Для большинства индивидуальных пользователей доступным по цене является доступ в Интернет по коммутируемым телефонным каналам со скоростью до 56 Кбит/с. Подключение по коммутируемым телефонным линиям обеспечивается провайдерами услуг Интернета.

При выборе провайдера целесообразно, во-первых, получить от него информацию о количестве и пропускной способности каналов, соединяющих его с Интернетом. Чем больше таких каналов и их пропускная способность, тем надежнее и быстрее ваша работа в Интернете. Во-вторых, полезно знать, каким количеством входных телефонных линий располагает провайдер. Чем оно больше, тем быстрее можно до него дозвониться. Наконец, в-третьих, в целях экономии, необходимо выяснить схему оплаты и стоимость подключения.

Скорость модуляции и скорость передачи данных. Для подключения компьютера к телефонной линии используется модем. На выходе компьютера данные представлены в форме последовательностей электрических импульсов, которые модем преобразует в модулированный аналоговый сигнал.

В простейшем случае производится амплитудная модуляция, когда амплитуда несущей (аналогового синусоидального сигнала) скачкообразно меняется и принимает одно из двух возможных значений. В процессе частотной модуляции скачкообразно меняется частота аналогового сигнала, а при фазовой модуляции - фаза сигнала. В каждом из этих случаев имеется два возможных состояния несущего аналогового сигнала и, соответственно, каждое его изменение несет информацию 1 бит.

Скорость модуляции характеризуется количеством переключений с одного аналогового сигнала на другой за 1 секунду и измеряется в бодах. Например, если за одну секунду изменение аналогового сигнала происходит 9600 раз, то скорость модуляции составляет 9600 бод. Однако практически важной характеристикой модема являются скорость передачи данных, измеряемая в битах в секунду (сокращенно бит/с).

Если применяется только один вид модуляции (например, только амплитудная модуляция), то 1 бод соответствует 1 бит/с и скорость передачи данных в вышеуказанном случае составляет 9600 бит/с. Если одновременно реализуются два вида модуляции (например, амплитудная и частотная), то при каждом изменении аналогового сигнала происходит выбор одного из четырех состояний и, следовательно, каждое такое изменение несет 2 бита информации.

Стандарты скорости передачи данных (протоколы модемной связи). Скорость передачи данных определяются используемой скоростью и методом модуляции, которые стандартизированы протоколами модемной связи для того, чтобы модемы могли "понимать" друг друга. Первый "древний" модемный протокол давал возможность модемам обмениваться информацией со скоростью всего лишь 300 бит/с. Затем, по мере совершенствования модемной связи, различными фирмами разрабатывались различные более высокоскоростные "фирменные" протоколы, которые обычно затем стандартизировались.

В 1994 году был принят стандартный протокол V.34, который обеспечивает скорость передачи данных до 28 800 бит/с, в 1996 году он был усовершенствован, получил название V.34+ и стал обеспечивать скорость передачи до 33 600 бит/с.

Современные модемы могут обеспечить скорость передачи до 57 600 бит/с, которая достигается при использовании "фирменных" протоколов х2 или K56Flex и стандартного протокола V.90. Обычно современные модемы поддерживают также несколько принятых ранее протоколов, что позволяет сохранить возможность обмена информацией с ранее выпущенными модемами.

Для того, чтобы определить протокол, по которому будут обмениваться информацией два модема, сначала между ними производится обмен специальными сигналами, с помощью которых модемы сообщают друг другу перечень поддерживаемых протоколов. Процесс установления соединения (по-английски handshaking, т.е. рукопожатие) сопровождается характерным свистом различной частоты, который можно слышать из динамика модема. В результате модемы выбирают для обмена информацией наиболее высокоскоростной протокол, из имеющихся у обоих модемов.

Браузеры. Глобальная компьютерная сеть Интернет включает в себя более 100 миллионов серверов, на которых размещены миллиарды Web-страниц. Web-страницы с помощью гиперссылок связаны между собой и образуют Всемирную паутину. Для путешествий по Всемирной паутине используются специальные программы - браузеры. Браузер загружает Web-страницу и отображает ее в соответствии с тэгами языка разметки гипертекста (HTML). Браузеры существуют для всех операционных систем, например, для MS-DOS - Arachne, для Windows - Microsoft Internet Explorer, Netscape Communicator, NeoPlanet, Opera и др.

Загрузка Web-страниц. Для просмотра в браузере определенной Web-страницы в текстовое поле Адрес: необходимо ввести адрес Web-страницы (URL - Universal Resourse Locator). URL включает в себя протокол доступа, доменное имя или IP-адрес сервера и путь к Web-странице. Например, URL для начальной страницы сайта "Информатика 2000" можно записать в следующих формах:
      http://schools.keldysh.ru/info2000/index.htm
      http://194.226.57.46/info2000/index.htm

Если начальная страница сайта имеет имя index.htm, то в URL ее имя можно не указывать (по умолчания в браузер из указанного каталога загружается страница с именем index.htm).

