Духовные потребности – это внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию новых духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению.

С категорией духовность соотносится потребность познания – мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ. Духовные потребности стимулируют деятельность по производству и распространению духовных ценностей. Распространение духовных ценностей позволяет удовлетворить духовные потребности путем потребления духовных ценностей. Производство духовных ценностей и их распространение рождает новые духовные потребности. Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человек и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения людей.

Виды мировоззрений:
  • обыденное,
  • религиозное,
  • научное.

В истории философии прослеживается несколько подходов к выработке мировоззренческих установок: теоцентризм – когда предпочтение отдается Богу, природе – природоцентризм, космизм, человеку – антропоцентризм, обществу – социоцентризм, культуроцентризм.

Мировоззрение всегда исторично, в нем проявляются черты времени, оно связано с проблемами эпохи. В современное время надо отметить поворот мировоззрения к проблемам человека, человечности, человечеству в целом.

Гуманистическая направленность мировоззрения во многом возвышает его значение в деятельности человека, ибо мировоззрение:

а) способствует тому, чтобы личность понимала мир и тенденции его развития,
б) существенно облегчает понимание человеком непреходящих ценностей: общечеловеческих, национальных, социально ориентированных.

Выбор мировоззренческих позиций – это дело личное, но оно должно опираться на фундамент умственного развития человечества в целом, способствовать позитивному решению общечеловеческих проблем совместного общежития.

Понятие "свобода" можно рассматривать применительно ко всем сферам жизни общества – экономическая свобода, религиозная свобода, интеллектуальная свобода, свобода личности, наций, государства, общества.

Участники политического процесса:
  • социальные группы, социальные общности,
  • политические организации и объединения,
  • политические элиты.
  • личности.
Объекты политики:
1) внутренняя политика:
  • общество в целом,
  • экономика государства,
  • национальные отношения,
  • культура, социальная сфера общества,
  • экология.
2) внешняя политика:
  • мировое сообщество,
  • международные отношения,
  • международное сотрудничество и взаимопонимание.

Свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

Основу исторического процесса составляют события, то есть те или иные прошедшие или проходящие явления общественной жизни. В событиях воплощается деятельность людей, их экономические, социальные, политические и иные связи и отношения.

Субъектами исторического процесса являются:
  • народные массы,
  • социальные группы и общественные объединения,
  • исторические личности.

Духовное производство – это производство новых духовных ценностей, чаще всего в форме научных трудов и литературных сочинений, произведений скульптуры и архитектуры, музыки и живописи, кинофильмов и телевизионных передач, которые несут созданные их авторами идеи и взгляды, образы и чувства, оценки и представления.

Важная особенность духовного производства состоит в том, что его продукты создаются не только для удовлетворения существующей в обществе потребности в тех или иных духовных благах, но и для самореализации мыслителя, художника и т. д. Они удовлетворяют внутреннюю потребность автора проявить, выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои способности. Для ученого, музыканта, художника, поэта ценность труда заключается в ценности не только его результатов, но и самого процесса создания произведения.

Вот что писал английский естествоиспытатель Ч. Дарвин (1809-1882): "Главным моим наслаждением и единственным занятием в течение всей жизни была научная работа, и возбуждение, вызываемое ею, позволяет мне на время забывать или совсем устраняет мое постоянное плохое самочувствие".

Музеи разнообразны по своему профилю: исторические (в том числе археологические, этнографические и т. д.), художественные, литературные, естественноисторические (ботанические, геологические, палеонтологические и т. д.), технические. В России и других странах много и самодеятельных (созданных на общественных началах) музеев, в том числе школьных: это музеи истории учебных заведений, воинских частей, предприятий.

Слова "хранилище" и "распространение" относятся и к библиотекам. Древнейшая из них появилась за много веков до изобретения книгопечатания: в середине VII в. до н. э. при дворе ассирийского царя Ашшурбанапала была собрана библиотека из "глиняных книг". С развитием книгопечатания постоянно возрастала роль библиотек как важнейшего средства содействия тому, чтобы все большее количество людей овладевали научными, литературными, духовными ценностями. Сеть библиотек поистине громадна: от небольших – личных, школьных, городских до крупнейших книгохранилищ. Расположенная в Москве Российская государственная библиотека насчитывает более 41 млн. единиц хранения на 247 языках мира.

