Социальная дифференциация — это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение. Многие исследователи считают, что социальное расслоение свойственно любому обществу. Даже в первобытных племенах выделялись группы в соответствии с полом и возрастом, с присущими им привилегиями и обязанностями. Здесь же был влиятельный и уважаемый вождь, и его приближенные, а также живущие «вне закона» отверженные. На последующих этапах развития социальное расслоение усложнялось и становилось все более очевидным. Принято различать экономическую, политическую и профессиональную дифференциацию. Экономическая дифференциация выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоев населения. Деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу есть проявление политической дифференциации. К профессиональной дифференциации можно отнести выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям. При этом некоторые профессии считаются более престижными в сравнении с другими.

Социальная структура рассматривается в двух контекстах:
  • в широком смысле – трактуется как строение общества в целом,
  • в узком смысле слова – социальные общности, объединенные общими признаками и интересами.

Статус – правовое, социальное положение субъекта в обществе, общности, социальной группе.

Статус достигаемый – социальная позиция, которая занимается индивидом и закрепляется через его индивидуальный выбор, собственные усилия и конкуренцию с другими индивидами.

Статус предполагаемый – социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом или группой независимо от его способностей или усилий.

Предписанный статус – социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий.

Естественный статус – это существенные и устойчивые черты человека, такие как детство, старость, мужчины, женщины.

Социальная группа – совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом основе разделяемых ожиданий каждого члена в отношении других. Это объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными институтами. Социальные группы подразделяются:

  1. по численности (большие и малые),
  2. по характеру взаимодействия (первичные и вторичные),
  3. По способу организации и регулирования взаимодействия (формальные и неформальные),
  4. По количеству ценностей, вокруг которых они объединены (односторонние и многосторонние),
  5. По определению статуса члена общества (статусные группы – классы, слои, касты),
  6. Квазигруппы – спонтанные. Неустойчивые группы. Возможность превращения под воздействием ситуации в устойчивые социальные группы.

Социальные общности – относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся одинаковыми чертами условий, образа жизни, массового сознания.

Виды общностей: семья, род, племя, классы, народности, нации, трудовые коллективы.

Марксистский подход к социальной структуре общества: основание вертикального расслоения общества – обладание собственностью. Социально-классовая структура общества определяется взаимодействием: классов, социальных прослоек, социальных групп. Деление общества классы – это результат общественного разделения труда и формирования частнособственнических отношений. Классы – это большие группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества. Классам присущи ценностные ориентации, правила поведения, идеология.

Другой подход. Страты (слой, настил) – реальная, эмпирически фиксируемая общность, социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, властью, престижем).

Социальные различия порождены социальными факторами: разделением труда, укладом жизни, социальными ролями.

Исторические типы стратификации: рабство, касты, сословия, классы.

Сословия – система расслоения, в которой социальное положение человека или группы зависит от их отношения к власти или субъекту верховной власти.

Рабство – система расслоения, основанная на принадлежности индивида к энонациональной и территориальной общности ( роду, племени, общине). Эта крайняя форма неравенства, при которой одни индивиды принадлежат другим как собственность.

Касты – система расслоения основанная на принадлежности человека к закрытой социально-профессиональной группе, включенной в иерархию общественного разделения труда. Особенностью кастовой системы стратификации является ее тесная связь с религией (брахманизмом и индуизмом).

Классы – система расслоения, в которой социальное положение человека или группы людей определяется уровнем дохода, отношением к собственности на средства производства, уровнем образования и возможностями индивида на рынке труда.

Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в социальной структуре общества.

Горизонтальная мобильность – это переход или перемещение индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне, то есть без изменения статуса.

Вертикальная мобильность – это перемещение индивида из одной социальной страты в другую, разные по уровню. Эта мобильность показатель открытости общества.

Маргинал – это индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным делом, неспособный адаптироваться к новым условиям социальной среды обитания.

Социальная роль – это способ поведения, который соответствует принятым в данном обществе нормам, выражающимся в ожиданиях окружения, и зависит от социального статуса человека. Роль может быть рассмотрена и как совокупность требований, которые выдвигаются по отношению к человеку, занимающему ту или иную социальную позицию.

