«Политика» в переводе с греческого означает «государственные дела», «искусство управления государством». В любом неоднородном обществе, где существуют разнообразные противоречивые интересы наций, социальных слоев, классов и т. д., возникает потребность в регулировании отношений между ними, а значит, в деятельности государства. Ведь государство, как правило, выполняло и выполняет ряд общественно значимых функций, и прежде всего таких, как поддержание общественного порядка и стабильности в обществе; использование имеющихся возможностей для экономического развития; защита безопасности страны. Эти функции государство выполняет благодаря специально разрабатываемым мерам, политической линии, включающей цели, задачи, средства и пути достижения поставленных целей. Таково значение понятия «политика» в узком смысле слова.

Функции политики:
  1. выражение властно значимых интересов групп и слоев общества,
  2. обеспечение преемственности и инновационности социального развития,
  3. управление и руководство общественными процессами в интересах тех или иных групп или социума в целом,
  4. интеграция различных слоев населения, поддержание целостности общественной системы, стабильности и порядка,
  5. социализация личности.

Субъекты политики:

Социальные: нации, классы и социальные слои, корпоративные группы, личность.

Институциональные: государство, политические партии, общественно-политические организации (религиозные, женские, молодежные, профессиональные), средства массовой информации.

Политические интересы: всеобщие в форме национально-государственных интересов, классовые, групповые, корпоративные, частные.

Власть как явление – это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств.

Характерные признаки власти Источники
Доминирование властной воли Сила
Наличие особого аппарата управления Богатство
Суверенитет органов власти по отношению Положение, занимаемое в обществе к другим государствам
Монополия на регламентацию жизни общества Организация
Возможность принуждения в отношении общества и личности Знания и информация

Для выполнения общественно значимых дел современное государство располагает законодательными органами — парламентами; исполнительными — правительствами и подчиненными им министерствами и ведомствами; судебными и другими правоохранительными органами — прокуратурой, полицией. Государство – основной политический институт власти. Внешняя и внутренняя политика государства в большей степени представляет, выражает и защищает интересы одних классов, наций, социальных групп и слоев и в меньшей — других. В результате одни классы, социальные группы и т. д. располагают властью, другие — стремятся к власти, предъявляют ей те или иные требования. Между ними возникает особый вид отношений — политические отношения, связанные с вопросами государственной власти. Политика — это отношения внутри общества между классами, нациями, социальными группами, возникающие по вопросу государственной власти (внутренняя политика), а также отношения между государствами на международной арене (внешняя политика).

  1. политические отношения;
  2. политические организации (институты);
  3. политические нормы;
  4. политические взгляды, идеи, теории, политическая культура.

К политическим институтам (организационному компоненту политической системы) относятся государство, политические партии, общественно-политические организации и движения. Они создаются для того, чтобы выражать, защищать в политической системе многообразные социальные интересы: классовые, групповые, национальные, молодежные, женские, профессиональные и пр. Среди негосударственных организаций наибольшую роль в политической жизни современного общества играют политические партии (лат. pars , partis — часть, группа). В течение длительного времени партия определялась как наиболее активная и организованная часть класса либо слоя, выражающая и защищающая его интересы.

По своей политической направленности партии обычно делятся на социал-демократические и коммунистические, консервативные и либеральные. С середины нынешнего столетия, когда основной формой политической борьбы стала парламентская деятельность, на смену классовым (буржуазным, мелкобуржуазным, крестьянским, рабочим и пр.) партиям стали приходить общенародные партии. Консервативные и либеральные партии, напротив, выступают чаще всего за ограничение вмешательства государства в экономическую сферу, за активизацию ее наиболее мощного — частного — сектора. Ряд партий считаются партиями классического типа. Они имеют разветвленный партийный аппарат, партийного лидера, постоянное членство и источники финансирования. Лейбористские партии, например, в Великобритании, Канаде и других странах, выражающие преимущественно интересы рабочих, были созданы по инициативе профсоюзов, которые стали коллективными членами этих партий и финансируют их.

К 80-м гг. относится появление новых партий — партий «движенческого» типа. Обычно они берут за образец организационную структуру и деятельность социальных движений (формы самодеятельности населения). Так, партия «зеленых» (ФРГ), возникшая на базе экологического движения, характеризуется полной открытостью и гласностью внутрипартийной жизни, сокращением до минимума профессионального партийного аппарата (в него входят всего 11 человек), отсутствием постоянного партийного лидера, а также традиционно оформленного постоянного членства. «Зеленые» создали только первичные (земельные) организации, отказавшись от объединения партий в единый федеральный союз. Такая облегченная, неформальная структура, рассчитанная не столько на массовость партии, сколько на более оперативную и гибкую работу с избирателями, имеет свои преимущества и дает нередко положительный результат. Например, на выборах 1983 г. «зеленые» завоевали 27 мест в бундестаге (парламенте ФРГ). Массовые общественно-политические движения (молодежные, религиозные, женские) и объединения (народные фронты) практически не имеют такого организационного оформления, как партии, и являются более аморфными (расплывчатыми) и нестабильными образованиями.

Взаимодействие политических институтов происходит на основе определенных политических норм, к которым относятся правовые нормы, корпоративные, политические обычаи и традиции, нормы морали. Они устанавливают границы допустимого политического поведения. Наиболее важными среди них являются правовые нормы — конституции и базирующиеся на них законы, другие нормативные акты. За отступление от них налагаются государственные санкции. Важное значение для осуществления политической деятельности имеют также нормы (прежде всего — уставные, т. е. нормы, закрепленные в Уставах), создаваемые общественными организациями и регулирующие отношения внутри них. Их часто называют корпоративными.