Слово "архив" (в переводе с лат.– письмохранилище) нередко ассоциируется с чем-то очень давним и от жизни далеким. Архивы, как и библиотеки, известны издавна. Архивы – это место хранения документов, в том числе и самых древних, и совсем недавнего времени. Собрания архивных источников предназначены для научных исследований, для реализации практических целей. Архивы непрерывно пополняются, ибо каждодневно накапливаются новые сведения о деятельности отдельных людей, их организаций, государственных учреждений. Архивы бывают небольшие (например, архив завода, где хранятся документы о прохождении службы его работниками) и гигантские, по которым можно исследовать многое, еще не познанное, или восстановить истину, которая долго скрывалась.

Результативность духовно-практической деятельности, осуществляемой музеями, библиотеками, архивами, во многом зависит от "лоцмана", прокладывающего посетителю, читателю наилучший путь к познанию. Эти "лоцманы" – экскурсоводы, библиотекари, архивариусы. Так, существующий в музейном обиходе афоризм "смотреть – не значит видеть" напоминает об одной из коренных задач музейного работника – научить "видеть", т. е. выявлять существенные черты экспозиции, получая, таким образом, максимум заложенной в ней информации.

Вспомним, например, о посещении художественной галереи. Конечно, оставаясь один на один с картиной, каждый испытывает ее эстетическое воздействие. Но нередко многое остается непонятым из-за слабого знакомства с тематикой (например, с сюжетами на библейские темы), из-за недостаточно четкого восприятия художественного стиля, его особенностей. В таких случаях объяснение экскурсовода очень значимо. В библиотеках весьма трудна ориентировка в мире книг. И здесь совет библиотекаря помогает выбрать верный путь для удовлетворения запросов читателя, формирования его интересов. Наибольший – по охвату людей и по общенародной значимости – вклад в деятельность по распространению духовных ценностей вносит школа, прежде всего учитель.

Самая массовая аудитория, воспринимающая духовные ценности,– это сотни миллионов читателей газет и журналов, слушателей радио, телезрителей, т. е. те, на кого постоянно воздействуют средства массовой информации (СМИ). Несомненным народным достоянием являются ставшие классическими театральные постановки и кинофильмы, воспроизведение которых телевизионными средствами знакомит новые поколения с лучшими достижениями русского искусства.

Духовные ценности, выступающие предметом потребления, в процессе удовлетворения духовных потребностей не исчезают, а обогащают духовный мир человека, становятся его принадлежностью. Такова первая особенность духовного потребления. Вторая особенность состоит в том, что процесс духовного потребления является в определенной мере и процессом духовного производства. Восприятие духовных ценностей носит творческий характер. Каждый по-своему осмысливает содержание литературного произведения; восприятие музыкального произведения рождает собственные образы и чувства. Любой человек переживает духовные ценности через призму собственного опыта. Но всегда это творческая работа души и ума человека.

Мировоззрения.

Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Оно формируется стихийно, особенно если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоятельно философию, не знакомился с содержанием религиозных учений. Конечно, нельзя полностью исключить влияние религии или достижений науки, ибо человек постоянно общается с различными людьми; ощутимо и влияние общедоступных средств массовой информации. Но преобладает житейская, обыденная основа. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека – и в этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры – в этом его слабость.

Обыденное мировоззрение распространено очень широко, поскольку усилия учебных заведений и пастырей церкви зачастую задевают лишь самую поверхность сферы духовной жизни человека и не всегда оставляют в ней заметный след.

Религиозное мировоззрение – мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других. Напомним, в религии содержится и определенная картина мира, учение о предназначении человека, заповеди, направленные на воспитание у него определенного образа жизни, на спасение души. Религиозное мировоззрение также имеет сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей.

Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которая в своем развитии постоянно опиралась на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания. Научное мировоззрение также имеет достоинства и недостатки. К достоинствам отнесем его прочную обоснованность достижениями науки, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, органическую связь с производственной и социальной практической деятельностью людей. Но нельзя закрывать глаза на то, что человек еще не занял в нем преобладающего места. Человек, человечество, человечность – это поистине глобальная проблема настоящего и будущего.

