки.

Получила мировое признание советская физическая школа, представленная именами С. И. Вавилова (проблемы оптики), А. Ф. Иоффе (изучение физики кристаллов и полупроводников), П. Л. Капицы (исследования в области микрофизики), Л. И. Мандельштама (труды в области радиофизики и оптики) и др. Советские физики начали интенсивное исследование атомного ядра (Л. Д. Мысовский, Д. Д. Иваненко, Д. В. Скобельцын, Б. В. и И. В. Курчатовы и др.).

Весомый вклад в прикладную науку внесли работы ученых-химиков Н. Д. Зелинского, Н. С. Курнакова, А. Е. Фаворского, А. Н. Баха, С. В. Лебедева. Был открыт способ производства синтетического каучука, началось производство искусственных волокон, пластических масс, ценных органических продуктов и т.д.

Мировыми достижениями стали работы советских биологов - Н. И. Вавилова, Д. Н. Прянишникова, В. Р. Вильямса, В. С. Пустовойта.

Значительных успехов достигли советская математическая наука, астрономия, механика, физиология.

Широкий размах приобрели геологические и географические исследования. Были открыты залежи полезных ископаемых - нефти между Волгой и Уралом, новых запасов угля в Подмосковном и Кузнецком бассейнах, железной руды на Урале и в других районах. Активно исследовался и осваивался Север. Это позволило резко сократить импорт некоторых видов сырья.

Социалистический реализм. В 30-х гг. был завершен процесс ликвидации разномыслия в художественной культуре. Искусство, полностью подчиненное партийной цензуре, было обязано следовать одному художественному направлению - социалистическому реализму. Политическая суть этого метода заключалась в том, что мастера искусства должны были отображать советскую действительность не такой, какой она была на самом деле, а такой, какой ее идеализировали власть предержащие.

Искусство насаждало мифы, и большинство советских людей с готовностью воспринимали их. Ведь со времени революции народ жил в атмосфере веры в то, что совершившийся грандиозный социальный переворот должен принести прекрасное "завтра", хотя "сегодня" было тяжелым, мучительно трудным. И искусство вместе с обнадеживающими обещаниями Сталина создавало иллюзию, что счастливое время уже наступило.

В сознании людей происходило размывание границ между желанным "светлым будущим" и реальностью. Это состояние и использовали власти в целях создания социально-психологической монолитности общества, которая, в свою очередь, позволяла манипулировать им, конструируя то трудовой энтузиазм, то массовое негодование в адрес "врагов народа", то всенародную любовь к своему вождю.

Советский кинематограф. Особенно большой вклад в преобразование сознания людей внес кинематограф, ставший самым массовым видом искусства. События 20-х, а затем 30-х гг. отражались в сознании людей не только через собственный опыт, но и через интерпретацию их в кинофильмах. Документальную хронику смотрела вся страна. Ее видели зрители, подчас не умевшие читать, не способные глубоко анализировать события, они воспринимали окружающую жизнь не только как жестокую зримую действительность, но и как радостную эйфорию, льющуюся с экрана. Ошеломляющее воздействие советской кинодокументалистики на массовое сознание объясняется еще и тем, что на этом поприще трудились блистательные мастера (Д. Вертов, Э. К. Тиссэ, Э. И. Шуб).

Не отставал от документального и художественный кинематограф. Значительное количество художественных фильмов было посвящено историко-революционной тематике: "Чапаев" (реж. братья Васильевы), трилогия о Максиме (реж. Г. М. Козинцев и Л. 3. Трауберг), "Мы из Кронштадта" (реж. Е. Л. Дзиган).

В 1931 г. на экраны вышел первый советский звуковой фильм "Путевка в жизнь" (реж. Н. В. Экк), повествующий о воспитании нового советского поколения. Этой же проблематике были посвящены фильмы С. А. Герасимова "Семеро смелых", "Комсомольск", "Учитель". В 1936 г. появилась первая цветная кинокартина "Груня Корнакова" (реж. Н. В. Экк).