Писаные правовые и уставные нормы дополняются в политической жизни неписаными обычаями и традициями, особенно характерными для британской политической системы. Например, лейбористы уже почти девяносто лет (партия существует с 1906 г.) строят свою программу, опираясь на освященную веками традицию рабочего движения — быть легальной оппозицией партии консерваторов. Политическая жизнь регулируется и моральными нормами. Столетиями считалось, что политика — дело грязное, однако сегодня все более осознается необходимость нравственного поведения в сфере политики, возврата к таким нравственным ориентирам, как совесть, честь, благородство. Моральные нормы по-разному преломляются в различных сферах жизни, в том числе и в политической, где они выступают в единстве с другими, не менее важными для политика качествами.

Политическая культура — чрезвычайно важный компонент политической системы, поскольку мир политики не существует без человека, наделенного сознанием. От того, какие политические и нравственные принципы (ценностные ориентации) избирает личность в процессе политической деятельности, зависит эффективность политики, а значит, и жизнь общества в целом, его прогресс. В результате взаимодействия указанных компонентов политической системы в обществе складывается определенный политический, порядок, или политический режим. История знает демократические, авторитарные и тоталитарные политические режимы.

Демократический порядок признается самым прогрессивным из них, так как создает условия для подлинной свободы личности, ее творчества и самовыражения во всех сферах деятельности. Демократический режим господствует сегодня во многих странах мира, и ему присущи следующие наиболее характерные признаки: выборность в органы государственной власти; разделение государственных властей на законодательную, исполнительную, судебную; широкий спектр прав и свобод граждан, их гарантии и защита; деятельность негосударственных общественно-политических организаций как равноправных партнеров государства; политический плюрализм; полная гласность; широкие возможности личности оказывать влияние на процесс принятия и осуществления политических решений.

Авторитарный режим основан на власти какого-либо авторитета (лат. auctoritas — власть, влияние). В условиях такого режима безраздельно господствует исполнительная власть. Парламент хотя и сохраняется, но зачастую значительная его часть назначается, а не избирается. Он превращается в совещательное учреждение при главе государства, который занимает, как правило, все ключевые государственные посты. Основными методами государственной деятельности становятся приказы и команды. Личность теряет способность к самостоятельности суждений и действий, слепо подчиняясь авторитету.

Тоталитарный режим (лат. totalis — весь, полный, целый) представляет собой политическое господство группы лиц, возглавляемых лидером (фюрером, дуче). Основные признаки этого режима: всесторонний контроль за жизнью общества; запрещение конституционных прав и свобод, демократических организаций; репрессии; милитаризация общественной жизни; господство единой общеобязательной идеологии. В условиях тоталитарного режима личность находится в полном подчинении у властвующей группировки.

Органы государственного управления, являясь важнейшим рычагом воздействия на общественные процессы, мобилизуют общество на выполнение принятых решений. Основные функции управленческого процесса — обработка и использование информации, принятие и реализация дополнительных решений, контроль за их исполнением.

Сегодня многие крупные политические деятели и ученые-политики предлагают новый подход к решению внутригосударственных и международных проблем, основывающийся на поисках консенсуса (лат. consensus — согласие, единодушие) — общего согласия, политических компромиссов, взаимного стремления к положительному результату. Основу консенсуса составляет признание чужих интересов как гарантии для осуществления собственных интересов. В этом заключается его гуманизм. Установка на поиск согласия предполагает выявление, обсуждение и учет всех существующих в обществе точек зрения, нахождение таких предложений, против которых никто не выступает или которые вызывают наименьшие возражения. Подобная установка формирует новое политическое мышление, которому чужды предвзятость и непримиримость. Сказанное позволяет сделать вывод, что разработка и осуществление политики является основным содержанием деятельности политической системы, которая выступает как целостный механизм управления обществом.

Главный институт политической системы — государство, отличительной чертой которого является суверенность (верховная власть, независимость). Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обязательные к выполнению всеми членами общества, и, наконец, осуществлять правосудие. Государственная власть имеет в своем распоряжении профессиональный аппарат управления, а также специальные вооруженные отряды людей — армию, полицию и т. п., и потому государство выступает как сила, способная осуществлять принуждение в отношении любого члена общества.

В последней трети XX в. во многих странах мира сложилось государство с особыми признаками, которые в совокупности характеризуют его как государство правовое. «Правовое государство»: на первом месте в нем — право, на втором — государство. В социально-политической жизни это означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Таков основополагающий принцип всякого правового государства. Нерушимость его закрепляется в Конституции (Основном Законе) страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный суд и вся система судов правового государства. Верховенство права (закона) в обществе как главный принцип правового государства предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону и самого государства, и его органов, и должностных лиц, других организаций, граждан.

В правах человека выражаются возможности его действий в различных сферах жизнедеятельности: экономической, политической, социальной, культурной, личной. Чем шире эти права, чем больше они гарантированы, тем свободнее личность. Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя униженно, неуверенно, теряет способность к творчеству, ограничивая таким образом собственное развитие и развитие общества.

