РАССЕЛЕНИЕ И РАЗМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Процесс распределения и перераспределения населения по территории называется расселением. Пространственный рисунок расселения называется размещением населения.

Основные закономерности размещения населения.

Около 70% населения сосредоточено на 7% территории, а 15% суши - совсем необжитые территории.
в северном полушарии проживает 90% населения свыше 50% населения - до 200 м над уровнем моря, а до 45 - до 500 м около 30% - на расстоянии не более 50 км от берега моря, а 53% - в 200-км прибрежной полосе.
в восточном полушарии сосредоточено 80% населения большинство населения проживает свыше 1000 м в Боливии, Мексике, Перу, Эфиопии, Афганистане.
средняя плотность: 45 чел./км2 лишь в Боливии, Перу и Китае (Тибет) граница обитания человека превышает 5000 м
на 1/2 суши плотность населения менее 5 чел./км2
максимальная плотность населения: Бангладеш - 700 чел./км2


В небольших, преимущественно островных государствах плотность еще выше, чем в бангладеш: в Сингапуре - более 5600, на Мальдивах - 900, на Мальте - 1200, в Монако - 16400 чел. На 1 кв. Км.


Рекомендации к теме

Ведущие идеи: Население представляет собой основу материальной жизни общества, активный элемент нашей планеты. Люди всех рас, наций и народностей одинаково способны к участию в материальном производстве и в духовной жизни.

Основные понятия: демография, темпы роста и темпы прироста населения, воспроизводство населения, рождаемость (коэффициент рождаемости), смертность (коэффициент смертности), естественный прирост (коэффициент естественного прироста), традиционный, переходный, современный тип воспроизводства, демографический взрыв, демографический кризис, демографическая политика, миграция (эмиграция, иммиграция), демографическая ситуация, половозрастная структура населения, половозрастная пирамида, ЭАН, трудовые ресурсы, структура занятости; расселение и размещение населения; урбанизация, агломерация, мегалополис, раса, этнос, дискриминация, апартеид, мировые и национальные религии.

Навыки и умения: уметь рассчитывать и применять показатели воспроизводства, обеспеченности трудовыми ресурсами (ЭАН), урбанизации и др. для отдельных стран и групп стран, а также анализировать и делать выводы (сравнивать, обобщать, определять тенденции и последствия этих тенденций), читать, сравнивать и анализировать половозрастные пирамиды различных стран и групп стран; используя карты атласа и других источников характеризовать изменения основных показателей по территории мира, давать характеристику населения страны (региона) по плану с использованием карт атласа.