В этот же период закладываются традиции советского детского и юношеского кинематографа. Появляются киноверсии известных произведений В. П. Катаева ("Белеет парус одинокий"), А. П. Гайдара ("Тимур и его команда"), А. Н. Толстого ("Золотой ключик"). Для детей выпускались замечательные мультипликационные киноленты.

Особой популярностью у людей всех возрастов пользовались музыкальные кинокомедии Г. В. Александрова - "Цирк", "Веселые ребя­та", "Волга-Волга", И. А. Пырьева - "Богатая невеста", "Трактористы", "Свинарка и пастух".

Любимым жанром советских кинематографистов стали исторические картины. Большой популярностью пользовались фильмы "Петр I " (реж. В. М. Петров), "Александр Невский" (реж. С. М. Эйзенштейн), "Минин и Пожарский" (реж. В. И. Пудовкин) и др.

Яркие образы в фильмах 30-х годов создали талантливые актеры Б. М. Андреев, П. М. Алейников, Б. А. Бабочкин, М. И. Жаров, Н. А. Крючков, М. А. Ладынина, Т. Ф. Макарова, Л. П. Орлова и др.

Музыкальное и изобразительное искусство. Музыкальная жизнь страны была связана с именами С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Т. Н. Хренникова, Д. Б. Кабалевского, И. О. Дунаевского. Создавались коллективы, впоследствии прославившие советскую музыкальную культуру: Квартет им. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, оркестр Государственной филармонии и др. В то же время были решительно пресечены любые новаторские поиски в оперной, симфонической, камерной музыке. При оценке тех или иных музыкальных произведений сказывались личные эстетические вкусы партийных вождей, которые были крайне низкими. Об этом свидетельствует неприятие "верхами" музыки Д. Д. Шостаковича. Грубой критике в печати за "формализм" были подвергнуты его опера "Катерина Измайлова" и балет "Золотой век".

Наибольшего расцвета достигла самая демократическая ветвь музыкального творчества - песенная. На этом поприще творили талантливые композиторы - И. О. Дунаевский, Б. А. Мокроусов, М. И. Блантер, братья Покрасс и др. Их произведения оказывали огромное влияние на современников. Простые, легко запоминающиеся мелодии песен этих авторов были у всех на слуху: они звучали дома и на улице, лились с киноэкранов и из репродукторов. И вместе с мажорной бодрой музыкой звучали незамысловатые стихи, прославляющие Родину, труд, Сталина. Пафос этих песен не соответствовал реалиям жизни, но их романтико-революционная приподнятость оказывала сильнейшее воздействие на человека.

Верность социалистическому реализму должны были демонстрировать и мастера изобразительного искусства. Главными критериями оценки художника являлись не его профессиональное мастерство и творческая индивидуальность, а идейная направленность сюжета. Отсюда пренебрежительное отношение к жанру натюрморта, пейзажа и прочих "мелкобуржуазных" излишеств, хотя в этой области творили такие талантливые мастера, как П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, М. С. Сарьян.

Ведущими теперь стали иные художники. Среди них главное место занял Б. В. Иогансон. Его картины "Рабфак идет (Вузовцы)", "Допрос коммунистов" и др. стали классикой соцреализма. Много работали А. А. Дейнека, создавший свое знаменитое поэтическое полотно "Будущие летчики", Ю. И. Пименов ("Новая Москва"), М. В. Нестеров (серия портретов советской интеллигенции) и др.

В то же время непременным атрибутом каждого города, каждого учреждения стали портреты, скульптуры и бюсты Сталина.

Литература. Театр. Строгий партийный диктат и всеобъемлющая цензура не могли не оказать влияния на общий уровень массовой литературной продукции. Появлялись произведения-однодневки, напоминавшие скорее передовые статьи в газетах. Но, тем не менее, даже в эти неблагоприятные для свободного творчества годы русская советская литература была представлена талантливыми писателями, создавшими значительные произведения. В 1931 г. окончательно вернулся на родину А. М. Горький. Здесь он закончил свой роман "Жизнь Клима Самгина", написал пьесы "Егор Булычов и другие", "Достигаев и другие". А. Н. Толстой также на родине поставил последнюю точку в трилогии "Хождение по мукам", создал роман "Петр I " и другие произведения.