Правовое государство провозглашает и конституционно закрепляет свободу людей и их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека. Тем самым государство признает автономию личности по отношению к себе, исключает возможность превращения гражданина в своего верноподданного и рассматривает его как равноправного партнера. Оно защищает, охраняет от произвола права человека, которые становятся ядром всей правовой системы. Законы и другие нормативные акты, исходящие от государства, согласуются с правами человека, подчинены принципу их нерушимости. Именно поэтому незыблемость прав человека, его чести и достоинства, его интересов, их охрана и гарантированность составляют еще один принцип правового государства.

Самоограничение государства правом, закрепляющим свободу личности, не является односторонней привилегией. Личность, в свою очередь, тоже соглашается на определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства, которое, как отмечалось, несет ответственность за соблюдение прав личности, гарантирует ей достойные условия жизнедеятельности. Следовательно, в правовом государстве устанавливается принцип взаимной ответственности государства и личности. Вот почему государству не могут быть чужды социальные программы, идущие на пользу всем гражданам, и почему все чаще говорят о правовом социальном государстве.

Принцип разделения властей — это разделение власти между законодательными, исполнительными и судебными органами государства. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений. Вместе с тем если ни одна из трех ветвей (отраслей) государственной власти не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения, развития, а торможения. Таковой является законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе. Во всех правовых государствах законодательная власть принадлежит парламенту (фр. parler — говорить) — представительному, выборному органу.

Текущая жизнь государства складывается из многочисленных актов реализации тех норм, которые приняты законодателем. Поэтому здесь выдвигается на первый план исполнительно-распорядительная ветвь власти — правительство и подчиненные ему ведомства.

Исполнительная власть не должна подменять власть судебную. Никто не может быть судьей в собственном деле. Поэтому гражданин в правовом государстве имеет право обжаловать действия исполнительной власти (как отдельных должностных лиц, так и исполнительно-распорядительных органов в целом) в независимом суде. Независимость суда достигается путем назначения судей пожизненно или на длительный срок.

Подлинная политическая демократия не может существовать без экономической свободы. Во всех демократических странах именно свободная экономическая деятельность на основе разнообразных форм собственности способствует дифференциации разнообразных социальных интересов, возникновению негосударственных организаций, развитию политического плюрализма. Демократия это способ организации не только политической системы, но и всей жизни общества.

Самостоятельность и равноправие разнообразных элементов общества — еще один важный признак плюрализма. Только благодаря предоставлению каждому институту (например, предприятию), каждому гражданину равной самостоятельности в определении своих целей и действий в обществе создается благоприятная обстановка для творчества, поиска альтернативных путей развития. Плюрализм предполагает наличие такого признака, как отказ от диктатуры и насилия, разрешение конфликтов (противоречий) непременно в рамках закона, мирными способами. К ним относятся терпимость к оппонентам (противникам в публичной беседе, дискуссии и т. п.), готовность к компромиссам, поиск консенсуса (согласия). Важнейшим проявлением политического плюрализма является многопартийность. Под многопартийностью в науке чаще всего понимают наличие двух и более партий. Но следует различать многопартийность как общественное явление, т. е. существование в той или иной стране более одной партии, и многопартийность или двухпартийность как систему партийной власти, т. е. непосредственное участие партий в избирательных кампаниях и деятельность представителей этих партий в органах власти.

Демократия как народовластие бывает представительной и непосредственной. Непосредственная демократия — это прямое выражение личностью ее интересов через референдумы, митинги, забастовки и пр., когда гражданин оказывает непосредственное влияние на политические решения и действия государственных органов и должностных лиц. Представительная демократия выражается в том, что граждане участвуют в политике не напрямую, а через своих представителей, депутатов. Классической формой представительной демократии является парламентская демократия. Парламентаризм призван обеспечить всем гражданам равные возможности в избрании представителей власти. На тех, кого избрали, возлагается обязанность представлять волю и интересы выдвинувшего их народа.

Демократия как народовластие бывает представительной и непосредственной. Непосредственная демократия — это прямое выражение личностью ее интересов через референдумы, митинги, забастовки и пр., когда гражданин оказывает непосредственное влияние на политические решения и действия государственных органов и должностных лиц. Представительная демократия выражается в том, что граждане участвуют в политике не напрямую, а через своих представителей, депутатов. Классической формой представительной демократии является парламентская демократия. Парламентаризм призван обеспечить всем гражданам равные возможности в избрании представителей власти. На тех, кого избрали, возлагается обязанность представлять волю и интересы выдвинувшего их народа.

Гласность — неотъемлемая черта демократии. Она позволяет составлять объективную, полную информацию обо всем, что происходит в стране, в мире. Гласность — это и свобода выражения мнений, и справедливая критика, не взирая на лица. В условиях демократии ни один политик не может повторить слова Наполеона: «Я никогда не читаю газет. Они публикуют лишь то, что пожелаю я...»

Новым высшим представительным и законодательным органом России является Федеральное собрание (парламент). Он состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Законодательная деятельность сосредоточена преимущественно в Государственной Думе. Ее основное назначение — разрабатывать законы и осуществлять финансовый контроль за деятельностью правительства.

Задача Совета Федерации — гарантировать, чтобы принятые законы не противоречили интересам российских республик и регионов, исполнялись на всех российских территориях. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов).

