ПОЛОВОЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ

Мужское и женское начала в природе равнозначны. Хотя в среднем на каждые 100 девочек рождается примерно 104-107 мальчиков, к 15 годам соотношение обоих полов выравнивается. Но в последующих возрастных группах формирование полового состава населения в различных странах происходит неодинаково.

Примерно в половине стран мира женщины численно преобладают. Наиболее значителен такой перевес в ряде стран СНГ, в зарубежной Европе, в Северной Америке. Это объясняется прежде всего тем, что средняя продолжительность жизни у женщин обычно на несколько лет больше, чем у мужчин (см. таблицу 7. "Средняя ожидаемая продолжительность жизни на конец 90-х годов ХХ века"). Во многих странах этих регионов превышение числа женщин связано с потерями мужского населения во время второй мировой войны. С вхождением в жизнь новых поколений разрыв в численности мужчин и женщин обычно выравнивается, но из этого правила есть и исключения.

В 1997 г. в России женщин было на 9 млн. больше, чем мужчин. По прогнозам, к 2010 г. этот разрыв возрастет до 10-11 млн., что связано, прежде всего, с повышенной смертностью среди мужского населения.

В Африке, Латинской Америке, Австралии и Океании численность мужчин и женщин примерно одинакова.

А вот в зарубежной Азии мужчины заметно преобладают. Во многом это объясняется существовавшим долгое время приниженным положением женщины в семье и в обществе (ранние браки, многочисленные и ранние деторождения в условиях нищеты, голода и болезней). В последнее время на половой состав населения ряда стран Азии стали оказывать большое влияние внешние миграции населения.

В нефтедобывающих странах Персидского залива в результате большого притока мужской рабочей силы доля мужчин во всем населении составляет 55-65%. Такого превышения больше нигде в мире нет.

И все же на итоговом мировом показателе особенно сильно сказывается перевес мужчин в двух самых многонаселенных странах мира - Китае и Индии. Именно поэтому в целом в мире на 100 женщин приходится 101 мужчина.

Рекомендации к теме

Ведущие идеи: Население представляет собой основу материальной жизни общества, активный элемент нашей планеты. Люди всех рас, наций и народностей одинаково способны к участию в материальном производстве и в духовной жизни.

Основные понятия: демография, темпы роста и темпы прироста населения, воспроизводство населения, рождаемость (коэффициент рождаемости), смертность (коэффициент смертности), естественный прирост (коэффициент естественного прироста), традиционный, переходный, современный тип воспроизводства, демографический взрыв, демографический кризис, демографическая политика, миграция (эмиграция, иммиграция), демографическая ситуация, половозрастная структура населения, половозрастная пирамида, ЭАН, трудовые ресурсы, структура занятости; расселение и размещение населения; урбанизация, агломерация, мегалополис, раса, этнос, дискриминация, апартеид, мировые и национальные религии.

Навыки и умения: уметь рассчитывать и применять показатели воспроизводства, обеспеченности трудовыми ресурсами (ЭАН), урбанизации и др. для отдельных стран и групп стран, а также анализировать и делать выводы (сравнивать, обобщать, определять тенденции и последствия этих тенденций), читать, сравнивать и анализировать половозрастные пирамиды различных стран и групп стран; используя карты атласа и других источников характеризовать изменения основных показателей по территории мира, давать характеристику населения страны (региона) по плану с использованием карт атласа.