Разработка этой триады – задача неисчерпаемая, но неисчерпаемость задачи требует не отстранения от нее, а настойчивости в ее решении. Это и является доминантой современной науки, призванной обогащать мировоззрение. Поворот мировоззрения к человеку, человечеству, человечности, если он примет всеобъемлющий характер, может стать решающим облагораживающим фактором для всех типов мировоззрения; тогда их главной общей чертой станет гуманистическая направленность. Гуманистическое мировоззрение наиболее перспективно для деятельности людей, стремящихся осуществить развитие общества по пути научно-технического, социального и экологического прогресса, однако человечество стоит еще в самом начале пути к широкому овладению его основами.

Менталитет – это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествовавшей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного, жизненного опыта. Иными словами, это своего рода итоговый "сплав", который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам. Считается, что в силу индивидуального процесса формирования духовного мира человека и неповторимости человеческой личности менталитет – явление в основном сугубо личностное, хотя говорят и о менталитете того или иного социального слоя, например о менталитете ученого, военного, бизнесмена, юриста. У всех представителей данного социального или профессионального слоя в силу их практической деятельности, социального статуса (положения, занимаемого в обществе), некоторой общности жизненного пути, деятельности, которой они занимаются, имеется немало общего в складе ума, в умонастроении, иными словами – в их менталитете.

Говорят и о менталитете тех или иных народов: так, в литературе широко употребляется термин "русская душа", при этом имеется в виду целый ряд психических качеств – открытость для общения, доверчивость, терпение, тенденция к совместной трудовой деятельности (артель, община). Разумеется, далеко не каждый представитель русского народа обладает всеми этими качествами, но сложилось мнение, что названные черты являются типичными именно для русского народа. Современная наука о национальных общностях людей – этнология – предпринимает попытки найти психологические черты, черты менталитета различных наций, народностей, иных этнических групп.

Убеждения присущи человеку с любым типом мировоззрения, но источники их различны. Одним из них является жизненный опыт. Осмысливая реальные факты своего повседневного бытия, жизни окружающих людей, человек приходит к важным для себя выводам и обобщениям. Нередко, однако, убеждение возникает не в результате размышлений, а в итоге непроизвольного усвоения какого-то мнения, готового вывода или под влиянием чувств и настроений.

Производство – это прежде всего процесс создания материальных благ, необходимое условие жизни общества, так как без пищи, одежды, жилищ, электроэнергии, лекарств и множества разнообразных предметов, нужных людям, общество существовать не может. Столь же необходимы для жизни человека и разнообразные услуги.

Для производства любой вещи необходимы три элемента: во-первых, предмет природы, из которого эту вещь можно изготовить; во-вторых, средства труда, с помощью которых это изготовление осуществляется; в-третьих, целенаправленная деятельность человека, его труд. Следовательно, материальное производство есть процесс трудовой деятельности людей, в результате которой создаются материальные блага, направленные на удовлетворение человеческих потребностей. Потребности и интересы людей являются той основой, которая предопределяет цель трудовой деятельности. Бесцельные занятия чем бы то ни было не имеют смысла. Такая работа показана в древнегреческом мифе о Сизифе. Боги обрекли его на тяжелый труд – вкатывать большой камень на гору. Как только конец пути был близок, камень срывался и катился вниз. И так снова и снова.

"Сизифов труд" – символ бессмысленной работы. Труд в собственном смысле слова возникает тогда, когда деятельность человека становится осмысленной, когда в ней реализуется сознательно поставленная цель. Для достижения цели в трудовой, как и во всякой иной, деятельности используются разнообразные средства. Это прежде всего различные технические устройства, необходимые для производства энергетические и транспортные линии и другие материальные объекты, без которых невозможен трудовой процесс. Все они вместе составляют средства труда. В процессе производства осуществляется воздействие на предмет труда, т. е. на материалы, подвергающиеся преобразованию. Для этого применяются различные способы, которые называются технологиями.