Государственная Дума состоит из 450 человек. Половина из них избираются по так называемой мажоритарной системе (один округ — один депутат). Избранным считается тот кандидат, который получает в округе больше голосов, чем любой другой его соперник. Вторая половина членов Государственной Думы избирается по системе пропорционального представительства. При этом избиратель голосует за списки кандидатов, представленные участвующими в выборах избирательными объединениями (партиями или политическими блоками), т. е. не за личность, а за то или иное избирательное объединение. В этом случае вся территория Российской Федерации является единым федеральным избирательным округом. Право занять места в Государственной Думе получают избирательные объединения, набравшие не менее 5% голосов избирателей. Места распределяются между ними пропорционально количеству полученных на выборах голосов.

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство, состоящее из председателя правительства, заместителей председателя и федеральных министров. Согласно ст. 114 Конституции Российской Федерации Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе Федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики; единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; проводит меры по реализации внешней политики, обеспечению обороны страны и государственной безопасности, а также законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правосудие на территории всей Российской Федерации осуществляется только судом. Судопроизводство действует на основе состязательности и равноправия сторон (т. е. с участием прокурора— обвинителя и защитника — адвоката). Возрождается также существовавший в дореволюционной России суд присяжных заседателей, действуют Конституционный, Верховный и Арбитражный суды. Во взаимоотношениях с Федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Таким образом ничьи права не ущемляются и вместе с тем поставлена преграда попыткам субъектов РФ добиться для себя каких-то особых привилегий и льгот.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, в рамках которого предусмотрены такие формы непосредственной демократии, как референдум, выборы, собрания, сходы. Местному самоуправлению гарантируется свобода владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, невмешательство в формирование местного бюджета, предоставляется право самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы. Новую Конституцию Российской Федерации нередко называют Конституцией прав человека. «Права и свободы человека и гражданина,— гласит ст. 18 Конституции РФ,— являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Вместе с тем Конституция провозглашает принцип социального государства, означающий обязанность государства принимать меры по социальной защите граждан: охрана труда и здоровья; установление гарантированных минимальных размеров оплаты труда, пенсий, пособий; развитие системы социальных служб.

К неотъемлемым политическим правам и свободам личности относятся: право избирать и быть избранным в органы государственной власти; право объединяться в общественные организации, в том числе в политические партии; право проводить митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирование при условии предварительного уведомления (или с разрешения) властей; право направлять личные и коллективные обращения (петиции) в государственные органы и должностным лицам. Таким образом, каждый человек имеет право принимать участие в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Динамической стороной статуса является социальная роль: человек не только занимает определенное место в социальной, политической структуре общества, но и выполняет в. соответствии с ним определенные функции. Политические роли личности многообразны: роль избирателя, депутата, члена какой-либо негосударственной политической организации, митингующего.

Политический лидер — это человек, который наиболее полно отражает и защищает интересы народа или определенной социальной группы, обладает совокупностью качеств, необходимых политическому деятелю. Имитатор всегда играет роль кого-то, кто умнее, лучше, интереснее, чем он сам, и заботится прежде всего о том, чтобы любым способом понравиться, создать себе выгодный политический имидж (внешний облик, образ). Впрочем, так ли уж важен внешний облик политика? Оказывается, очень важен. В политологии существует даже специальный раздел — имиджология, изучающая закономерности формирования и воздействия образа политического лидера на сознание людей. И тот, кто не учитывает этих закономерностей, нередко проигрывает в глазах других.

Популизм — это политическая игра по правилам, позволяющим добиться сиюминутных результатов благодаря податливости масс на простые объяснения сложных вопросов, на примитивные, но внешне привлекательные лозунги. Излюбленный прием популистов – не касаться своих политических программ, а беспощадно бичевать политических соперников.

Государство и право теснейшим образом взаимосвязаны: государство (его соответствующие органы) принимает законы и гарантирует их реализацию, а право закрепляет обязательные правила деятельности органов государства, поведения его должностных лиц. Поэтому их происхождение наука рассматривает как совокупный, взаимообусловленный процесс. Теорий происхождения государства и права много, ученые не имеют однозначного ответа на вопрос, почему возникли эти общественные институты. Впрочем, для обществознания подобная ситуация скорее характерна, чем исключительна. Каждая из существующих теорий, кроме лишенной научного содержания расовой, помогает понять причины появления в жизни людей таких средств организации общественных отношений, как государство и право.

Раньше других появилась теологическая теория возникновения государства и права. Она непосредственно связана с религиозными представлениями о происхождении мира. Если Бог сотворил мир, то Его произволением созданы также государство и законы. Они являются порождением Его воли. Следовательно, государственная власть вечна и незыблема. В средние века эту теорию разрабатывал, в частности, философ и богослов Фома Ливийский (1224 или 1225—1274).

Патриархальная теория, развивавшаяся еще древнегреческим философом Аристотелем (384—322 до н. э.), связывает рождение государства с развитием семьи. В семье главой является отец, в стране-государстве — монарх, который обязан заботиться о своих подданных, как хороший отец призван опекать чад и домочадцев. Монархическая государственная власть имеет божественное происхождение.

Теория договора , сторонниками которой являются Г.Гроций (1583—1645), Б.Спиноза (1632—1677), Т.Гоббс (1588—1679), Дж.Локк (1632—1704), Ж.Ж.Руссо (1712—1778), А.Н.Радищев (1749—1802), определяет государственную власть как результат объединения людей, заключивших между собой взаимное добровольное соглашение (договор). Идея божественного происхождения государства и права отвергается, они рассматриваются как продукт воли и деятельности людей. Заключив договор, люди передали государственной власти часть своих естественных (прирожденных) прав, а государство, в свою очередь, обязалось охранять собственность и безопасность граждан и страны. Государственная власть приобрела, таким образом, законную силу по воле и соглашению народа. Если власть нарушает договор с народом, считали некоторые последователи этой теории, народ имеет право свергнуть ее.