Социальная роль может быть охарактеризована по следующим важным аспектам:

  • способ поведения: роль как совокупность ожиданий окружающих предполагает не только цели, но и совершенно конкретные способы достижения этих целей;
  • формализация: одни роли предусматривают общение по формальным правилам, другие в большей степени базируются на неформальных взаимодействиях;
  • приобретение роли: роли бывают предписанными и приобретенными (девочки и мальчики играют в детстве в разные игры, тогда как в юности их выбор становится более осознанным и более свободным);
  • эмоции: одни роли требуют неэмоционального, сдержанного поведения (судья), тогда как другие – экспрессивности (актер, певец);
  • мотивация: в принципе, одна и та же роль может допускать множество мотиваций (мотивом выполнения дела может быть интерес, материальная заинтересованность).

Роли могут быть постоянными и временными.

Функции семьи:
  • репродуктивная – воспроизводство новых членов общества,
  • социализация – формирование индивида как человеческой личности,
  • эмоциональная – доверительное общение,
  • защитная – физическая, экономическая, психологическая,
  • статусная – принадлежность к определенному социальному слою, национальность, ролевая подготовка ребенка к определенному статусу,
  • экономическая – общее хозяйство.

Этнос (народ) – исторически сложившаяся на некоторой территории устойчивая совокупность людей, у которых общий язык, культура, сознание своего единства.

Субэтнос – субъект внутриэтнической консолидации, часть нации, отличающаяся особенностями культуры, языка и быта.

Типы социального развития:
  • прогресс,
  • регресс,
  • универсализация,
  • специализация,
  • конвергенция,
  • дивергенция,
  • параллелизм.

Таким образом, уточняя понятие социальной дифференциации, можно сказать, что под ним подразумевается не просто выделение каких-либо групп, но и определенное неравенство между ними с точки зрения их общественного положения, объема и характера права, привилегий и обязанностей, престижа и влияния. Устранимо ли это неравенство? На этот вопрос даются разные ответы. Например, марксистское учение об обществе исходит из необходимости и возможности устранения этого неравенства как наиболее яркого проявления социальной несправедливости. Для решения этой задачи нужно в первую очередь изменить систему экономических отношений, ликвидировать частную собственность на средства производства. В других теориях социальное расслоение также расценивается как зло, однако оно не устранимо. Люди должны принимать такое положение как неизбежность.

Согласно иной точке зрения, неравенство расценивается как положительное явление. Оно заставляет людей стремиться к совершенствованию общественных отношений. Социальная же однородность приведет общество к гибели. При этом многие исследователи отмечают, что в большинстве развитых стран происходит уменьшение социальной поляризации, увеличиваются средние слои и сокращаются группы, относящиеся к крайним общественным полюсам. Поразмышляйте над приведенными точками зрения, попытайтесь соотнести их с реальными общественно-историческими процессами. Классы или страты? В своей совокупности социальные общности образуют социальную структуру общества. Социологи давно пытались определить основной элемент этой структуры. Многие из них таким элементом считали классы. Само понятие «социальный класс» появилось давно. Первоначально выделили два класса — «бедных» и «богатых», т. е. учитывали лишь экономическую дифференциацию. Позднее возникло деление на классы угнетенных и угнетателей. Появление классов связывалось с политическим насилием.

В XVIII в. появилась распределительная теория (экономист А. Смит, историк Ф. Гизо), согласно которой выделялись три основных класса:
  • собственники земли (феодалы), получающие ренту;
  • владельцы капитала (буржуазия), получающие прибыль;
  • рабочие, располагающие своим трудом, получающие заработную плату.

В марксистско-ленинской теории главным признаком деления общества на классы служат отношения собственности. В современной западной социологии понятие «класс» также используется (например, выделяют «средний класс», класс управляющих). Но более универсальным является понятие «страты» (лат. stratum — слой). В основу деления общества на страты положены многие критерии: доход, профессия, образование.

