РЕСУРСЫ МИРОВОГО ОКЕАНА

Океан представляет собой огромную кладовую природных ресурсов, которые по своему потенциалу вполне сравнимы с ресурсами земной суши.

Это, прежде всего сама морская вода, запасы которой поистине колоссальны и составляют 1370 млн. км3, или 96,5% всего объема гидросферы. Кроме того, морская вода - это своеобразная "живая руда", содержащая 75 химических элементов. Еще древние египтяне и китайцы научились добывать из нее соль, которую и теперь получают в больших количествах. Соляные промыслы на китайском побережье существуют уже более 5 тыс. лет. На линии берега длиной в 8 тыс. км они занимают свыше 400 тыс. га, а годовая добыча соли достигает 20 млн. т.

Морская вода служит также важным источником получения магния, брома, йода и других химических элементов.

Это также минеральные ресурсы дна Океана. Среди ресурсов континентального шельфа наибольшее значение имеют нефть и природный газ; по большинству оценок, на них приходится не менее 1/3 общемировых запасов. Твердые ископаемые шельфа - коренные и россыпные - добывают с помощью наклонных шахт и драг (конечно, если не считать такой поистине "золотой жилы", как сокровища затонувших судов, которые все чаще становятся добычей современных "рыцарей наживы"). А главное богатство глубоководного ложа Океана - железо-марганцевые конкреции. Эти конкреции (минеральное образование округлой формы и бурой окраски) встречаются во всех океанах, образуя на дне настоящую "мостовую". Их общие запасы оцениваются в 2-3 трлн. т, а доступные для извлечения - в 250-300 млрд. т. Самые большие площади конкреции занимают на дне Тихого океана. В настоящее время изучаются возможности их промышленной разработки.

Далее, это энергетические ресурсы Мирового океана, заключенные в суточных приливно-отливных движениях, в энергии морских волн и температурного градиента. Потенциал их огромен.

Суммарная мощность приливов на нашей планете оценивается учеными от 1 до 6 млрд. кВт, причем даже первая из этих цифр намного превышает энергию всех рек земного шара. Установлено, что возможности для сооружения крупных приливных электростанций имеются в 25- 30 местах. Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США. В них есть прибрежные районы, где высота прилива достигает 10-15 м и более.

Наконец, это биологические ресурсы Мирового океана - животные (рыбы, млекопитающие, моллюски, ракообразные) и растения, обитающие в его водах. Биомасса Океана насчитывает 140 тыс. видов, а ее общий объем оценивается в 35 млрд. т. Но основная ее часть приходится на фитопланктон и зообентос, тогда как на нектон (рыбы, млекопитающие, кальмары, креветки и др.) - всего немногим свыше 1 млрд. т.

В Мировом океане, как и на суше, есть более и менее продуктивные области-акватории. По этому признаку они подразделяются на очень высокопродуктивные, среднепродуктивные, малопродуктивные и наиболее малопродуктивные. К числу самых продуктивных акваторий Мирового океана, которые В. И. Вернадский назвал "сгущениями жизни", относятся прежде всего расположенные в более северных широтах Норвежское, Северное, Баренцево, Охотское, Японское моря, а также открытые северные части Атлантического и Тихого океанов.

Однако большинство промысловых рыб и животных в Мировом океане также нуждается в охране.

Рекомендации к теме

Ведущие идеи: географическая среда - необходимое условие жизни общества, развития и размещения населения и хозяйства, при этом в последнее время снижается влияние ресурсного фактора на уровень экономического развития страны, но возрастает значение рационального использования природных ресурсов и экологического фактора.

Основные понятия: географическая (окружающая) среда, рудные и нерудные полезные ископаемые, рудные пояса, бассейны полезных ископаемых; структура мирового земельного фонда, южный и северный лесные пояса, лесистость; гидроэнергетический потенциал; шельф, альтернативные источники энергии; ресурсообеспеченность, природно-ресурсный потенциал (ПРП), территориальное сочетание природных ресурсов (ТПСР), районы нового освоения, вторичные ресурсы; загрязнение окружающей среды, экологическая политика.

Навыки и умения: уметь давать характеристику природных ресурсов страны (региона) по плану; использовать различные методы экономической оценки природных ресурсов; давать характеристику природных предпосылок для развития промышленности, сельского хозяйства страны (региона) по плану; давать краткую характеристику размещения основных видов природных ресурсов, выделять страны "лидеры" и "аутсайдеры" по обеспеченности тем или иным видом природных ресурсов; приводить примеры стран, не обладающих богатыми природными ресурсами, но достигших высокого уровня экономического развития и наоборот; приводить примеры рационального и нерационального использования ресурсов.