Теория насилия формировалась в XIX — XX вв. в трудах Е.Дюринга (1833—1921), К.Каутского (1854—1938) и других политиков и ученых. Согласно этой теории, государственная власть возникает в результате военно-политических событий, завоевания одних племен, народов другими. Для господства над побежденными и создается специальный аппарат принуждения — государство. Само же завоевание одних народов другими рассматривается как форма подчинения слабых сильными, закон природы, вечный и неизменный. Сторонники этой теории абсолютизируют роль насилия в истории и игнорируют другие пути образования государств, укрепления власти.

Органическая теория изложена в трудах Платона (428 или 427—348 или 347 до н. э), Аристотеля, Г. Спенсера (1820—1903) и других мыслителей. Структура и функции государства уподобляются соответствующим признакам живого организма. Аристотель, например, полагал, что существование человека вне государства так же невозможно, как существование рук и ног, отделенных от тела. Спенсер сравнивал людей, живущих в государстве, с клетками, образующими живой организм. Государства, как и органические существа, развиваются, эволюционируют, стареют. Когда больны какие-то клетки, страдает весь организм. То же и с государством: его сила и крепость всецело зависят от душевного и физического здоровья граждан.

Психологическая теория существует с середины XIX в. Ее представители — Л.И.Петражицкий (1867—1931), 3.Фрейд (1856—1939) и другие. Она объясняет государственные и правовые механизмы особыми психологическими переживаниями и потребностями людей, например стремлением к власти, потребностью жить в организованном обществе. Одним людям, полагают сторонники этой теории, свойственно властвовать, а другим — подчиняться выдающимся личностям. В государстве и законах они видят средства усмирения с рождения присущих индивидам агрессивных влечений.

Расовая теория исходит из ложного деления людей на «высшую (хозяев) и низшую (рабов) расы». Качества, определяющие их «статус», являются якобы прирожденными. Один из основателей расовой теории, Ж. Гобино (1816 — 1882), считал представителями высшей расы арийцев (к ним он причислял народы, принадлежащие к индоевропейской языковой общности). Нацисты относили к арийцам германские народы, «наследников древних римлян». «Низшей расой» они называли славян, евреев, арабов и другие народы. История, образование и рост государств, представлены в трудах сторонников этой антинаучной теории результатом «борьбы арийцев с низшими расами».

В нашей стране долгие годы господствовала материалистическая (марксистская) теория.Ее создатели — К.Маркс (1818—1883), Ф.Энгельс (1820— 1895), В.И.Ленин (1870—1924) и другие. Главные причины возникновения государства и права они видели в сфере экономических отношений.

По мере хозяйственного развития человечество переходило от родоплеменных отношений к государственным, от обычаев как единственных форм регулирования общественной жизни к законам. Расслоение общества на богатых и бедных привело его к разделению на властвующую элиту и массу зависимых людей. Общество раскололось на классы, что в конце концов потребовало появления государства и законов, охраняющих интересы господствующих классов, эксплуататоров. Государство, утверждают последователи марксистских взглядов, есть результат непримиримости классовых противоречий. После ликвидации эксплуататорских классов (помещиков, капиталистов и др.),считают они, необходимость в государстве исчезнет.

Потребность в государстве и праве возникла в связи с развитием, усложнением общественной жизни. Сначала понадобилось регулировать семейные отношения: уже потому, что род и племя состояли не толь ко из родичей, но и из людей пришлых, не связанных с другими кровнородственными отношениями. Усложнение общественной жизни привело к появлению «третьей силы», способной рассудить конфликты и споры противоборствующих сторон. Такой силой стало государство. Оно заменило родовую организацию, писаные законы сначала дополнили обычаи, а затем приобрели первостепенное значение.

В основе государственного устройства лежал уже не кровнородственный, а территориальный признак. Появилась особая группа людей, которая профессионально занималась управлением, используя для подчинения своей, а для народа — чужой, воле тюрьмы, специальные отряды вооруженных людей, регулярное войско. Население начало платить налоги на содержание государственного аппарата. Выдающиеся представители правящей группы вырабатывали законы, нередко объясняя их появление божественной волей.

Понятие «государство» многозначно, трактовка этого явления общественной жизни вызывает не только научные, но и политические дискуссии. Вместе с тем существуют такие признаки государства, с которыми согласны все исследователи. Они позволяют предложить следующее краткое определение: государство — это основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и взаимоотношения людей, групп, страт, классов, организаций и т. д. Государство — главный институт власти. Посредством государства власть реализует свою политику. Таким образом, понятия «власть», «государство» и «политика» теснейшим образом взаимосвязаны и взаимообусловлены. Есть три основных теоретических подхода к пониманию сущности государства: общественный, классовый (марксистский) и политико-правовой.

Согласно общественному подходу, государство есть средство решения общих проблем и дел, оно регулирует отношения правителей и народа. Сущность классового (марксистского) подхода можно выразить так: государство появилось с разделением общества на классы и служит орудием классового господства, подавления одних классов другими. По мнению сторонников политико-правового подхода, государство является источником права, которое организует жизнь общества и самого государства. Определенный смысл есть во всех этих трех позициях. К ошибкам и заблуждениям ведет абсолютизация одной из них.