Социальная структура общества сквозь призму классов и стратов выглядит различно. Обратимся к примерам. Два основных класса — рабочие и крестьянство и социальная группа — интеллигенция. Такой представлялась структура советского общества с позиций марксистского классового подхода. А вот один из вариантов социальной стратификации советского же общества 80-х гг. (группы выделялись с учетом следующих признаков: власть, уровень доходов, престиж, образование, образ жизни, стандарты потребления): правящий класс (0,7% в составе занятого населения); управляющие специалисты (около 3,5%); творческая интеллигенция (1,8%); специалисты квалифицированные умственного труда (18,8%); служащие неспециалисты (около 5%); промышленный рабочий класс (22,3%); рабочие разных отраслей непроизводственной и социальной сферы (19%); обслуживающий персонал (около 13%); сельскохозяйственные рабочие и крестьяне (15%) и другие группы.

Примером «закрытого» общества с малой социальной мобильностью может служить кастовый строй в Индии. Человеку, принадлежавшему к низшей касте, почти невозможно было занять более высокое социальное положение. Напротив, индустриальные, «открытые» общества характеризуются высокой социальной мобильностью. Социальная мобильность может быть разной в рамках одного и того же общества на отдельных этапах его развития. Из истории известно, к каким крупным социальным перемещениям ведут революции, войны, завоевания.

Перемещение людей из одной группы в другую – это обеспечивают социальные институты, в первую очередь – армия, церковь, школа. Начнем с армии. Служба во все времена давала возможность двигаться вверх по социальной лестнице. В средние века множество простолюдинов таким же образом становились генералами, графами, герцогами. В новое время примером такого восхождения может стать жизненный путь Наполеона и многих из его окружения. К числу подобных выдвиженцев относятся Кромвель и Вашингтон. Значительное влияние на перемещение людей по ступеням социальной лестницы оказывала церковь. Обратимся к периоду раннего христианства. Напомним, что последователями этого вероучения на начальных этапах были в основном представители низших социальных слоев: рабы, ремесленники, зависимое крестьянство. Одним «социальным лифтом» выступает школа. Образование в ряде случаев открывает доступ к престижным должностям и званиям. В современном западном обществе, не окончив университета или колледжа, фактически нельзя достичь высокого положения на государственной службе и во многих других областях.

Современная западная цивилизация далеко продвинулась по пути развития личной свободы индивида, возможностей его социального выбора. При этом такой свободе нередко отдается предпочтение перед взаимной ответственностью и сплоченностью семьи, что создает для нее немалые опасности. В большинстве стран Западной Европы уменьшается число лиц, вступающих в брак, растет число «свободных союзов» и рожденных в них детей, ослабевает прочность браков.

Вместе с тем семья остается высшей ценностью, и чтобы укрепить ее позиции, правительствами многих стран принимаются специальные меры. Они включают в себя различного рода пособия и финансовые льготы, отпуска для родителей в связи с уходом за маленькими или больными детьми, создание дошкольных детских учреждений, приспособление режимов рабочего дня к нуждам семей. В ряде стран время ухода за детьми засчитывается в общий трудовой стаж при начислении пенсий. Нередко в связи с рождением ребенка выплачиваются единовременные денежные пособия, размеры которых возрастают с каждым последующим ребенком. Здесь отражается стремление общества и государства к определенной демографической политике, ведущей к росту рождаемости.

Высокой социальной динамикой отличаются общества, вступившие в эпоху индустриализации и модернизации. Там укрепляются группы, связанные с крупным промышленным производством, растет городское население. Значительные социальные сдвиги происходят в развитых странах Запада. Одной из тенденций является рост «нового среднего класса». К нему относят большинство интеллигенции, управленцев среднего и низшего звена, высококвалифицированных рабочих. Доходы этих слоев, в большинстве случаев работающих по найму, не ниже, чем у средней и мелкой буржуазии («старый средний класс»). Рост среднего класса уменьшает социальную дифференциацию, делает общество более устойчивым в политическом отношении. В этой группе стран велика доля населения, работающего по найму. При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению численности промышленного рабочего класса. Меньше становится и самостоятельных крестьян (фермеров). Вместе с тем под влиянием научно-технической революции возрастает значение высококвалифицированного умственного труда. Острой социальной проблемой по-прежнему остается безработица. Определенное регулирующее воздействие на социальные отношения стремится оказывать государственная власть.

В ряде случаев государство поддерживает идеи социального равенства, а в крайних проявлениях — и уравнительности. Это относится, к примеру, к бывшим социалистическим странам, нынешней Кубе, Северной Корее.

