ЦВЕТНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ.

Эта отрасль по объему производства металлов уступает черной металлургии примерно в 20 раз. Тем не менее, значение ее очень велико. В первую очередь это относится к таким ведущим отраслям цветной металлургии, как алюминиевая и медная промышленность.

Размещение предприятий цветной металлургии складывается под влиянием многих природных и экономических факторов.

Раньше предприятия цветной металлургии размещались преимущественно вблизи источников сырья, так как преобладала металлургия тяжелых металлов (меди, олова и др.), т.к. руды тяжелых металлов отличаются низким содержанием металла в руде.

В середине ХХ века ускоренно развивалась металлургия легких цветных металлов (особенно алюминиевая промышленность). Поэтому усилилась энергетическая ориентация в размещении отрасли. Поэтому заводы строятся вблизи источников дешевой энергии.

С 1979-х годов стало возрастать значение вторичного сырья, поэтому усилилась ориентация на потребителя.

96% веса производимых цветным металлов приходится на алюминий, медь, цинк и свинец.

Мировое производство алюминия в середине 90-х годов составило 20 млн. т. При этом Европа (включая Россию) произвела 6,6 млн. т. Северная Америка - 6,4 млн. т, Латинская Америка - 2,1 млн. т, Азия - 1,7 млн. т, Австралия и Океания - 1,7 млн. т и Африка - 0,9 млн. т. К числу ведущих экспортеров алюминия относятся Россия, Канада, Австралия, Норвегия, а импортеров - Япония, США, ФРГ.

Мировая выплавка меди - около 10 млн. т. К числу главных производителей этого металла относятся Чили, США, Канада, страны СНГ, Китай, Австралия, Замбия, Польша, Перу, Индонезия. Главные экспортеры рафинированной меди - Чили, Замбия, Конго, а импортеры - США, ФРГ, Франция, Италия, Япония.

В последние два-три десятилетия наметился сдвиг цветной металлургии из экономически развитых в развивающиеся страны, которые производят уже более 4/5 всей меди и более 1/3 алюминия. Этот сдвиг лишь отчасти объясняется потребностями их индустриализации. Главную роль играет политика переноса "грязных" производств из стран Севера в страны Юга. Но основными потребителями цветных металлов по-прежнему остаются страны Европы, Северной Америки и Япония.

Рекомендации к теме

Ведущие идеи: углубить и подтвердить основные положения темы 4 география мирового хозяйства.

Основные понятия: "верхние и "нижние этажи" отраслей, товарное, потребительское сельское хозяйство, плантационное, фермерское хозяйство, "зеленая революция", агробизнес, мировая транспортная система, региональная транспортная система, портово-промышленный комплекс, транспортные узлы, контейнеризация.

Навыки и умения: уметь анализировать и объяснять характер размещения отраслей мирового хозяйства, используя знания о факторах и принципах размещения, технико-экономических особенностей отрасли, отраслях международной специализации; осуществлять систематизацию, сравнение и обобщение по материалам темы; давать характеристику отрасли по плану, давать характеристику природным предпосылкам для развития промышленности и сельского хозяйства страны (региона) по плану.