Государство характеризуется рядом устойчивых признаков.
  1. Наличие публичной власти, имеющей определенную социально-классовую, экономическую основу.
  2. Существование особой политической организации.
  3. Деление населения по территориальным единицам (территориальное деление населения в масштабах всей страны).
  4. Суверенитет, т. е. независимость во внешних и внутренних делах.
  5. Выполнение ряда функций, в основе которых лежат определенные обязанности по отношению к обществу: защита территории, борьба с преступностью, обеспечение общих интересов и целей и другие.
  6. Закрепление за государством ряда монопольных прав: издание законов, выпуск денежных знаков, сбор налогов и другие.

В паре взаимосвязанных феноменов «общество — государство» ведущую, определяющую роль играет общество. Именно оно порождает государство, становясь его содержанием и отводя ему тем самым место одной только политической формы. В новое время, когда обменные отношения превращаются в господствующие, государство — лишь сторона гражданского общества, которая, помимо прочего, обусловливает его демократический характер. Свободе и равенству товаровладельцев на рынке должны соответствовать их политические свобода и равенство в государстве. Государство всегда имеет определенную форму, которая определяется особенностями формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

По форме правления государства различаются в зависимости от того, как образуются органы власти, как складываются взаимоотношения между ними, кому принадлежит верховная власть.

Если верховная власть осуществляется одним лицом и приобретается в порядке наследования, то перед нами монархия. Если органы верховной власти (в современном мире, это, как правило, парламент) избираются на всенародных выборах, то речь идет о республике. Монархии бывают абсолютными (власть единолично осуществляется монархом) и конституционными, или парламентскими (власть монарха существенно ограничена законодательной властью представительного органа, формирующего исполнительную власть). Некоторые исследователи выделяют также дуалистические монархии, в которых законодательная власть принадлежит представительным выборным органам, подчиненным монарху, возглавляющему исполнительную власть.

Республики бывают президентскими (президент сочетает полномочия главы государства и правительства, не несет прямой ответственности перед парламентом и не может его распускать; например, США), парламентскими (президент является главой государства, но исполнительную власть осуществляет премьер-министр формируемого парламентом правительства; например, Италия, Индия) и смешанными (им свойственны черты как парламентской, так и президентской республики, сильная власть президента сочетается с широкими правами парламента; например, Франция, Россия).

Форма государственного устройства определяется особенностями деления страны на административно-территориальные единицы и автономные образования. С этой точки зрения различают унитарные и федеративные государства.

Политический режим характеризуется совокупностью средств и способов осуществления государственной власти. Режимы бывают демократическими, тоталитарными и авторитарными.

Признаки демократического режима (демократии): народовластие; правительство, основанное на согласии управляемых; правило большинства (решения принимаются большинством голосов при уважении волеизъявления меньшинства); строгое соблюдение прав и свобод человека; свободные и честные выборы; равенство граждан перед законом; независимое судопроизводство; социальный, политический, идеологический и другой плюрализм; терпимость, сотрудничество, готовность к компромиссу.

Признаки тоталитарного режима противоположны перечисленным выше: тираническая, диктаторская власть; тотальный контроль за поведением, деятельностью и мышлением людей; бессудные репрессии; милитаризация общественной жизни; монопартийность и моноидеология и другие. Например, германский фашизм 30—40-х гг., режим «красных кхмеров» в Камбодже в 70-е гг.

При авторитарном режиме власть, как правило, соблюдает основные гражданские свободы, но ведет себя по отношению к обществу весьма жестко; власть сосредоточена в руках одного лица или группы лиц; правление осуществляется на силовой основе; выборы проводятся нерегулярно и часто фальсифицируются; средства массовой информации не отражают весь спектр мнений различных слоев населения и т. д. Режим генерала А. Пиночета, установленный в Чили в 1973 г., или генерала X . Перона в 60-е гг. в Аргентине — примеры авторитарных режимов.

На 12 декабря 1993 г. были назначены выборы в Федеральное Собрание (Государственную Думу и Совет Федерации) и референдум по новой Конституции. В референдуме участвовало 54,8% избирателей. Из них за Конституцию высказалось 58,4%.

Новая Конституция РФ заложила фундамент общественно-политической системы, основанной на частной собственности, рыночных отношениях, демократических принципах. В соответствии с Конституцией Российское государство является демократическим, федеративным, правовым. Декларируется реальное народовластие. Частная собственность находится под защитой государства наряду с государственной, муниципальной и другими. Признаются идеологическое многообразие, многопартийность. Основной Закон гарантирует каждому россиянину неприкосновенность собственности. Четко разделены функция Президента, Федерального Собрания, правительства. Закреплен принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Удалось найти неплохую форму сочетания местных и федеральных интересов, составившую основу российского федерализма. Все субъекты Федерации равны. Устранено определение республик как суверенных государств. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Одно из ведущих мест в Конституции РФ занимает глава 2 «Права и свободы человека и гражданина». Она содержит сорок восемь статей. Это самый большой по объему раздел Основного Закона. Более важных и менее важных прав и свобод человека и гражданина не существует. Каждое из закрепленных в международном и российском законодательстве прав обладает абсолютной ценностью. Вместе с тем юристы выделяют такие права и свободы, которые составляют своеобразный фундамент, на котором прочно стоит все здание.

