Программа "Мировая художественная культура" охватывает период развития искусства, начиная с века Просвещения (середина XVII - весь XVIII век) и заканчивая первой половиной XX века.

Тема 1 посвящена веку Просвещения и рассматривает синхронное развитие зарубежной литературы, изобразительного искусства и музыки на протяжении почти 150 лет - до начала XIX века. Историки называют нам три очага Просвещения в Западной Европе, в которых мы сможем проследить идеи Просвещения в развитии мировой художественной культуры: Англия, Франция, Германия. В каждом из этих очагов Просвещения решались свои особые задачи смены общественного строя. В Англии - это установление конституционной монархии, во Франции - республиканского строя, в Германии основной была идея объединения разрозненных немецких земель. В связи с этим, мы сможем проследить идеи Просвещения в каждой из этих стран через разные виды искусства. В Англии это будет литература, во Франции - живопись, в Германии - музыка.

Идеи Просвещения в зарубежной литературе.

Наше знакомство с художественной культурой Просвещения мы начнем с представителей английской литературы.

Даниэль Дефо - основоположник английского просветительского романа. Его знаменитое произведение "Робинзон Крузо" - роман-притча о человеке, гимн труду, ясной человеческой мысли, способности человека преодолеть все трудности. Ему присущи все черты идеального буржуазного героя. Идея робинзонады проходит через все это произведение. Композиция включает четыре части повествования (в четвертой части герой Дефо путешествует по России, останавливается в Сибири, исповедуется перед ссыльными). Особую популярность роману принес его язык - простой, разговорный. По количеству изданий роман превосходил все мыслимые издания. Прототип Робинзона - английский моряк Александр Селькирк, который участвовал в бунте на корабле и был высажен на необитаемый остров, где провел в одиночестве 4 года и одичал. Робинзон проводит на острове 28 лет и сохраняет полную ясность и трезвость ума, так как с ним весь опыт человечества. Вера в то, что все люди рождаются равными и свободными, вера в силу просвещения и воспитания, вера в человеческий разум - вот, что утверждает Дефо своим произведение.

Другой тип европейского Просвещения представляет английский писатель Джонатан Свифт. Свой роман "Путешествие Гулливера" он написал как пародию на популярный роман "Робинзон Крузо", как сатиру на английскую действительность, грозное предупреждение писателя обществу, живущему по законам "йеху" (человеко-зверей). Автор вместе с читателем путешествует по страницам романа в поисках идеальной формы справедливого общественного устройства. Свифт полемизирует с Дефо, осмеивает буржуазные идеалы, которые Дефо поднимает до идеалов общечеловеческих, опровергает робинзонаду. Следует отметить особое место Свифта в идеологии Просвещения, сатирические приемы в романе, значение фантастических образов и ситуаций для подчеркивания абсурдности происходящего. Образ Гулливера предстает перед нами как отличный от Робинзона тип просветителя - наблюдающий со стороны и вскрывающий язвы человеческого общества.

Еще один представитель английской литературы - поэт Роберт Бернс прославляет достоинства красоты и ума человека из народа. Почитайте его замечательные стихи и оцените стиль и остроту его ума.

С философией и эстетикой европейского Просвещения, сыгравшую важную роль в подготовке Французской буржуазной революции, в формировании проблемы "естественного человека", Вы можете познакомиться по произведениям французского философа, писателя и поэта Вольтера, в том числе его философской повести "Кандид", которую мы рекомендуем Вам прочитать. Вы узнаете, как Вольтер относится к сильным мира сего, как его герой находит идеальную страну Эльдорадо - мечту Вольтера и просветительскую утопию. Знакомясь с французской литературой, Вы узнаете, что Ж.Ж.Руссо придавал огромное значение воспитанию и просвещению человека, а писатели-энциклопедисты во главе с Д.Дидро боролись с деспотизмом и невежеством.

Немецкая литература представлена творчеством драматурга и поэта Фридриха Шиллера, в творчестве которого можно проследить тему коварства и любви (пьесы "Разбойники" и "Коварство и любовь"). Идеи Просвещения прослеживаются также в творчество И.В.Гете периода "бури и натиска" ("Прометей" и роман "Страдания молодого Вертера"). Появление в творчестве Гете нового героя "мученика мятежного", который отказывается от борьбы, добровольно уходит из жизни и погибает.

Просвещение в зарубежном изобразительном искусстве.

Классическим направлением в английской живописи XVIII века является творчество Д.Рейндольса - мастера парадного портрета. Сентиментальное направление в английской живописи представлено в произведениях Т.Гейнсборо, пример поэтического, тонкого, одухотворенного лиризма - картина "Дама в голубом".

Просветительский реализм в английском изобразительном искусстве представлен творчеством Уильяма Хогарта. В его произведениях мы находим сатиру, воспитательные задачи творчества, обращение к широкому зрителю. Нравоучительные серии гравюр Хогарта "Выборы в парламент", "Карьера падшей женщины", "Карьера мота", "Модный брак" позволили художнику рассказать о язвах современного ему общества. На его картинах разворачивается английская действительность. Гениальное предвидение живописи будущего Хогарт делает в портрете "Девушка с креветками". Он пишет его в стиле импрессионизма.