В западных странах одной из главных забот государства является предотвращение социальных конфликтов. Многое делается для поддержки наиболее уязвимых в условиях конкурентной экономики слоев населения — престарелых, инвалидов, многодетных семей.

Слово «люмпен» происходит от немецкого Lumpen — лохмотья. К люмпенам относят людей, опустившихся на «дно» общественной жизни — бродяг, нищих, бомжей. Как правило, это выходцы из различных социальных слоев и классов. Увеличение численности этой группы (люмпенизация населения) опасно для общества, так как она служит питательной средой для разного рода экстремистских организаций. Иное положение и другая социальная роль у маргинальных слоев (лат. marginalis — находящийся на краю). К ним относят группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями. Один из основных каналов маргинализации — массовая миграция из села в город. Такой процесс происходил, например, в конце 20-х— 30-е гг. в нашей стране. Развернувшаяся индустриализация требовала все новых и новых рабочих рук. Бывшие сельские жители, потеряв связь с деревенским укладом жизни, с трудом вживались в городскую среду. На долгое время они стали людьми с оборванными социальными связями, разрушенными духовными ценностями. Такие слои населения, «неукорененные», с неустойчивым общественным положением, стремились к твердому, установленному государством порядку, к «сильной руке». Это создавало социальную базу для антидемократического режима.

Вместе с тем в нашем обществе и сегодня бытует традиционное уравнительное понимание социальной справедливости. Правда, никто уже не говорит, что все должно делиться поровну, но что дифференциация должна быть ограничена, без больших разрывов — в этом люди убеждены. Те же, кто проникся идеей распределения по труду, возмущены «нечестным», нетрудовым путем увеличения доходов «новых богатых». В этих условиях нарастание социального расслоения воспринимается обществом очень болезненно, что, в свою очередь, становится источником социальных конфликтов и политической нестабильности.

Социальная сфера сегодня — тугой узел острых социальных проблем. Истоки их, как видно, лежат не только в экономике, но и в массовом сознании, психологии людей. А это значит, что глубокие положительные сдвиги в данной сфере — задача долговременной перспективы. Но вместе с тем очевидно, что достижения или просчеты именно в этой области во многом решат судьбу реформ в России. Поэтому уже сейчас социальная политика становится приоритетной в деятельности государства. Необходимые правовые предпосылки для решения социальных проблем создает новая Конституция Российской Федерации, а также законы, конкретизирующие ее положения.

Каждому гражданину республики Конституция предоставляет широкие социальные права. Так, гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются государством. Каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Основной Закон предусматривает право на жилище, причем малоимущим оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных или муниципальных жилищных фондов. Право на охрану здоровья обеспечивается сетью государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, где медицинская помощь оказывается бесплатно. Конституция гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. В такого же типа учреждениях каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование.

Вместе с тем ряд острейших социальных проблем еще ждет своего решения. Осуществляя текущую социальную политику, важно не упускать из виду магистральное направление социальных изменений. Сегодня в рамках социальной структуры у нас переплелись три группы отношений, принадлежащих к различным цивилизационным типам: традиционному, индустриальному и постиндустриальному. Трудности прорыва в постиндустриальную эпоху связаны со столкновением интересов разных социальных групп, тяготеющих к каждому из этих типов отношений. Переход на новый уровень развития станет возможным, если укрепятся и займут лидирующее положение в обществе группы, связанные не с торговлей-распределением, а непосредственно с материальным и духовным производством и ориентированные на максимально передовые достижения.

Помимо классов и других социальных групп социальную структуру общества составляют исторически сложившиеся общности людей: племена, народности, нации. Современное человечество представлено примерно двумя тысячами различных народов, а в нашей стране их больше ста. В то же время независимых государств в мире насчитывается около 200. Следовательно, большинство народов проживает в многонациональных государствах. И значит, сколько бы ни была дорога нам историческая память о своих национальных корнях, нам важно понимать и другое: все мы живем и всегда будем жить вместе с людьми разных национальностей. Это требует от каждого из нас особой личной деликатности и ответственности в отношениях с людьми других национальностей. Тем более что у разных народов больше общих черт, чем различий, и их общность постоянно нарастает, поскольку усиливаются взаимозависимость, взаимосвязанность и целостность мира. Конечно, сближение народов не означает отрицания их национальных особенностей. Напротив, именно своеобразие их культуры служит живым источником духовного богатства всего человечества, бесконечного многообразия мировой культуры.