К таким нормам относятся: право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на свободу передвижения внутри страны, на выезд из нее и возвращение в нее (ст. 27), право на свободу совести, вероисповедания (ст. 28), право на свободу мысли и слова (ст. 29), право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32), право частной собственности (ст. 35), право свободно распоряжаться своими способностями к труду (ст. 37), право на образование (ст. 43), гарантии судебной защиты прав и свобод (ст. 46).

В статье 56 Конституции РФ отмечается, что в условиях чрезвычайного положения возможно временное ограничение прав и свобод. Но такие права, как право на жизнь, запрет пыток и унижения человеческого достоинства, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и некоторые другие не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах.

В Конституции перечислены следующие обязанности граждан России: соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15), платить установленные законом налоги и сборы (ст. 57), заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44), сохранять природу и окружающую среду (ст. 58), защищать Отечество, нести военную службу (ст. 59). Обязанностей у настоящего гражданина, конечно же больше, и он должен их твердо исполнять. Обязанности, перечисленные в Основном Законе, называются конституционными. Глава Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина — удачный пример воплощения в национальном законодательстве принципов и норм международных правовых актов.

Есть юридические документы, международное значение которых практически никем не оспаривается. Один из них — Всеобщая декларация прав человека , принятая 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН. Ее значение в том, что впервые в истории человечества были сформулированы основные права и свободы человека, которые рассматриваются мировым сообществом как стандарты, в соответствии с которыми должны приниматься национальные акты о правах человека. Декларация объявляет всех людей свободными и равными в своем достоинстве и правах. Она провозглашает ряд прав человека, которые можно разделить на две большие группы: гражданские и политические права; социальные, экономические и культурные права.

Центральное положение философии прав человека: интересы личности абсолютны, интересы государства относительны. Достоинство человека никогда не может быть принесено в жертву интересам государства. Наоборот, государство должно быть защитником прав личности. Важный вопрос философии прав человека — соотношение прав и обязанностей. Существует мнение о том, что обязанности важнее прав. Классическая демократическая точка зрения выражена в статье 29 Всеобщей декларации: каждый человек имеет обязанности перед обществом, но должен при осуществлении своих прав и свобод подвергаться таким ограничениям, которые учитывают права и свободы других и требования морали. Отстаивая права, нельзя забывать об обязанностях, действовать по принципу: «Я хочу, имею право и требую мое желание выполнить любой ценой». Следующая проблема — соотношение прав народа и отдельной личности. Демократический подход таков: права человека имеют приоритет над правами народа. К тому же понятие «права народа» весьма неопределенное. Им часто пользуются в сугубо политических интересах.

Решающую роль в защите прав человека на международном уровне играет Организация Объединенных Наций. В 1946 г. создана Комиссия по правам человека, которая ежегодно проводит свои сессии. Она является главным органом по правам человека. В частности, Комиссия рассматривает заявления, касающиеся прав человека, и анализирует сообщения об их нарушениях. В 1977 г. в соответствии со статьей 28 Международного пакта о гражданских и политических правах, был учрежден Комитет по правам человека. Он призван изучать доклады государств-участников о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в Пакте; составлять доклады по присланным материалам и рассылать их странам-участницам; разрешать споры между странами-участницами относительно выполнения ими своих обязательств по Пакту.

Однако деятельность ООН далеко не исчерпывает механизм защиты прав человека на международном уровне. Систематически собирается Конференция по человеческому измерению СБСЕ (Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе — наследника Хельсинкского совещания 1975 г.). В Гааге работает Международный суд по правам человека. Большую правозащитную работу проводит Международная амнистия — неправительственная организация, члены которой собирают информацию о тех, кого репрессировали за убеждения, ведут разъяснительную работу, выступают с протестами против смертной казни, пыток и т. п. В Москве и Петербурге действуют группы Международного общества прав человека. Работают другие учреждения и организации, призванныесодействовать просвещению людей в области прав человека.

Общие положения о праве. Право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, исполнение которых обеспечивается средствами государственного принуждения. В субъективном смысле право представляет собой меру возможного поведения субъекта.

Признаки права:
  • носит волевой характер – выражает интересы и волю всего общества или его части,
  • общеобязательность для всех субъектов права,
  • нормативность право выражено в конкретных нормах и правилах поведения,
  • связь с государством, ибо право исходит от государства, от имени государства происходит принуждение,
  • системность – право представляет собой систему юридических норм.

Право осуществляет регулятивную функцию: устанавливает модели поведения субъектов правоотношений.

Право осуществляет охранительные функции: защита прав и законных интересов участников правоотношений, реализуется посредством установления правовых запретов и процессуальных норм.

Правомерное поведение – это действия, соответствующие требованиям правовых норм. Признаки:
  • совпадение с требованиями норм права,
  • соответствие правовым предписаниям,
  • непротиворечие поведения нормам права,
  • незапрещенность избранных форм поведения правовым нормам.

Правонарушение – это противоправное, общественно опасное виновное деяние, влекущее юридическую ответственность.

Признаки:
  • объективное деяние человека, выраженное в действии или бездействии, а также в вербальном (словесном) поведении, не могут быть правонарушением мысли, убеждения, намерения, если они не нашли своего выражения вовне,
  • противоправность, то есть деяние совершение которого правовыми нормами запрещено,
  • деликтоспособность, то есть совершение противоправного деяния дееспособным, вменяемым лицом,
  • виновность, то есть особое психическое отношение правонарушителя к своему деянию и его последствиям,
  • общественная вредность, опасность деяния, право практически невозможно нарушить, не посягая на конкретные общественные отношения.
  • наказуемость, то есть наличие предусмотренных правовыми нормами наказаний за данное правонарушение.