М. А. Шолохов, будущий лауреат Нобелевской премии, написал роман "Тихий Дон" и первую часть "Поднятой целины". М. А. Булгаков работал над романом "Мастер и Маргарита" (правда, тогда так и не дошедшим до массового читателя). Щедрым талантом были отмечены произведения В. А. Каверина, Л. М. Леонова, А. П. Платонова, К. Г. Паустовского и многих других писателей. Существовала прекрасная детская литература - книги К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. П. Гайдара, А. Л. Барто, С. В. Михалкова, Л. А. Кассиля и др.

С конца 20-х гг. на театральных подмостках утвердились пьесы советских драматургов: Н. Ф. Погодина ("Человек с ружьем"), А. Е. Корнейчука ("Гибель эскадры", "Платон Кречет"), В. В. Вишневского ("Оптимистическая трагедия"), А. Н. Арбузова ("Таня") и др. В репертуар всех театров страны были включены пьесы Горького, написанные в разные годы, - "Враги", "Мещане", "Дачники", "Варвары" и др.

Важнейшей чертой культурной революции стало активное приобщение советских людей к искусству. Это достигалось не только за счет увеличения числа театров, кинотеатров, филармоний, концертных залов, но и благодаря развитию художественной самодеятельности. По всей стране создавались клубы, дворцы культуры, дома детского творчества; устраивались грандиозные смотры народных талантов, выставки самодеятельных работ.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО СОЮЗА В 1930-х годах

Изменение внешнеполитического курса СССР. В 1933 г. в Германии к власти пришли фашисты, не скрывавшие своих намерений начать борьбу за передел мира. СССР был вынужден изменить внешнеполитический курс. Прежде всего, было пересмотрено положение, согласно которому все "империалистические" государства воспринимались как реальные враги, готовые в любой момент начать войну против Советского Союза. В конце 1933 г. Народный комиссариат иностранных дел по поручению ЦК ВКП(б) разработал развернутый план создания системы коллективной безопасности в Европе. С этого момента вплоть до 1939 г. советская внешняя политика приобрела антигерманскую направленность. Ее главной целью стало стремление к союзу с демократическими странами в целях изоляции фашистской Германии и Японии. Этот курс во многом был связан с деятельностью наркома иностранных дел М. М. Литвинова.

Успешными результатами нового курса стали установление в ноябре 1933 г. дипломатических отношений с США и принятие СССР в 1934 г. в Лигу наций, где он сразу стал постоянным членом ее Совета. Это означало формальное возвращение страны в мировое сообщество в качестве великой державы. Принципиально важно, что вступление Советского Союза в Лигу наций состоялось на его условиях: все споры, прежде всего по поводу царских долгов, были решены в пользу СССР.

В мае 1935 г. между СССР и Францией был заключен договор о помощи в случае возможного нападения любого агрессора. Но взаимные обязательства на деле были малоэффективными, так как договор не сопровождался какими-либо военными соглашениями. Затем договор о взаимной помощи был подписан с Чехословакией.

В 1935 г. СССР осудил введение в Германии всеобщей воинской повинности и нападение Италии на Эфиопию. А после введения немецких войск в демилитаризованную Рейнскую область Советский Союз предложил Лиге наций предпринять меры для пресечения нарушений международных обязательств. Но голос СССР не был услышан.

Курс Коминтерна на создание единого антифашистского фронта. Для претворения в жизнь своих внешнеполитических замыслов СССР активно использовал Коминтерн. До 1933 г. главной задачей Коминтерна Сталин считал организацию поддержки своего внутриполитического курса на международной арене. Наиболее резкая критика сталинских методов звучала со стороны мировой социал-демократии. Поэтому главным врагом коммунистов всех стран Сталин объявил социал-демократов, расценивая их как пособников фашизма. Эти коминтерновские установки на практике привели к расколу антифашистских сил, что значительно облегчило приход фашистов к власти в Германии.