Исторический процесс – это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Применяя уже известные вам научные термины, можно охарактеризовать исторический процесс как непрерывное взаимодействие субъекта и объекта. При этом под объектом понимается то, на что направлена деятельность, т. е. вся историческая действительность, а под субъектом – те, кто осуществляет эту деятельность, все участники исторического процесса: индивиды, различные социальные общности, их организации, великие личности. Существует в науке и ограничительное понимание субъекта исторического процесса. Не отрицая того, что история есть результат деятельности всех индивидов и их общностей, ряд ученых полагает, что до уровня субъекта исторического процесса поднимаются только те и тогда, кто и когда осознает свое место в обществе, руководствуется в своей деятельности общественно значимыми целями и участвует в борьбе за их осуществление. При этом отмечается: общая тенденция состоит в том, что в сознательное историческое творчество вовлекаются все более широкие массы людей.

Исторический процесс – это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Применяя уже известные вам научные термины, можно охарактеризовать исторический процесс как непрерывное взаимодействие субъекта и объекта. При этом под объектом понимается то, на что направлена деятельность, т. е. вся историческая действительность, а под субъектом – те, кто осуществляет эту деятельность, все участники исторического процесса: индивиды, различные социальные общности, их организации, великие личности. Существует в науке и ограничительное понимание субъекта исторического процесса. Не отрицая того, что история есть результат деятельности всех индивидов и их общностей, ряд ученых полагает, что до уровня субъекта исторического процесса поднимаются только те и тогда, кто и когда осознает свое место в обществе, руководствуется в своей деятельности общественно значимыми целями и участвует в борьбе за их осуществление. При этом отмечается: общая тенденция состоит в том, что в сознательное историческое творчество вовлекаются все более широкие массы людей.

Политика – это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами. Политика представляет собой особую разновидность деятельности, связанную с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, руководством ими или воздействием на это руководство. Вдумайтесь в эти определения, сравните их. В них вы сможете усмотреть, во-первых, деятельностный характер политики; во-вторых, особую роль в этой деятельности больших социальных групп; в-третьих, связь их деятельности с завоеванием, удержанием и использованием государственной власти.

Политическая деятельность включает в себя государственное управление, т. е. такое воздействие на общество, на те или другие стороны социального развития, при котором требования властей поддерживаются силой закона и специальных государственных учреждений, в том числе и силовых (полиции, армии, органов госбезопасности). Она охватывает также и воздействие политических партий на ход общественных процессов, и принятие государственных решений. Партии и другие политические объединения, с одной стороны, связаны с различными социальными группами, опираются на их поддержку, а с другой – выражают интересы и стремления этих групп, осуществляют давление на правительство или участвуют в выработке государственных решений.

Политическая деятельность проявляется и в различных формах участия широких народных масс в политической жизни общества. В ходе политической деятельности ее участники вступают между собой в специфические отношения. Это могут быть и сотрудничество, союз, взаимная поддержка, и противостояние, конфликт, борьба. В результате взаимодействия участников политической жизни, выполнения политических требований и решений развивается политический процесс, т. е. цепь политических событий и состояний, которые изменяются с течением времени. На смену одному политическому строю приходит другой, взамен ушедшего в отставку правительства приходит новое, проводятся реформы и контрреформы, набирают силу и ослабевают народные движения, уходят с политической сцены одни политические партии и рождаются другие, состояние политической стабильности сменяется усилением напряженности в обществе, возникают новые политические ситуации, каждая из которых своеобразна, неповторима. Все эти явления не замкнуты лишь в собственно политической сфере, они воздействуют на экономику, социальную жизнь, культуру, на все общество. Вы, вероятно, помните, что в любой деятельности различаются субъект и объект.

Субъект политики – это, во-первых, большие социальные общности, к которым можно отнести социальные группы и слои, классы, нации.

Во-вторых, субъекты политической деятельности – это различные политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения). Государство – это политическая организация, которая управляет совместной деятельностью и отношениями людей в целях сохранения целостности общества и поддержания порядка; в классовом обществе обеспечивает подчинение господствующему классу; является источником правовых норм, регулирующих жизнь общества. Государство осуществляет власть и проводит политику правящих социальных сил. Его характерные признаки: наличие государственных органов (законодательный орган, правительство и другие звенья аппарата управления, суд), реализующих функции власти; наличие слоя людей, профессионально занимающихся управлением; территория, на которую распространяется власть этого государства; суверенитет, т. е. исключительное право официально представлять все общество внутри страны и за рубежом, издавать законы и творить правосудие.