Род и племя характерны для первобытного общества. Народность складывается с появлением классов государства. Капитализм активизирует экономические и культурные связи, создает единый национальный рынок, ликвидирует хозяйственную раздробленность средневекового государства, сплачивает различные входящие в него народности в единое национальное целое. Возникает нация. Наряду с понятиями «племя», «народность», «нация» в науке утвердилось и понятие этнос. Это греческое слово означает «народ» и не имеет однозначной характеристики. Под этносом понимается совокупность людей, обладающих общностью культуры, осознающих эту общность как выражение общности исторических судеб. Более широкое толкование термина состоит в том, что он объединяет понятия племя, народность, нация.

Нация — наиболее развитая историко-культурная общность людей. Она складывается в течение длительного исторического периода в результате соединения, «перемешивания», «сплавления» представителей различных (родственных и неродственных друг другу) племен и народностей. Современные научные теории не дают однозначного ответа на вопрос о признаках этой общности. Язык как важнейший элемент культуры, форма проявления национального и личностного самосознания, как главного средства общения людей. Обычно представители одной нации говорят, пишут на одном языке (что не исключает различия диалектов). Сплочению наций способствует общность их исторического пути. Русские, американцы, узбеки, французы, эстонцы — каждая нация или народность имеет свои корни в истории, прошла свой неповторимый, часто только ей свойственный исторический путь. Здесь имеется в виду ряд составляющих: складывание и развитие общности на определенной территории, образование и укрепление государственности, возникающие и развивающиеся в рамках территориального размещения наций хозяйственные связи, дипломатические, военные, экономические отношения с соседями — ближними и дальними. Несомненна значимость и религиозного влияния. Историческая память — великий источник национальной общности и национальной ответственности.

Прежде всего, через культуру человек связан со своей нацией. Как остроумно заметил русский философ С. Н. Булгаков (1871 — 1944), чтобы познать себя в национальном смысле, не нужно заглядывать себе за пазуху или рассматривать себя в лупу, но следует изучать национальное творчество.

В России нации возникали и формировались в процессе становления российской государственности. Борьба русичей за независимость, за преодоление феодальной раздробленности способствовала созданию единого русского государства, единого экономического и культурного пространства. Современный русский язык сложился на основе древних славянских языков, но вместе с тем вобрал в себя массу слов из других языков — латинского, греческого, татарского, французского, английского, немецкого и др. Однако было бы неверно представлять себе процесс развития народов как идеально прямой путь движения от одной общности к другой. Человечество — это живой многоцветный мир народов. Он пребывает в непрерывном движении: народы появляются, расцветают, исчезают... И у каждого народа свой путь, своя судьба. Из истории вы знаете, что многие когда-то известные народы ушли в небытие (финикийцы, скифы, половцы и др.), а некоторые современные народы возникли еще в древности (например, армяне, грузины). Английская нация сложилась в XVI в., русская—в XVII — XVIII вв., немецкая — в XIX в. Десятки наций сформировались и формируются в XX в. Нынешнее человечество представлено всем многообразием исторически сложившихся форм общности — сегодня на Земле живут роды и племена, народности и нации, что связано с разнообразием природных, климатических, экономических, социальных и культурных условий их жизнедеятельности.

Национальное самосознание личности является важным фактором, определяющим нацию как общность и человека как члена этой общности. Личность, осознавая себя неотделимой частицей нации, осознает историю своего народа, общественно-национальные ценности, такие, как письменность, национальный язык, достижения в духовной культуре, национальный менталитет, ценит вклад народа в мировую сокровищницу культуры, разделяет успехи нации и способствует ее развитию. Национальное самосознание зиждется на исторической памяти, на знании истории нации, ее традициях, включает в себя эмоционально-ценностную оценку прошлого нации, ее современного состояния, ее взаимосвязей с другими народами, обогащает духовный мир личности, содержит вытекающую из сказанного психологическую установку на цели и направленность деятельности.