В 1933 г. вместе с пересмотром советского внешнеполитического курса изменились и установки Коминтерна. Разработку новой стратегической линии возглавил Г. Димитров - герой и победитель затеянного фашистами Лейпцигского процесса против коммунистов. Новую тактику утвердил VII конгресс Коминтерна, проходивший летом 1935 г. Главной задачей коммунисты провозглашали создание единого антифашистского фронта для предотвращения мировой войны. С этой целью коммунисты должны были организовывать сотрудничество со всеми силами - от социал-демократов до либералов. Вместе с тем создание антифашистского фронта и широкие антивоенные акции тесно увязывались с борьбой "за безопасность Советского Союза". Конгресс предупредил, что в случае нападения на СССР коммунисты призовут трудящихся "всеми средствами содействовать победе Красной Армии над армиями империалистов".

Первая попытка реализовать новую тактику Коминтерна на практике была предпринята в 1936 г. в Испании, когда генерал Франко поднял фашистский мятеж против республиканского правительства. СССР открыто заявил о своей поддержке республики. В Испанию была направлена советская военная техника, две тысячи советников, а также значительное число добровольцев из числа военных специалистов. События в Испании со всей очевидностью показали необходимость объединенных усилий в борьбе против набиравшего силу фашизма. Но демократические государства все еще взвешивали, какой режим опаснее для демократии - фашистский или коммунистический.

Дальневосточная политика СССР. Несмотря на сложность европейского внешнеполитического курса, положение на западных границах СССР было относительно спокойным. В то же время на его дальневосточных рубежах дипломатические и политические конфликты выливались в прямые военные столкновения.

Первый военный конфликт произошел летом-осенью 1929 г. в Северной Маньчжурии. Камнем преткновения стала КВЖД. Согласно договору 1924 г. между СССР и пекинским правительством Китая железная дорога переходила под совместное советско-китайское управление. Но к концу 20-х гг. китайская администрация была почти полностью вытеснена советскими специалистами, сама же дорога фактически перешла в собственность Советского Союза. Такое положение стало возможным ввиду нестабильной политической ситуации в Китае. Но в 1928 г. к власти пришло правительство Чан Кайши, которое стало проводить политику объединения всех китайских территорий. Оно попыталось силой вернуть себе утраченные на КВЖД позиции. Возник вооруженный конфликт. Советские войска разгромили на китайской территории китайские пограничные отряды, начавшие боевые действия.

В это время на Дальнем Востоке в лице Японии мировое сообщество получило мощный очаг разжигания войны. Захватив в 1931 г. Маньчжурию, Япония создала угрозу дальневосточным границам Советского Союза, к тому же принадлежавшая СССР КВЖД оказалась на территории, контролируемой Японией. Японская угроза заставила СССР и Китай восстанавливать свои дипломатические отношения.

В ноябре 1936 г. Германия и Япония подписали Антикоминтерновский пакт, к которому затем присоединились Италия и Испания. В июле 1937 г. Япония начала крупномасштабную агрессию против Китая. В такой ситуации СССР и Китай пошли на взаимное сближение. В августе 1937 г. между ними был заключен договор о ненападении. После подписания договора Советский Союз стал оказывать Китаю техническую и материальную помощь. В боях на стороне китайской армии сражались советские инструкторы и летчики.

Летом 1938 г. начались вооруженные столкновения между японскими и советскими войсками на советско-маньчжурской границе. Ожесточенное сражение произошло в районе озера Хасан, неподалеку от Владивостока. Со стороны Японии это была первая разведка боем. Она показала, что взять наскоком советские границы вряд ли удастся. Тем не менее в мае 1939 г. японские войска вторглись на территорию Монголии в районе реки Халхин-Гол. Советский Союз с 1936 г. был связан с Монголией союзным договором. Верный своим обязательствам, СССР ввел на территорию Монголии свои войска.