В-третьих, субъектами политической деятельности являются политические элиты. Правящая политическая элита – это сравнительно немногочисленная группа лиц, концентрирующая в своих руках власть, осуществляющая политическое руководство обществом, определяющая цели и пути политического развития, принимающая политические решения. В нее входят высшие лица исполнительной власти, депутаты от партий, победивших на выборах, партийные лидеры. Несколько сотен таких политических деятелей объединены примерно одинаковым положением в системе власти, сходными функциями, общностью политических взглядов.

В-четвертых, субъектами политики являются личности.

Действия субъектов политики могут быть рациональными и иррациональными. Первое – это действия осознанные, спланированные, с ясным пониманием целей и необходимых средств. Второе – это действия, мотивированные, главным образом, эмоциональными состояниями людей, например, их раздражением, ненавистью, чувством страха, впечатлениями от происходящих событий. В реальной политической жизни рациональное и иррациональное начала сочетаются, взаимодействуют. Политические действия бывают стихийными и организованными.

Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом (слово латинского происхождения, означающее буквально движение вперед). Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам. По какому пути идет общество: по пути прогресса или регресса? От того, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем: несет ли оно лучшую жизнь или не сулит ничего хорошего? Древнегреческий поэт Гесиод ( VIII – VII вв. до и. э.) писал о пяти стадиях в жизни человечества. Первой стадией был "золотой век", когда люди жили легко и беспечно, второй – "серебряный век", когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались в "железном веке", когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость.

Древние философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.

С достижениями науки, ремесел, искусств, оживлением общественной жизни в эпоху Возрождения связано развитие идеи исторического прогресса.

Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ 'Анн Робер Тюрго (1727-1781). Его современник французский философ-просветитель Жак Антуан Кондорсе (1743-1794) писал, что история представляет картину беспрерывных изменений, картину прогресса человеческого разума. Наблюдение этой исторической картины показывает в видоизменениях человеческого рода, в беспрерывном его обновлении, в бесконечности веков путь, по которому он следовал, шаги, которые он сделал, стремясь к истине или счастью. Наблюдения над тем, чем человек был, и над тем, чем он стал в настоящее время, помогут нам, писал Кондорсе, найти средства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяет ему надеяться. Кондорсе видит исторический процесс как путь социального прогресса, в центре которого – восходящее развитие человеческого разума.

Гегель считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий.

Эту веру в прогресс воспринял и К. Маркс, считавший, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека. XIX и XX вв. ознаменовались бурными событиями, которые дали новую "информацию к размышлению" о прогрессе и регрессе в жизни общества.

В XX в. появились социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи "конца истории", глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф. Одну из точек зрения по вопросу о прогрессе выдвинул философ и социолог Карл Поппер (род. в 1902 г.), который писал: "Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать – значит двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для истории это невозможно. Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы, и мы можем делать это, защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе с тем и прогресс. Мы достигнем в этом больших успехов, если глубже осознаем тот факт, что прогресс зависит от нас, от нашей бдительности, от наших усилий, от ясности нашей концепции относительно наших целей и реалистического выбора таких целей".

Критерии прогресса Кондорсе (как и другие французские просветители) считал критерием прогресса развитие разума. Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая бы привела к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу, как братья. Современник социалистов-утопистов немецкий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854) писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие – о прогрессе науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом, и предлагал свое решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству. Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Г. Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.

Одна из существующих ныне точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Она аргументируется тем, что направленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельности человека. В общественном производстве лежат истоки всей жизнедеятельности людей. Согласно этому критерию, те общественные отношения признаются прогрессивными, которые соответствуют уровню производительных сил и открывают наибольший простор для их развития, для роста производительности труда, для развития человека.