Благодаря национальному самосознанию, человек остро чувствует интересы родного народа, сопоставляет их с интересами других наций и народов, с интересами мирового сообщества. Осознание национальных интересов может побудить личность к такой деятельности, в процессе которой эти интересы реализуются. Отметим две стороны национальных интересов.

Во-первых, необходимо сохранять свою особенность, неповторимость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры, сохранять свои памятники, сохранять и обогащать свой язык, не только решительно противодействовать физическому исчезновению народа, но и стремиться к восполнению его естественной убыли, росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития на базе имеющихся регионально-хозяйственных факторов.

Во-вторых, интересы нации состоят и в том, чтобы не отгораживаться от других наций и народов психологически, не превращать административно-государственные границы в непроницаемый железный занавес. Необходимо обогащать свою культуру контактами и заимствованиями из других культур, обогащать свой внутренний духовный мир постижением общезначимых для человечества ценностей.

Но если представитель той или иной нации будет заботиться лишь о сохранении национальных ценностей, отгораживаться от других наций, противопоставлять свой народ, свои обычаи, свою культуру другим народам, принижать (иногда даже высмеивать) их культуру, обычаи, то такую жизненную позицию определяют как национализм.

Ученые считают, что сегодня существуют два основных направления, или тенденции, в их развитии: дифференциация и интеграция. Первая проявляется в естественном стремлении к саморазвитию, национальной самостоятельности, развитию национальной культуры, экономики, политики и т. д. Эту тенденцию еще называют национальной. Вторая тенденция (ее принято называть интернациональной) ведет к расширению связей между различными нациями, ломке национальных перегородок, развитию общения в сфере культуры, углублению экономических, политических, гражданских отношений, к восприятию всего лучшего, что создано другими народами. Действие указанных тенденций прослеживается на протяжении всей истории человечества. Они способствуют прогрессу цивилизации, ибо ведут к развитию и расцвету народов: одна через внутреннее совершенствование, другая — путем взаимообогащения, обмена национальными ценностями, всестороннего сближения народов, укрепления взаимопонимания, доверия, дружбы и мира, а в конечном счете обе тенденции благоприятно сказываются на развитии человеческой личности, на личностном становлении каждого человека.

Одним из ведущих факторов развития человечества в наши дни является научно-техническая революция. Она предполагает как специализацию производства, так и его широкую кооперацию, сотрудничество, ибо бурно растущим производительным силам тесно в рамках отдельной нации и даже крупного многонационального государства. Идет процесс экономической интеграции народов мира, а вместе с ним и процесс их естественного сближения, интернационализации всех сторон жизни людей.

Помимо такого объединения суверенных государств сегодня существует и другой путь межнациональной интеграции. Государство же на основе демократических законов гарантирует каждой нации национально-культурную автономию (самостоятельность) и охраняет право на свободу всех видов объединений — экономических, партийных, профессиональных, возрастных, национальных, по интересам и т. д. Иначе говоря, в условиях многонационального демократического государства люди разных национальностей свободно сосуществуют и при желании свободно объединяются в различные сообщества соответственно их личным потребностям и интересам, если, конечно, эти объединения не носят криминального (преступного) характера. В то же время всякая дискриминация (принижение, умаление, ущемление прав) по национальному признаку считается нарушением прав человека и карается по законам демократического государства.

Сегодня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое. Подтверждением этого служат события в Югославии, в ряде территорий бывшего Советского Союза. В межнациональных столкновениях гибнут люди, уничтожаются ценности. Причин тому много, и искать их следует не только в кризисных явлениях в экономике и связанных с ними спаде производства, росте инфляции, цен, безработицы, в резком ухудшении экологической обстановки, антидемократических законах. Особенно тяжелые последствия вызывает национальное насилие – подавление или принижение нации, которые могут осуществляться в разных формах: это и ущемление прав нации, и запрещение или преследование ее религии, культуры, языка, традиций и т. д. Между тем национальные чувства очень уязвимы. По наблюдениям психологов, проявления национального насилия вызывают у людей состояние глубокого пессимизма, отчаяния, безысходности. Сознательно или бессознательно они ищут поддержки в национально близкой среде, полагая, что именно в ней обретут душевное равновесие и защиту. Нация как бы уходит в себя, самоизолируется, замыкается.