Мюнхенское соглашение. Тем временем фашистские державы осуществляли новые территориальные захваты в Европе. В середине мая 1938 г. немецкие войска сконцентрировались на границе с Чехословакией. Советское руководство было готово оказать ей помощь и без Франции, но при условии, что она сама попросит СССР об этом. Однако Чехословакия все еще надеялась на поддержку западных союзников.

В сентябре, когда ситуация накалилась до предела, руководители Англии и Франции прибыли в Мюнхен на переговоры с Германией и Италией. Ни Чехословакия, ни СССР на конференцию допущены не были. Мюнхенское соглашение окончательно закрепило курс западных держан на "умиротворение" фашистских агрессоров, удовлетворив притязания Германии на отторжение от Чехословакии Судетской области. Тем не менее, Советский Союз был готов оказать Чехословакии помощь, руководствуясь уставом Лиги наций. Для этого было необходимо, чтобы Чехословакия обратилась в Совет Лиги наций с соответствующей просьбой. Но правящие круги Чехословакии не сделали этого.

Надежды СССР на возможность создания системы коллективной безопасности были окончательно развеяны после подписания в сентябре 1938 г. англо-германской, а в декабре этого же года франко-германской деклараций, являвшихся по существу пактами о ненападении. В этих документах договаривающиеся стороны заявляли о своем стремлении "никогда более не вести войну друг против друга". Советский Союз, стремясь обезопасить себя от возможного военного конфликта, начал поиски новой внешнеполитической линии.

Советско-англо-французские переговоры. После заключения Мюнхенского соглашения главы правительств Англии и Франции провозгласили наступление в Европе "эры мира". Пользуясь попустительством западных держав, Гитлер 15 марта 1939 г. ввел войска в Прагу и окончательно ликвидировал Чехословакию как независимое государство, а 23 марта захватил Мемельскую область, входившую в состав Литвы. В это же время Германия предъявила требования к Польше о присоединении Данцига, имевшего статус вольного города, и части польской территории. В апреле 1939 г. Италия оккупировала Албанию. Это несколько отрезвило правящие круги Англии и Франции и вынудило их дать согласие на предложение Советского Союза начать переговоры и заключить соглашение о мерах по пресечению германской агрессии.

12 августа, после длительных проволочек, в Москву прибыли представители Англии и Франции. Здесь неожиданно выяснилось, что англичане не имеют полномочий для ведения переговоров и подписания соглашения. Во главе обеих миссий были поставлены второстепенные военные деятели, в то время как советскую делегацию возглавлял нарком обороны маршал К. Е. Ворошилов.

Советская сторона представила детальный план совместных действий вооруженных сил СССР, Англии и Франции против агрессора. Красная Армия в соответствии с этим планом должна была выставить в Европе 136 дивизий, 5 тыс. тяжелых орудий, 9-10 тыс. танков и 5-5,5 тыс. боевых самолетов. Английская делегация заявила, что в случае возникновения войны Англия первоначально пошлет на континент всего 6 дивизий.

Советский Союз не имел общей границы с Германией. Следовательно, он мог принять участие в отражении агрессии только в том случае, если союзники Англии и Франции - Польша и Румыния пропустят советские войска через свою территорию. Между тем ни англичане, ни французы ничего не делали для того, чтобы побудить польское и румынское правительства дать согласие на проход советских войск. Наоборот, члены военных делегаций западных держав были предупреждены своими правительствами, что этот решающий для всего дела вопрос не должен обсуждаться в Москве. Переговоры сознательно затягивались. Французская и английская делегации следовали предписаниям своих правительств вести переговоры медленно, "стремиться к тому, чтобы свести военное соглашение к возможно более общим условиям".

