ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

К водному транспорту относится морской и внутренний водный транспорт.

Морской транспорт обеспечивает 4/5 всей международной торговли. Общая протяженность морских трасс измеряется миллионами километров. Морские суда перевозят главным образом массовые грузы - наливные (нефть), навалочные и насыпные. Но "контейнерная революция" на морском транспорте привела к увеличению транспортировки так называемых генеральных грузов, т. е. готовых изделий и полуфабрикатов. Среди контейнерных линий, опоясывающих весь Земной шар, уже есть и регулярные кругосветные линии.

Морские перевозки обслуживает морской торговый флот, тоннаж (валовая вместимость) которого превышает 450 млн. т. До энергетического кризиса середины 70-х годов половину этого тоннажа составляли танкеры, но затем их доля заметно уменьшилась, тогда как доля сухогрузов возросла. Морские суда плавают под флагами почти 160 стран, но примерно 2/3 их общего тоннажа приходится на страны "первой десятки".

Таблица 21. Первые десять стран мира по размерам тоннажа торгового флота

Страна Тоннаж, в млн. т Страна Тоннаж, в млн. т
1. Панама 62 6. Норвегия 20
2. Либерия 58 7. Япония 18
3. Греция 29 8. Мальта 15
4. Кипр 23 9. Китай 15
5. Багамские о-ва 22 10. США 14

В этой таблице обращает на себя внимание наличие очень большого морского флота у некоторых развивающихся стран. Это объясняется тем, что под "удобными флагами" Панамы, Либерии, Кипра, Багамских островов на самом деле плавают суда Японии, США, ФРГ, Великобритании и других стран Запада. До недавнего времени в состав "первой десятки" входила и Россия.

Общее число морских портов на всех морях и океанах превышает 2,2 тысячи. Но так называемых мировых портов, т. е. портов-гигантов, перегружающих ежегодно более 50 млн. т грузов, всего немногим более 30. В том числе 12 из них имеют грузооборот, превышающий 100 млн. т в год; среди них особо выделяются Роттердам (ок. 300 млн. т) и Сингапур (270 млн. т). В большинстве своем крупнейшие порты мира принадлежат к числу универсальных. Но наряду с ними имеются и специализированные порты: нефтяные (Мина-эль-Ахмади, Рас-Таннура, Харк, Тампико, Валдиз), угольные (Ричардс-Бей), железорудные (Тубаран).

По размерам перевозок первое место принадлежит Атлантическому, второе - Тихому, третье - Индийскому океану.

Очень большое влияние на географию морского транспорта оказывают международные морские каналы, особенно Суэцкий и Панамский. Через Суэцкий канал перевозится до 350 млн. т грузов в год. Он сокращает путь между портами Европы и Азии в два-три раза.

Внутренний водный транспорт играет в мировом транспорте значительно меньшую роль. По грузообороту внутренних водных путей в мире выделяются США, Канада, Россия, ФРГ, Нидерланды, Китай. В этих же странах находится большинство важнейших каналов, связывающих речные системы (Береговой канал в США, Великий канал в Китае, канал имени Москвы в России). Главный район озерного судоходства в мире - Великие озера в США и Канаде, которые соединены с Атлантическим океаном глубоководным путем по р. Св. Лаврентия.

Рекомендации к теме

Ведущие идеи: углубить и подтвердить основные положения темы 4 география мирового хозяйства.

Основные понятия: "верхние и "нижние этажи" отраслей, товарное, потребительское сельское хозяйство, плантационное, фермерское хозяйство, "зеленая революция", агробизнес, мировая транспортная система, региональная транспортная система, портово-промышленный комплекс, транспортные узлы, контейнеризация.

Навыки и умения: уметь анализировать и объяснять характер размещения отраслей мирового хозяйства, используя знания о факторах и принципах размещения, технико-экономических особенностей отрасли, отраслях международной специализации; осуществлять систематизацию, сравнение и обобщение по материалам темы; давать характеристику отрасли по плану, давать характеристику природным предпосылкам для развития промышленности и сельского хозяйства страны (региона) по плану.