Французская живопись стиля рококо в которой ощущается легкость, пасторальность сюжета, причудливость форм, галантность, фривольность присуща таким художникам как Ф.Буше и Ж.Фрагонар. Тонкий психологизм и поэтичность являются основными качествами произведений А.Ватто ("Отплытие на остров Цитеру", "Жеманница", "Качели").

Живопись быта, произведения созданные в стиле просветительского реализма присущи творчеству французского художника Жака Батиста Симеона Шардена. Гимн третьему сословию, душевная гармония людей труда, высокое чувство человеческого достоинства - главная тема картин Шардена ("Прачка", "Возвращение с рынка", "Медный бак", натюрморт "Атрибуты искусств"). В его произведениях классическая композиция сочетается с изысканной простотой, тонкостью цветовых соотношений передающих взаимосвязь вещей, что является определяющим признаком искусства Шардена.

Главным рупором французского Просвещения был Жак-Луи Давид, который в поисках общественного идеала обратился к античной истории борьбы за республику, что воплотилось в его картинах "Клятва Горациев", "Брут", "Мертвый Марат", высоко оцененных современниками Давида.

Идеи Просвещения мы можем также проследить в творчестве французского скульптора Жана Антуана Гудона, который является великолепным представителем изобразительного искусства. Подтверждением этого является скульптурный портрет Вольтера - утверждение непобедимой силы разума, который Вы можете увидеть при посещении знаменитого Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Идеи Просвещения в зарубежной музыке.

Идеи Просвещения в зарубежной музыке начала XVIII века мы можем проследить в. скрипичных концертах А.Вивальди ("Времена года"), музыке Французской революции, героических операх К.В.Глюка ("Орфей", "Ифигения в Тавлиде").

Однако, говорить о появлении нового гуманистического искусства, воплотившего в себе идеи Просвещения, принято с появлением на музыкальном Олимпе имени Иогана Себастьяна Баха. Композитор использует народные источники в своих сочинениях, обращается к демократической аудитории, сочетает традиции и новаторство, полифонию и гомофонию в своем творчестве. Его наследие отличается многообразием музыкальных жанров: оратории, кантаты, органная и клавирная музыка, песни и сочинения для оркестра. В оратории "Магнификат", вокально-инструментальном произведении для хора, солистов и оркестра, Бах использует интонации протестантского хорала, мелодии народных танцев. Подлинно новаторскими являются произведения Баха, которые он написал на тексты всех четырех Евангелий. В "Страстях по Матфею", Бах предстает как автор изумительных по красоте мелодий, в чем Вы сможете убедиться, прослушав арию Петра № 47.

Венская классическая школа музыки представлена творчеством И.Гайдна, чьей заслугой является создание симфонического оркестра, состав которого не изменился до настоящего времени. Самым известным произведением Гайдна является "Прощальная симфония"(№45), исполняемая по традиции при свечах.

Но подлинное воплощение идей европейского Просвещения мы можем наблюдать в творчестве великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта, которое вмещало в себе трагизм личной судьбы и оптимистический пафос музыки. Его произведения отличаются многогранностью и единством стиля, многообразием форм (сонаты, мессы, симфонии, оперы, инструментальная музыка), преобладанием сонатной формы во всех музыкальных жанрах, театральностью, праздничностью ("Маленькая ночная серенада"). Моцарт осуществил реформу оперной драматургии. В опере "Свадьба Фигаро" ощущаются идеи просветительского реализма и предвосхищение романтического симфонизма. Самым философским произведением Моцарта является опера "Волшебная флейта - последняя опера Моцарта, наполненная яркими музыкальными образами. Итогом творчества композитора является гениальный "Реквием", заупокойная месса, написанная на текст католической молитвы, которая продолжает традиции великих предшественников Моцарта.

Рекомендации к теме

Вам предстоит познакомиться с произведениями литературы, музыки и изобразительного искусства эпохи Просвещения. Данные произведения были созданы в разных творческих методах, основными из которых были просветительский реализм и классицизм. Анализ музыкальных произведений искусства проводится по той схеме, которая предложена вам выше. Затруднение может вызвать русская музыка, представителями которой являются композиторы Березовский и Бортнянский. Эта музыка представлена в непривычной для Вас форме духовного хорового концерта. В нее надо вслушаться, попытаться понять слова, интонацию, динамику, ритм, которые составляют особое звучание, основанное на русском знаменном распеве, который до сих пор можно было услышать в русских православных церквях.

Анализ произведений изобразительного искусства проводится по известной Вам схеме. Поскольку живопись Просвещения очень "говорящая", особых затруднений у Вас возникнуть не должно. Нужно помнить о специфике творческих методов: классицизм обращается к античности, как к идеальному времени; просветительский реализм показывает реальную действительность, к которой примешивается иногда сатирическая нотка.