Сближение СССР и Германии. Гитлер, не отказавшись от силового решения "польского вопроса", также предложил СССР начать переговоры о заключении договора о ненападении и разграничении сфер влияния в Восточной Европе. Перед Сталиным встал нелегкий выбор: или отклонить предложения Гитлера и тем самым согласиться с выходом германских войск к границам Советского Союза в случае поражения Польши в войне с Германией, или заключить с Германией соглашения, дающие возможность отодвинуть границы СССР далеко на запад и на какое-то время избежать войны. Для советского руководства не были секретом попытки западных держав подтолкнуть Германию к войне с Советским Союзом, равно как и стремление Гитлера расширить свое "жизненное пространство" за счет восточных земель. В Москве знали о завершении подготовки германских войск к нападению на Польшу и возможном поражении польских войск ввиду явного превосходства немецкой армии над польской.

Чем труднее шли переговоры с англо-французской делегацией в Москве, тем больше Сталин склонялся к выводу о необходимости подписать соглашение с Германией. Приходилось учитывать и то, что с мая 1939 г. на территории Монголии велись боевые действия советско-монгольских войск против японцев. Перед Советским Союзом вырисовывалась крайне неблагоприятная перспектива ведения войны одновременно и на восточных, и на западных границах.

23 августа 1939 г. весь мир был взбудоражен шокирующим известием: нарком иностранных дел СССР В. М. Молотов (назначенный на эту должность в мае 1939 г.) и министр иностранных дел Германии И. Риббентроп подписали договор о ненападении. Этот факт стал полной неожиданностью и для советских людей. Но никто не знал самого главного - к договору прилагались секретные протоколы, в которых был зафиксирован раздел Восточной Европы на сферы влияния между Москвой и Берлином. Согласно протоколам устанавливалась линия разграничения между немецкими и советскими войсками в Польше; прибалтийские государства, Финляндия и Бессарабия относились к сфере влияния СССР.

Несомненно, в тот период договор был выгоден обеим странам. Гитлеру он позволял без лишних осложнений начать захват первого бастиона на востоке и одновременно убедить свой генералитет в том, что Германии не придется воевать сразу на нескольких фронтах. Сталин получил выигрыш во времени для укрепления обороны страны, а также возможность отодвинуть исходные позиции потенциального врага и восстановить государство в границах бывшей Российской империи.

Заключение советско-германских соглашений сорвало попытки западных держав втянуть СССР в войну с Германией и, наоборот, позволило переключить направление германской агрессии прежде всего на Запад. Советско-германское сближение внесло определенный разлад в отношения между Германией и Японией, ликвидировало для СССР угрозу войны на два фронта.

Уладив дела на западе, Советский Союз активизировал военные действия на востоке. В конце августа советские войска под командованием Г. К. Жукова окружили и разгромили 6-ю японскую армию на р. Халхин-Гол. Японское правительство было вынуждено подписать в Москве мирное соглашение, по которому с 16 сентября 1939 г. боевые действия прекращались. Угроза эскалации войны на Дальнем Востоке была ликвидирована.

Рекомендации к теме

Что необходимо знать по этой теме:

Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в. Николай II.

Внутренняя политика царизма. Николай II. Усиление репрессий. "Полицейский социализм".

Русско-японская война. Причины, ход, результаты.

Революция 1905 - 1907 гг. Характер, движущие силы и особенности русской революции 1905-1907 гг. этапы революции. Причины поражения и значение революции.

Манифест 17 октября.

Выборы в Государственную думу. I Государственная дума. Аграрный вопрос в Думе. Разгон Думы. II Государственная дума. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

Третьеиюньская политическая система. Избирательный закон 3 июня 1907 г. III Государственная дума. Расстановка политических сил в Думе. Деятельность Думы. Правительственный террор. Спад рабочего движения в 1907-1910 гг.

Столыпинская аграрная реформа.

IV Государственная дума. Партийный состав и думские фракции. Деятельность Думы.

Политический кризис в России накануне войны. Рабочее движение летом 1914 г. Кризис верхов.