Прогрессивные силы ведут напряженный поиск путей выхода из многочисленных современных этнических кризисов. Если кратко охарактеризовать основные достижения в этом направлении, то можно сказать: передовой частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам. Суть его состоит, во-первых, в добровольном поиске согласия (консенсуса), в отказе от национального насилия во всех его видах и формах, а во-вторых, в последовательном развитии демократии, правовых начал в жизни общества, в признании приоритета прав личности над правами государства и нации. Иначе говоря, обеспечение прав и свобод личности, независимо от национальной принадлежности, есть условие свободы любого народа. Такова основная идея современного цивилизованного подхода к решению национальных проблем.

Социальные связи между людьми складываются на основе выполнения ими социальных функций (учитель, шофер, отец, сын и др.), которые обозначают положение людей в социальной структуре. Так, если вы сегодня – ученик средней школы, то в этом качестве ваша основная функция — усваивать культуру (знания, способы деятельности, нормы поведения и т. д.). Кроме того, вы — молодой человек, а значит, можете помогать тем, кто по возрасту или болезни утратил силы и способность трудиться.

Социальный статус — это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. При определении положения личности в обществе важное значение имеют такие понятия, как «престиж» и «авторитет». Престиж (фр. prestige — влияние, уважение, которым пользуется кто-либо) — это оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми. Было время, когда считались престижными профессии летчика или инженера, а ныне растут конкурсы в гуманитарные вузы; некоторые люди, в том числе с высшим образованием, переходят на работу в магазины, рестораны, на биржи и т. д. Если вы проанализируете свои планы на дальнейшую жизнь, то, видимо, согласитесь, что престижность в них играет не последнюю роль. Понятием «авторитет» (лат. auctoritas — власть, влияние) также обозначают степень признания группой людей или обществом личных и деловых качеств какого-либо из их членов. Авторитет обычно отражает степень влияния личности в социальной группе или обществе. Престижными могут быть профессия, должность, вид деятельности, авторитетным — вполне определенный, конкретный человек.

Лучшая реализация личности возможна при нахождении человеком гармонии его склонностей и способностей с той деятельностью, которую он выполняет. Но нередко люди отказываются от поиска подобной гармонии и добиваются лишь престижного положения в обществе, т. е. думают не столько о реализации их способностей, сколько о престиже, связанном с принадлежностью к определенной социальной группе. С понятием «социальный статус» соотносимо понятие «социальная роль». Если социальный статус — это определенное место, занимаемое личностью в социальной структуре, то совокупность усвоенных и выполняемых человеком, социальных функций и соответствующих им образцов поведения составляет содержание его социальной роли в обществе, например добросовестного работника, добропорядочного семьянина и т. п. Чаще всего мы связываем слово «роль» с театральным действием. Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий определенное положение в данном обществе, т. е. обладающий конкретным социальным статусом. Так, учитель должен приходить в школу в точно назначенный час, проводить уроки, проверять тетради, вести журнал, участвовать в работе преподавательского коллектива и т. д.

Социальная роль — один из важнейших аспектов взаимодействия человека и общества. Общество выдвигает ролевые требования по отношению к человеку, они закрепляются в предписаниях, правилах, положениях закона и морали. Например, по достижении совершеннолетия мужчина в нашей стране и некоторых других странах должен по закону пройти срочную военную службу. Уставы военной службы полностью определяют образцы поведения для солдата. Человек с первого дня своего существования попадает в социальную среду, в систему социальных условий, общественных отношений. С этого же времени он обретает комплекс прав и обязанностей по отношению к людям и обществу в целом.

Положения «общество для человека» и «человек для общества» следует рассматривать в единстве. Лишь при установлении «взаимных» отношений между человеком и обществом возможно наиболее полное развитие талантов, творческого потенциала личности, а следовательно, и всего общества. Чем больше сил и средств общество отдает человеку, тем больше оно может ожидать от него. Условия труда и быта, образование, здравоохранение, социальное обеспечение (пенсии, пособия и т. п.) — это лишь малая часть того, что наилучшим образом должно предоставить человеку общество. Ответственность общества перед человеком непосредственно связана с укреплением гарантий прав личности — экономических, социальных, правовых.

Социальные гарантии — это материальные и правовые средства, обеспечивающие реализацию социально-экономических и социально-политических прав членов общества.

