Мы живем в мире информации. Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств. Для того, чтобы правильно сориентироваться в мире, он запоминает полученные сведения (хранит информацию). В процессе общения с другими людьми человек передает и принимает информацию. В процессе достижения каких-либо целей он принимает решения (обрабатывает информацию).

Мир существует в трех основных формах: вещество, энергия, информация. Процессы, связанные с хранением, получением, обработкой и передачей информации называются информационными процессами.

С середины ХХ века начался постепенный переход от индустриального к информационному обществу.

В качестве критериев развитости информационного общества выступают:
  • широкое распространение персональных компьютеров;
  • уровень развития компьютерных сетей;
  • количество населения, занятого в информационной сфере.

Первое автоматическое вычислительное устройство было изобретено Чарльзом Бэббиджем в 1832 году. Первая ЭВМ появилась в 1946 году в США, первая отечественная ЭВМ появилась в 1950 году.

Двадцатый век предъявил серьезные требования к вычислительным устройствам, развитие физики требовало обработки огромных массивов информации. Важнейшим этапом развития вычислительной техники было создание первого персонального компьютера в 1976 году фирмой Apple. В начале 80-х годов началось массовое производство персональных компьютеров. Современные персональные компьютеры ушли далеко вперед по всем характеристикам, появились новые более совершенные носители информации.

В настоящее время существенной тенденцией в информатизации общества является переход от использования компьютеров в автономном режиме к использованию их в информационных сетях. Информационные сети создают реальную возможность быстрого и удобного доступа пользователя ко всей информации, накопленной человечеством.

Развитие глобальных компьютерных сетей началось в 80-е годы. В 1981 году в Интернет насчитывалось всего 213 компьютеров, в настоящее время в глобальной компьютерной сети насчитывается более 43 миллионов серверов.

Количество информации в современном мире стремительно возрастает. И для того, чтобы ориентироваться в этом потоке, необходимо обладать информационной культурой, т.е. знаниями и умениями в области информационных технологий, а также быть знакомым с нравственными и юридическими нормами в этой сфере.

Важнейшей составной частью информационной культуры является соблюдение правил поведения, принятых при работе в Сети. Необходимо также знать и выполнять существующие законы, запрещающие нелегальное копирование и использование программного обеспечения.



Рекомендованная литература:

  1. Ефимова О., Морозов В., Угринович Н. Курс компьютерной технологии с основами информатики. Учебное пособие для старших классов. - М.: ООО "Издательство АСТ"; АВF, 2000 г.
  2. Задачник-практикум по информатике. В 2-х томах. /Под ред. И.Семакина, Е.Хеннера. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001 г.
  3. Компьютерные коммуникации.
  4. Информатика . 10-11 класс./Под ред. Н.В.Макаровой. - С.-Пб.,М., Харьков, Минск: Питер, 1999 г.
  5. Угринович Н. Информатика и информационные технологии. 10-11 класс- М.: Лаборатория Базовых Знаний, АО "Московские учебники", 2001 г.

Рекомендации к теме

Уважаемый ученик!

В Работе 1 представлены три темы, лежащие в основе курса "Информационные технологии". Надеемся, что Вы уже имеете минимальный опыт работы с компьютером и познакомились с его устройством еще в средних классах школы.

Тема "Компьютерные коммуникации. Интернет" вызывает большой интерес в последнее время, многие молодые люди проводят в глобальной сети почти все свое свободное время. Хочется напомнить, что виртуозное владение Интернет подразумевает не просто умение "бродить" в сети и посещать время от времени интересные "чат'ы", но и разбираться в принципах организации информации в глобальной сети, разбираться в ее структуре, протоколах, уметь настраивать браузер и почтовые программы, знать и соблюдать этику работы в Интернет. Ну и конечно использовать сеть по самому важному из ее назначений - для расширения своего кругозора.

Мы не рассматривали в этом курсе технологию создания Web-сайтов, полагая, что минимальные знания для создания домашней веб-страницы можно почерпнуть из дополнительной литературы. Создание же сайтов на профессиональном уровне требует определенной подготовки, в основе которой лежат навыки работы с текстом и графикой, а также умение программировать.

Тема "Логика" обычно вызывает некоторое недоумение учащихся, не все понимают важность изучения данной темы. Хочется отметить, что знание логики важно не только как основа для дальнейшего изучения языков программирования и принципов работы с базами данных, но и как "тренажер" для развития особого типа мышления. Человек, преуспевший в изучении логики, имеет огромные преимущества в общении. Очень лестно услышать в свой адрес: "Логично", "в Ваших рассуждениях присутствует логика".