Виды правонарушений квалифицируются по степени общественной опасности и характера применяемых санкций за их совершение.

Преступление – запрещенное уголовным законом общественно-опасные деяния, наносящие вред общественным отношениям и сложившемуся в обществе правопорядку. За преступления применяются наиболее строгие меры государственного принуждения – уголовно-правовые санкции, устанавливающие значительные уровни ответственности лиц, виновных в их совершении.

Проступки представляют собой виновные противоправные деяния, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и которые влекут за собой применение не уголовно-правовых санкций, а мер административного, дисциплинарного или гражданско-правового воздействия. Виды проступков:

Дисциплинарные: правонарушения, совершенные в сфере служебных отношений. Они посягают на порядок деятельности коллективов рабочих, служащих, учащихся.

Административные: правонарушения, посягающие на общественные отношения, связанные с государственным управлением (нарушение правил безопасности движения).

Гражданские проступки (деликты): правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и определенных неимущественных отношений. Вред, причиненный гражданско-правовым нарушением, выражается в нанесении имущественного ущерба, состоящего, например, в неисполнении условий договора займа.

Признаки юридической ответственности:
  1. наступают за совершение правонарушения,
  2. устанавливаются государством в нормах права,
  3. заключается в неблагоприятных последствиях для личности правонарушителя и его имущества,
  4. возлагается только государственными органами и должностными лицами в ходе правоприменительной деятельности,
  5. осуществляется в процессуальных формах,
  6. обеспечивается принудительной силой государства.

Цель юридической ответственности – защитить права и свободы человека и гражданина, обеспечить общественный порядок, а также наказать виновного (восстановить справедливость).

Принципы юридической ответственности:
  1. Неотвратимость выражается в обязательной отрицательной государственной реакции в виде определенного наказания.
  2. Законность привлечение к ответственности только на основании действующего закона.
  3. Справедливость – личная ответственность виновного.
  4. Гуманизм запрет применять пытки и жестокость при привлечении к юридической ответственности.
  5. Обоснованность – установление факта совершения виновного деяния.
  6. Целесообразность – это соответствие вида юридической ответственности, наказания, предупреждения и воспитания, степени общественной опасности правонарушения.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ ОТРАСЛИ ПРАВА в основном направлены на установление прав и обязанностей для граждан, организаций.

Конституционное (государственное) право занимает главное место. Закрепляет основы государственной власти, общественного строя, систему государственных органов и их основные полномочия. Законодательные органы власти в системе органов государства занимают существенную роль и поэтому конституционное право регулирует их деятельность. В конституции отражены комплекс прав и свобод, правовой статус человека и гражданина. Конституционное право составляет основу всей системы права в любом государстве.

Административное право регулирует отношения, которые складываются по поводу организации и деятельности должностных лиц и органов исполнительной власти.

Гражданское право наиболее объемная отрасль системы права, регулирующая различные имущественные отношения. Гражданским правом охраняются и личные неимущественные права (честь, достоинство, авторское имя).

Трудовое право регулирует общественные отношения, связанные с применением труда.

Семейное право регулирует отношения связанные с вступлением в брак, определяет права и обязанности супругов. Регулирует отношения между родителями и детьми.

ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОТРАСЛИ ПРАВА направлены на защиту граждан и организаций, установление мер государственного принуждения и порядка их применения.

Уголовное право – отрасль права, которая определяет какие деяния являются преступлениями, устанавливает наказания за них.

Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс) регулирует деятельность органов правосудия, следствия, прокуратуры по расследованию уголовных дел и и рассмотрению их в суде.

Гражданско-процессуальное право (гражданский процесс) регулирует деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров между гражданами, гражданами и организациями, возникших в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансовых и других отношений.

Рекомендации к теме

Политика и право окружают Вашу жизнь постоянно, значит, без знания основ этих дисциплин трудно понять свое место гражданина в обществе и определить свой политический статус.

Задания связаны с определением политических взглядов, которые существуют в обществе.

Вам необходимо обратить внимание на материалы СМИ, которые затрагивают политическую тематику.

Вам следует познакомиться с содержанием Конституции Вашей страны.

Определите политические права гражданина, порядок формирования и полномочия высших органов власти.

Познакомьтесь с теориями происхождения государства и права, попробуйте определить их сильные и слабые стороны.

Обратитесь к учебным пособиям, которые есть в Вашей стране по политологии и правоведению.

Отвечая на задания, думайте о высоком предназначении гражданина.


Для выполнения заданий по Теме 7 Вам необходимо:

1. ЗНАТЬ ТЕРМИНЫ:
Государственный аппарат, правовые акты, правоотношение.

2. ПЕРЕЧИСЛЯТЬ:
Признаки, функции, формы государства, основные черты гражданского общества, основные международные документы по правам человека.

3. ОПРЕДЕЛЯТЬ ПОНЯТИЯ:
Государство, правовое государство, правонарушение.

4. ОПИСЫВАТЬ:
Местное самоуправление, систему судебной защиты прав гражданина, гражданское общество.

5. СРАВНИВАТЬ:
Избирательные системы, политические режимы, формы государства.

6. ОБЪЯСНЯТЬ:
Роль государства в политической системе, место конституции в иерархии нормативных актов, роль права в системе социальных норм, связь правового государства и гражданского общества.

7. ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ:
Власть, ее происхождение и виды, политическую идеологию, политическую культуру, юридическую ответственность.