Международное положение России в начале XX в.

Начало первой мировой войны. Происхождение и характер войны. Вступление России в войну. Отношение к войне партий и классов.

Ход военных действий. Стратегические силы и планы сторон. Итоги войны. Роль Восточного фронта в первой мировой войне.

Экономика России в годы первой мировой войны.

Рабочее и крестьянское движение в 1915-1916 гг. Революционное движение в армии и на флоте. Рост антивоенных настроений. Формирование буржуазной оппозиции.

Pусская культура XIX - начала XX в.

Обострение социально-политических противоречий в стране в январе-феврале 1917 г. Начало, предпосылки и характер революции. Восстание в Петрограде. Образование Петроградского Совета. Временный комитет Государственной думы. Приказ N I. Образование Временного правительства. Отречение Николая II. Причины возникновения двоевластия и его сущность. Февральский переворот в Москве, на фронте, в провинции.

От Февраля к Октябрю. Политика Временного правительства в отношении войны и мира, по аграрному, национальному, рабочему вопросам. Отношения между Временным правительством и Советами. Приезд В.И.Ленина в Петроград.

Политические партии (кадеты, эсеры, меньшевики, большевики): политические программы, влияние в массах.

Кризисы Временного правительства. Попытка военного переворота в стране. Рост революционных настроений в массах. Большевизация столичных Советов.

Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

II Всероссийский съезд Советов. Решения о власти, мире, земле. Формирование органов государственной власти и управления. Состав первого Советского правительства.

Победа вооруженного восстания в Москве. Правительственное соглашение с левыми эсерами. Выборы в Учредительное собрание, его созыв и разгон.

Первые социально-экономические преобразования в области промышленности, сельского хозяйства, финансов, рабочего и женского вопросов. Церковь и государство.

Брестский мирный договор, его условия и значение.

Хозяйственные задачи советской власти весной 1918 г. Обострение продовольственного вопроса. Введение продовольственной диктатуры. Рабочие продотряды. Комбеды.

Мятеж левых эсеров и крах двухпартийной системы в России.

Первая Советская Конституция.

Причины интервенции и гражданской войны. Ход военных действий. Человеческие и материальные потери периода гражданской войны и военной интервенции.

Внутренняя политика советского руководства в годы войны. "Военный коммунизм". План ГОЭЛРО.

Политика новой власти в отношении культуры.

Внешняя политика. Договоры с пограничными странами. Участие России в Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.

Внутренняя политика. Социально-экономический и политический кризис начала 20-х годов. Голод 1921-1922 гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. НЭП в области сельского хозяйства, торговли, промышленности. Финансовая реформа. Восстановление экономики. Кризисы в период НЭПа и его свёртывание.

Проекты создания Союза ССР. I съезд Советов СССР. Первое правительство и Конституция СССР.

Болезнь и смерть В.И.Ленина. Внутрипартийная борьба. Начало формирования режима власти Сталина.

Индустриализация и коллективизация. Разработка и осуществление первых пятилетних планов. Социалистическое соревнование - цель, формы, лидеры.

Формирование и укрепление государственной системы управления экономикой.

Курс на сплошную коллективизацию. Раскулачивание.

Итоги индустриализации и коллективизации.

Политическое, национально-государственное развитие в 30-е годы. Внутрипартийная борьба. Политические репрессии. Формирование номенклатуры как слоя управленцев. Сталинский режим и конституция СССР 1936 г.

Советская культура в 20-30-е гг.

Внешняя политика второй половины 20-х - середины 30-х годов.

СССР накануне войны (1938 - июнь 1941 г.)

Внутренняя политика. Рост военного производства. Чрезвычайные меры в области трудового законодательства. Меры по решению зерновой проблемы. Вооруженные силы. Рост численности Красной Армии. Военная реформа. Репрессии против командных кадров РККА и РККФ.

Внешняя политика. Пакт о ненападении и договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР. Советско-финская война. Включение республик Прибалтики и других территорий в состав СССР.