Человек здесь рассматривается как главное в производительных силах, поэтому их развитие понимается с этой точки зрения и как развитие богатства человеческой природы. Эта позиция подвергается критике с другой точки зрения. Так же как нельзя найти всеобщий критерий прогресса только в общественном сознании (в развитии разума, морали, сознании свободы), так нельзя найти его лишь в сфере материального производства (техники, экономических отношений). История дала примеры стран, где высокий уровень материального производства сочетался с деградацией духовной культуры. Чтобы преодолеть односторонность критериев, отражающих состояние лишь одной сферы жизни общества, необходимо найти понятие, которое характеризовало бы сущность жизни и деятельности человека. В этом качестве философами предлагается понятие свободы. Свобода, как вы уже знаете, характеризуется не только знанием (отсутствие которого делает человека субъективно несвободным), но и наличием условий для ее реализации. Необходимо также решение, принимаемое на основе свободного выбора. Наконец, требуются еще и средства, а также действия, направленные на реализацию принятого решения. Напомним также, что свобода одного человека не должна достигаться путем ущемления свободы другого человека. Такое ограничение свободы носит социально-нравственный характер.

Мы говорили о смысле жизни человека: он заключен в самореализации, самоосуществлении личности. Так вот, свобода выступает как необходимое условие самореализации. В самом деле, самоосуществление возможно, если человек имеет знания о своих способностях, возможностях, которые дает ему общество, о способах деятельности, в которой он может реализовать себя. Чем шире возможности, создаваемые обществом, тем свободнее человек, тем больше вариантов деятельности, в которой раскроются его потенции. Но в процессе многогранной деятельности происходит и многостороннее развитие самого человека, растет духовное богатство личности. Критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы.

Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств – интеллектуальных, творческих, нравственных. Это утверждение подводит нас к рассмотрению еще одной точки зрения на социальный прогресс. Нельзя ограничиться характеристикой человека как деятельного существа. Он также существо разумное и общественное. Только с учетом этого мы можем говорить о человеческом в человеке, о человечности. Но развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, его запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека делаются самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных, психических сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку качеств.

Короче говоря, чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил. Человечность, признание человека высшей ценностью выражается словом "гуманизм". Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма. Теперь, когда мы изложили различные взгляды на критерий исторического прогресса, подумайте: какая точка зрения дает вам более надежный способ оценивать изменения, происходящие в обществе? Прогрессивные силы. Применяя критерий прогресса к историческому процессу, на каждом его этапе мы выделяем те общественные силы, которые называем прогрессивными.

Как прогрессивные силы рассматриваются сегодня сторонники реформ в странах, порвавших с тоталитарным прошлым, многообразные социальные и политические силы во всем мире, борющиеся за выживание человечества, за ликвидацию угрозы ядерной гибели, прекращение региональных военных конфликтов, преодоление обездоленности двух третей человечества, проживающих в освободившихся от колониального гнета странах, за равноправное международное сотрудничество в решении глобальных проблем человечества, за соблюдение прав и свобод человека. Противники прогресса – это силы, разжигающие социальные, национальные, расовые конфликты, стремящиеся урезать права и свободы человека, выступающие с позиций национального эгоизма, групповых привилегий, культа силы и наживы, достигаемой любой ценой. Это все те, кто добивается своих целей, рассматривая человека как средство для их достижения. Применяя универсальный критерий прогресса, мы можем оценить деятельность отдельных лиц, групп, партий как прогрессивную или направленную против прогресса. Если сказать коротко, то прогрессивной является деятельность, нацеленная на реализацию гуманистических идеалов, ориентированная на гуманистические ценности, утверждение которых в жизни и означает развитие общества как все более совершенной организации.

Рекомендации к теме



При изучении Темы 3 Вам необходимо обратить внимание взаимосвязь с другими учебными дисциплинами, которые Вы изучаете в рамках предложенной учебной программы: МХК, географией и историей, в теме также рассматриваются различные направления политологии и социологии.

Данная тема изучает конкретную жизнь людей, это то, что Вас окружает в повседневной жизни.

Значит, необходимо внимательно присмотреться к общественной жизни, попытаться провести параллели развития различных стран, народов.

Внимательно присмотритесь к жизни людей, к их интересам, как они решают возникшие проблемы, ибо они творят историю на Ваших глазах.


Для выполнения заданий по Теме 3 Вам необходимо уметь:

1. ОПРЕДЕЛЯТЬ ПОНЯТИЯ:
Общественный прогресс, мировоззрение, нравственность, свобода, политика, прогрессивные силы, регресс

2. ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ:
Проблемы общественного прогресса, исторический процесс, роль личности в истории, критерии прогресса.


Рекомендуемая литература:
  • Боголюбов Л.Н. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО.