КАЧЕСТВО НАСЕЛЕНИЯ КАК НОВОЕ КОМПЛЕКСНОЕ ПОНЯТИЕ

В последнее время в науке и практике все большее значение приобретают показатели, характеризующие не только количество, но и качество населения. Это сложное, комплексное понятие, учитывающее экономические (занятость, душевой доход, калорийность питания), социальные (уровень здравоохранения, безопасности граждан, развития демократических институтов), культурные (уровень грамотности, обеспеченности культурными учреждениями, печатной продукцией), экологические (состояние окружающей среды) и другие условия жизни людей.

Одним из главных обобщающих показателей состояния здоровья той или иной нации служит показатель средней продолжительности жизни.

Средняя продолжительность жизни - ожидаемая продолжительность предстоящей жизни населения, которая определяется с помощью расчетов, основанных на теории вероятности. Зависит как от биологических, наследственных особенностей, так и от условий питания, руда, быта. Измеряется числом лет.

Таблица 12. Средняя ожидаемая продолжительность жизни на конец 90-х годов ХХ века

регион, страна мужчины (лет) женщины (лет) средний
всего по миру 68 68 66
развивающиеся 62 65
в т.ч. наименее развитые 51 53
промышленно развитые 71 78
в т.ч. ЕС 74 80
Сьерра-Леоне 36 39
Афганистан (Бангладеш, Бутан) 44 (54, 50) 43 (52, 48)
Япония 77 83 80
Россия 58 72

Таблица 13. Страны с наибольшей и наименьшей ожидаемой продолжительностью жизни (2000 г.)
 Страны  Ожидаемая продолжительность жизни, лет Страны  Ожидаемая продолжительность жизни, лет

Япония

80,7 Сьерра-Леоне 40,3
Австралия 79,8 Малави 40,7
Швейцария 79,6 Уганда 41,4
Швеция 79,6 Руанда 42,1
Канада 79,4 Замбия 43,0
Исландия 79,4 Гвинея-Бисау 43,8
Италия 79,0 Афганистан 45,5
Франция 78,8 Буркина-Фасо 46,0
Испания 78,8 Ангола 46,5
Норвегия 78,7 Гвинея 46,5
Израиль 78,6 Мозамбик 46,9
Греция 78,4 Гамбия 47,0
Нидерланды 78,3 Бурунди 47,2
Бельгия 77,8 Чад 47,7
Новая Зеландия 77,8 Мали 48,0

Самый высокий в мире показатель ожидаемой средней продолжительности жизни в Японии. Почти такие же показатели у Австралии, Швеции, Канады.

Самый низкий в мире показатель ожидаемой средней продолжительности жизни в Сьерра-Леоне. Лишь немногим выше аналогичные показатели для Гвинеи, Гамбии, Буркина-Фасо, Мали, Малави, Замбии и некоторых других стран Тропической Африки.

Средняя продолжительность жизни в России в 90-х гг. под влиянием социально-экономического кризиса заметно снизилась. Кстати, такой огромный разрыв между показателями обоих полов едва ли можно встретить в какой-либо другой стране мира.

Еще один важный показатель качества населения - уровень грамотности. В экономически развитых странах неграмотность фактически полностью или почти полностью ликвидирована. Но в развивающихся странах, несмотря на достигнутые в последнее время успехи, образовательный уровень в целом еще довольно низок, особенно среди сельских жителей.

В Нигере и Буркина-Фасо неграмотны более 80% всех жителей, в Сомали, Непале-более 70%, в Мали, Сенегале, Либерии, Эфиопии, Пакистане-более 60%.

По данным ООН, в 1990 г. около 960 млн. человек не умели ни читать, ни писать, С тех пор в условиях продолжающегося демографического взрыва общее число неграмотных не только не сократилось, но даже возросло. Абсолютная численность неграмотных людей особенно велика в Восточной и Южной Азии и в Африке к югу от Сахары. В двух последних регионах неграмотные составляют более половины всего населения.

Рекомендации к теме

Ведущие идеи: Население представляет собой основу материальной жизни общества, активный элемент нашей планеты. Люди всех рас, наций и народностей одинаково способны к участию в материальном производстве и в духовной жизни.

Основные понятия: демография, темпы роста и темпы прироста населения, воспроизводство населения, рождаемость (коэффициент рождаемости), смертность (коэффициент смертности), естественный прирост (коэффициент естественного прироста), традиционный, переходный, современный тип воспроизводства, демографический взрыв, демографический кризис, демографическая политика, миграция (эмиграция, иммиграция), демографическая ситуация, половозрастная структура населения, половозрастная пирамида, ЭАН, трудовые ресурсы, структура занятости; расселение и размещение населения; урбанизация, агломерация, мегалополис, раса, этнос, дискриминация, апартеид, мировые и национальные религии.

Навыки и умения: уметь рассчитывать и применять показатели воспроизводства, обеспеченности трудовыми ресурсами (ЭАН), урбанизации и др. для отдельных стран и групп стран, а также анализировать и делать выводы (сравнивать, обобщать, определять тенденции и последствия этих тенденций), читать, сравнивать и анализировать половозрастные пирамиды различных стран и групп стран; используя карты атласа и других источников характеризовать изменения основных показателей по территории мира, давать характеристику населения страны (региона) по плану с использованием карт атласа.