Периодизация Великой Отечественной войны. Начальный этап войны. Превращение страны в военный лагерь. Военные поражения 1941-1942 гг. и их причины. Основные военные события. Капитуляция фашистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.

Советский тыл в годы войны.

Депортация народов.

Партизанская борьба.

Человеческие и материальные потери в ходе войны.

Создание антигитлеровской коалиции. Декларация объединенных наций. Проблема второго фронта. Конференции "Большой тройки". Проблемы послевоенного мирного урегулирования и всестороннего сотрудничества. СССР и ООН.

Начало "холодной войны". Вклад СССР в создание "социалистического лагеря". Образование СЭВ.

Внутренняя политика СССР в середине 40-х - начале 50-х годов. Восстановление народного хозяйства.

Общественно-политическая жизнь. Политика в области науки и культуры. Продолжение репрессий. "Ленинградское дело". Кампания против космополитизма. "Дело врачей".

Социально-экономическое развитие советского общества в середине 50-х - первой половине 60-х годов.

Общественно-политическое развитие: XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв репрессий и депортаций. Внутрипартийная борьба во второй половине 50-х годов.

Внешняя политика: создание ОВД. Ввод советских войск в Венгрию. Обострение советско-китайских отношений. Раскол "социалистического лагеря". Советско-американские отношения и Карибский кризис. СССР и страны "третьего мира". Сокращение численности вооруженных сил СССР. Московский договор об ограничении ядерных испытаний.

СССР в середине 60-х - первой половине 80-х годов.

Социально-экономическое развитие: экономическая реформа 1965 г.

Нарастание трудностей экономического развития. Падение темпов социально-экономического роста.

Конституция СССР 1977 г.

Общественно-политическая жизнь СССР в 1970-е - начале 1980 гг.

Внешняя политика: договор о нераспространении ядерного оружия. Закрепление послевоенных границ в Европе. Московский договор с ФРГ. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Советско-американские договоры 70-х годов. Советско-китайские отношения. Ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан. Обострение международной напряженности и СССР. Усиление советско-американского противостояния в начале 80-х годов.

СССР в 1985-1991 гг.

Внутренняя политика: попытка ускорения социально-экономического развития страны. Попытка реформирования политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение политического кризиса.

Обострение национального вопроса. Попытки реформирования национально-государственного устройства СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. "Новоогаревский процесс". Распад СССР.

Внешняя политика: советско-американские отношения и проблема разоружения. Договоры с ведущими капиталистическими странами. Вывод советских войск из Афганистана. Изменение отношений со странами социалистического содружества. Распад Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

Российская Федерация в 1992-2000 гг.

Внутренняя политика: "Шоковая терапия" в экономике: либерализация цен, этапы приватизации торгово-промышленных предприятий. Падение производства. Усиление социальной напряженности. Рост и замедление темпов финансовой инфляции. Обострение борьбы между исполнительной и законодательной властью. Роспуск Верховного Совета и съезда народных депутатов. Октябрьские события 1993 г. Упразднение местных органов Советской власти. Выборы в Федеральное собрание. Конституция РФ 1993 г. Формирование президентской республики. Обострение и преодоление национальных конфликтов на Северном Кавказе.

Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция. Попытка возвращения к курсу либеральных реформ (весна 1997 г.) и ее неудача. Финансовый кризис августа 1998 г.: причины, экономические и политические последствия. "Вторая чеченская война". Парламентские выборы 1999 г. и досрочные президентские выборы 2000 г. Внешняя политика: Россия в СНГ. Участие российских войск в "горячих точках" ближнего зарубежья: Молдавия, Грузия, Таджикистан. Отношения России со странами дальнего зарубежья. Вывод российских войск из Европы и стран ближнего зарубежья. Российско-американские договоренности. Россия и НАТО. Россия и Совет Европы. Югославские кризисы (1999-2000 гг.) и позиция России.



Рекомендованная литература:
  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. ХХ век.