Цивилизованное общество призвано гарантировать человеку работу, возможность получить образование, медицинскую помощь, жилье и многое другое. Гарантировать социально-экономические права общество может лишь в том случае, если оно заботится о развитии экономики, улучшении качества продуктов потребления, расширении жилищного строительства, совершенствовании систем здравоохранения и образования. Защита юридических прав человека немыслима без создания правового государства, в котором права определены законом и не зависят от усмотрения должностных лиц. Право человека в обществе тесно связано с его ответственностью перед другими людьми.

Слово «адаптация» происходит от латинского adapto — приспособляю. Социальная адаптация — это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств. Конечно, есть люди, которые стремятся уйти от контактов с действительностью, замыкаются в себе, погружаются в мир собственных переживаний. Узкий круг предметов занимает их внимание; выбирая виды деятельности, они предпочитают те, которые не требуют согласованного, совместного труда. Однако большинство людей стремится органично вписаться в окружающую социальную среду. Свойство адаптации присуще всему живому, но человек осуществляет этот процесс осознанно. Прежде всего, осваиваются наиболее устойчивые свойства этой среды, типичные способы социального поведения. Так, ребенок довольно длительное время адаптируется к такому учреждению, как школа: привыкает к школьному распорядку, усваивает правила поведения, овладевает нормами коллективной деятельности, осваивает стиль общения с педагогом. Но это в основном внешние формы адаптации.

Главное состоит в том, что принимаются ценности определенного социального окружения. Представим себе человека, переехавшего из села в город. Сельская жизнь располагает к большей открытости и осведомленности о жизни односельчан, она предполагает и более активные формы влияния на тех, кто «выбивается из общего ряда», нарушает традиционные формы общежития. Городская жизнь, при всей ее скученности, значительно более анонимна и автономна. Люди, долгие годы живущие в одном доме или даже на одной лестничной площадке, подчас незнакомы друг с другом. «Новообращенному» городскому жителю рано или поздно придется принять такой образ жизни, адаптироваться в новой среде. В противном случае его попытки активно вмешиваться в жизнь малознакомых людей будут приводить к постоянным конфликтам.

Показателями степени адаптации могут служить успешное осуществление человеком своих социальных ролей, его высокий социальный статус, а также общая психологическая удовлетворенность социальной средой в целом.

Социологи и психологи различают два типа адаптации. Первый характеризуется активным воздействием на социальную среду: человек не только осваивает сложившиеся формы взаимодействия людей, устоявшиеся нормы, ценности, но и в какой-то мере стремится изменить те, которые представляются ему несовершенными или устаревшими. Другой тип адаптации — это пассивное восприятие целей и ценностей группы, окружения. Поведение человека в данном случае называют конформным (в переводе с латинского — подобный, сообразный). Внешним выражением конформности нередко служит послушность, когда безропотно выполняются все предписания. При этом, однако, внутренне человек может быть не согласен с групповыми нормами и ценностями.

Рекомендации к теме

Задания Темы 6 напрямую связаны с Вашей социальной жизнью.

Ваши роли и Ваш статус - это реальная социальная жизнь в обществе.

Внимательно посмотрите на свое окружение, попытайтесь определить социальные роли и виды статусов Ваших родителей, Ваших знакомых.

Обратите внимание на социальную мобильность - горизонтальную и вертикальную.

Подберите материалы в СМИ по социальной политике в Вашем государстве, отметьте положительные и отрицательные тенденции.

Следует ознакомиться с социальными гарантиями, которые имеются и в Конституции страны, в которой Вы проживаете.

Обращайтесь к учебным материалам по социологи, которые изданы в Вашей стране.


Для выполнения заданий по Теме 6 Вам необходимо уметь:

1. ЗНАТЬ ТЕРМИНЫ:
Социальная стратификация, класс, сословие.

2. ПЕРЕЧИСЛЯТЬ:
Социальные группы и общности, этнические общности, виды социальных норм.

3. ОПРЕДЕЛЯТЬ ПОНЯТИЯ:
Социальная мобильность, горизонтальная мобильность, нация, народность, племя.

4. ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ:
Семью как социальный институт и малую группу, молодежь как социальную группу, нацию как этническую общность, межнациональные отношения.