Хронологические рамки русского Просвещения мы можем обозначить следующим образом: вторая половина XVII - XVIII век.

В основу изменений общественного уклада на Руси середины XVII века легли реформы царя Алексея Михайловича, которые привели к такому важному историческому явлению как "раскол". В связи с этим мы не можем не упомянуть деятельность патриарха Никона и протопопа Аввакума. В результате церковной реформы произошло обращение к греческим образцам, разделение службы на всенощною и литургию, облачение священников в ризы, оформление икон в оклады, исправление ошибок в богослужебных книгах, введение нотной грамоты, многоголосного пения.

Изменения произошли и в светской культуре. Появились стихи и литература светского содержания, первые учебники (математика, грамматика). В литературных произведениях появились персональные портреты. С XVII века появляется светский протокол (подробное расписание деятельности высших чинов государства), который существует и сегодня. Светская музыка, ориентируется на западную гармонию.

В середине XVII века при царе Алексее Михайловиче зарождается русский театр, единственным зрителем которого был сам царь. Пьесы были мифологического содержания, а также на сюжеты Ветхого Завета.

Самым существенным завоеванием данного времени стало появление светской живописи. Художники мастерской Симона Ушакова обратились за разрешением "писать яко жив", в результате чего происходит появление живописных икон, парсуны (персонального портрета). Появляется "Нарышкинское барокко" как основной архитектурный стиль.

Все эти изменения являются историческим предвосхищением реформ царя Петра I, о которых далее пойдет речь.

Идеи Просвещения в русской литературе.

Правление Петра I тесно связано с расцветом русского Просвещения. Люди из народа становятся творцами русской художественной культуры. Многогранный талант М.В.Ломоносова приносит ему известность как ученому, поэту, художнику. Идеи просветительского классицизма реализуются в произведениях Г.Р.Державина (стихах и одах). Вершиной русского просветительского реализма является творчество писателя-революционера А.Н.Радищева ("Путешествие из Петербурга в Москву"). Большую роль, как писатель и историк, сыграл Н.М.Карамзин.

Идеи Просвещения в русском изобразительном искусстве.

Идеи Петра о просвещении российского общества, воспитания "новой породы людей", полезных обществу нашли отражение в изобразительном искусстве. Появляется целая плеяда молодых художников, которые в своем портретном творчестве оставили потомкам образы выдающихся людей эпохи Просвещения.

Одним из таких художников является И.Н.Никитин, который пишет целый ряд портретов. Среди них "Портрет напольного гетмана" (офицера-пограничника, защищавшего рубежи русского государства в XVIII веке); "Портрет царя Петра I(в круге)", где царь предстает перед нами неожиданно просто, как человек, страдающий вместе со своей Отчизной; "Портрет Петра I на смертном одре" - последний из портретов царя; "Портрет царевны Натальи Алексеевны". Во всех этих работах ощущается глубокая человечность высокое чувство долга, общественная значимость и реализм образов.

Другим представителем русского просветительского реализма в изобразительном искусстве является А.П.Антропов, который стремился запечатлеть образ современника, утвердить в нем идеи, отвечающие времени. К таким произведениям Антропова относятся портрет статс-дамы елизаветинского двора Измайловой и парадный портрет императора Петра III, в изображении которых явно ощущаются сатирические нотки.

В портретах другого художника Ф.С.Рокотова ощущается особое отношение художника и его модели. Наиболее известными произведениями являются "Портрет графа И.Орлова", портреты супругов Н.Е.Струйского и А.Н.Струйской, известной московской красавицы. В женских портретах Рокотова соединяется типичное и индивидуальное, поэтическая тонкость образов и воплощение мечты о духовной красоте человека. В этих произведениях мы отмечаем своеобразие цветового решения, "мерцание красок", что является отличительной особенностью творчества этого замечательного русского художника.

Перед нами предстает галерея портретной живописи еще одного художника эпохи русского Просвещения Д.Г.Левицкого, чьи портреты воспитанниц Смольного института (Алымовой, Хованской и Хрущевой и др.) отличает глубина и реалистичность живописи. К другим картинам Левицкого относятся: "Екатерина II Законодательница", портрет Урсулы Мнишек, портрет Демидова, портрет Д.Дидро.

Сентиментализм в русской живописи представляет В.Л.Боровиковский, кисти которого принадлежат очаровательные женские портреты (портрет Лопухиной, сестер Гагариных).

Нельзя не вспомнить творчество И.П.Аргунова (отца), написавшего "Портрет неизвестной в крестьянском костюме" и Н.И.Аргунова (сына), создавшего портреты Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой, знаменитой актрисы крепостного театра графа Шереметьева.

Своеобразие русского классицизма как главного метода в исторической живописи, представлено в живописных работах художника А.С.Лосенко. В его картине "Владимир и Рогнеда", "Прощание Гектора с Андромахой" мы ощущаем, как приемы классического письма сочетаются с русскими национальными традициями.

Особым образом представлено творчество замечательного скульптора XVIII века Ф.И.Шубина, работы которого наполнены сложной психологической характеристикой образов (портреты М.В.Ломоносова и Павла I).

Идеи Просвещения в русской музыке.

В эпоху Просвещения происходит расцвет хоровой музыкальной культуры в России. Появляется нотная запись вместо "крюковой". Русские композиторы сочетают в своем творчестве высокие традиции народной хоровой музыки с новыми чертами в ее развитии. Происходит ориентация на западноевропейскую гармонию в культовых песнопениях. Появляются новые музыкальные жанры: канты, гимны, кантаты.

Наиболее интересными сочинениями в данное время являются духовные концерты М.С.Березовского ("Не отвержи мене во время старости"), наполненные суровой, драматической интонацией. Трагическая судьба композитора, его рано оборвавшаяся жизнь сделали его героем нескольких произведений 19 века.

Другим русским композитором является Д.С.Бортнянский. Он продолжает традиции русского духовного концерта. Широта содержания, особая душевная отзывчивость музыки оценена западными композиторами, в том числе французским Г.Берлиозом, который написал о нем так: "Эти произведения отмечены мастерством, полнозвучностью гармоний и, что совершенно удивительно, необычайно свободным расположением голосов, великолепным презрением ко всем правилам, перед которыми преклонялись как предшественники, так и современники Бортнянского, и в особенности итальянцы, чьим учеником он считался".

О крепостных театрах, актерах и музыкантах Вы можете узнать, побывав в усадьбах русских помещиков Шереметьево, Кусково, Останкино, которые находятся в Москве.

Рекомендации к теме

Вам предстоит познакомиться с произведениями литературы, музыки и изобразительного искусства эпохи Просвещения. Данные произведения были созданы в разных творческих методах, основными из которых были просветительский реализм и классицизм. Анализ музыкальных произведений искусства проводится по той схеме, которая предложена вам выше. Затруднение может вызвать русская музыка, представителями которой являются композиторы Березовский и Бортнянский. Эта музыка представлена в непривычной для Вас форме духовного хорового концерта. В нее надо вслушаться, попытаться понять слова, интонацию, динамику, ритм, которые составляют особое звучание, основанное на русском знаменном распеве, который до сих пор можно было услышать в русских православных церквях.

Анализ произведений изобразительного искусства проводится по известной Вам схеме. Поскольку живопись Просвещения очень "говорящая", особых затруднений у Вас возникнуть не должно. Нужно помнить о специфике творческих методов: классицизм обращается к античности, как к идеальному времени; просветительский реализм показывает реальную действительность, к которой примешивается иногда сатирическая нотка.