Для поиска информации в Интернете используются специальные поисковые сервера, которые содержат постоянно обновляемую информацию о Web-сайтах, файлах, e-mail адресах и других информационных ресурсах Интернета. Различные поисковые сервера могут использовать различные механизмы поиска, хранения и предоставления пользователю информации.

Поисковые сервера Интернета можно разделить на две группы: поисковые системы общего назначения и специализированные поисковые системы.

Поисковые системы общего назначения. Поисковые системы общего назначения позволяют находить документы во Всемирной паутине по ключевым словам, которые вводятся в поле поиска и/или с помощью иерархической системы каталогов.

Поисковые машины. Автоматическое заполнение баз данных поисковых систем производится роботизированными системами (Search Engines). Специальная программа-робот, которую называют паук (spider), постоянно обходит Интернет в поисках новой информации, которую она вносит в базу данных. База данных содержит URL-адреса и проиндексированную информацию, связанную с этими адресами.

Мощная поисковая машина обходит весь Интернет за несколько дней. При этом составляется новый индекс - опись доступных ресурсов. При каждом новом цикле обхода индекс обновляется, и старые недействительные адреса удаляются.

При поиске по ключевым словам в поле поиска вводится одно или несколько ключевых слов, которые, по мнению пользователя, являются главными для искомого документа. Можно также использовать сложные запросы, использующие логические операции, шаблоны и т.д.

Каталоги. Каталоги составляются редакторами, просматривающими каждый новый сайт до его включения в индекс. В процессе наполнения каталогов могут участвовать и сами разработчики сайтов при его регистрации в поисковой системе. Каталоги обычно организованы в соответствии с предметной классификацией.

Качество систематизации сайтов при этом выше, чем у поисковых машин, но люди не могут успеть за темпами расширения и изменения Интернета: индекс популярного каталога Yahoo! содержит лишь немногим более миллиона записей.

Интерфейс каталогов содержит список разделов, в которые сгруппированы ссылки на URL-адреса наиболее важных документов. Каждая ссылка обычно аннотирована, т.е. содержит краткое описание содержания документа.

Наиболее популярными поисковыми системами общего назначения в рускоязычном Интернете (Рунете) являются Яндекс (www.yandex.ru), Rambler (www.rambler.ru) и Апорт (www.aport.ru), а в англоязычном - Yahoo! (www.yahoo.com).

Важными показателями качества поискового сервера являются:

  • объем базы данных (количество документов);
  • скорость обхода Интернета программным роботом (с этим связана скорость обновления информации в базе данных);
  • алгоритм индексации (только по ключевым словам Web-страницы или по всему тексту);
  • возможности расширенного поиска с использованием языка запросов;
  • структура системы каталогов.


Рекомендованная литература:

  1. Ефимова О., Морозов В., Угринович Н. Курс компьютерной технологии с основами информатики. Учебное пособие для старших классов. - М.: ООО "Издательство АСТ"; АВF, 2000 г.
  2. Угринович Н. Информатика и информационные технологии. 10-11 класс- М.: Лаборатория Базовых Знаний, АО "Московские учебники", 2001 г.
  3. Интернет. Энциклопедия. Второе издание./ Под ред. Л. Мелиховой. - С.-Пб., М., Харьков, Минск: Питер, 2001 г.

Рекомендации к теме

Уважаемый ученик!

В Работе 1 представлены три темы, лежащие в основе курса "Информационные технологии". Надеемся, что Вы уже имеете минимальный опыт работы с компьютером и познакомились с его устройством еще в средних классах школы.

Тема "Компьютерные коммуникации. Интернет" вызывает большой интерес в последнее время, многие молодые люди проводят в глобальной сети почти все свое свободное время. Хочется напомнить, что виртуозное владение Интернет подразумевает не просто умение "бродить" в сети и посещать время от времени интересные "чат'ы", но и разбираться в принципах организации информации в глобальной сети, разбираться в ее структуре, протоколах, уметь настраивать браузер и почтовые программы, знать и соблюдать этику работы в Интернет. Ну и конечно использовать сеть по самому важному из ее назначений - для расширения своего кругозора.

Мы не рассматривали в этом курсе технологию создания Web-сайтов, полагая, что минимальные знания для создания домашней веб-страницы можно почерпнуть из дополнительной литературы. Создание же сайтов на профессиональном уровне требует определенной подготовки, в основе которой лежат навыки работы с текстом и графикой, а также умение программировать.

Тема "Логика" обычно вызывает некоторое недоумение учащихся, не все понимают важность изучения данной темы. Хочется отметить, что знание логики важно не только как основа для дальнейшего изучения языков программирования и принципов работы с базами данных, но и как "тренажер" для развития особого типа мышления. Человек, преуспевший в изучении логики, имеет огромные преимущества в общении. Очень лестно услышать в свой адрес: "Логично", "в Ваших рассуждениях присутствует логика".