На развитие художественной культуры 30-60-х годов XIX века оказало влияние утверждение новых буржуазных отношений в Западной Европе и в особенности буржуазно - демократическая революция 1848-1849 годов. Разочарование в романтизме повлекло возникновение нескольких творческих методов (натурализма, символизма, критического реализма). Критический реализм искусствоведы отмечают как ведущий. Его особенностью является критическое отношение современных мастеров искусств к действительности.

Критический реализм в зарубежной литературе.

История французского общества периода Реставрации и Июльской монархии отразилось в творчестве великого писателя Оноре Де Бальзака. "Человеческая комедия" Бальзака является историей нравов французского общества 30 - 60 годов XIX века. Принципы критического реализма легли в основу композиции романов и обрисовки героев. Во Франции существует энциклопедия бальзаковских героев, которая насчитывает две тысячи образов, встречающихся в сорока томах "Человеческой комедии". В романе "Отец Горио" типичное и индивидуальное сочетается в характеристиках героев. Эжен Растиньяк - тип преуспевающего и делового молодого честолюбца (сразу трудно определить, кто он - герой или антигерой). Бальзак виртуозно владеет искусством психологического портрета. Истинно рембрандтовская живопись используется автором, цвет и звук играют важную роль в создании художественного образа литературного героя. Произведение "Шагреневая кожа" исполнено с философской глубиной и композиционным совершенство построения. Многогранность, широта и титаническая мощь творческого гения Бальзака признавалась многими художниками в том числе и романтиками, чьим соратником и ниспровергателем он был. "Творец "человеческой комедии" принадлежит к могучей природе писателей-революционеров… он вступает врукопашную с современным обществом и побеждает" - пишет о нем В.Гюго.

Реалистическое начало ощущается в творчестве Проспера Мериме. Знаменитая новелла "Кармен" - экзотический антураж в соединении с реалистической обрисовкой характеров, совершенством стиля и слога.

Характеристику французского общества эпохи Реставрации мы встречаем в романе А.Стендаля "Красное и черное". Глубокий психологизм героев сочетается с широтой типизации и неповторимой индивидуальность в обрисовке образов, что является своеобразием реалистической манеры Стендаля.

Социально - исторической типичностью отличаются характеристики героев в произведениях английского писателя Чарльза Диккенса. Его романы, посвященные судьбам детей ("Оливер Твист", "Домби и сын", "Давид Копперфильд"), обличают лицемерные законы английского общества середины XIX века, рисуют яркие картины, вскрывающие сущность работных домов ("бастилий для бедных"), бесчеловечную эксплуатацию труда детей, власть денег над душами людей, рисуют портретные характеристики образа жизни и мыслей различных слоев английского общества. Важную роль играет в творчестве Диккенса психологический портрет, создание характера путем выделения одной основной черты героя, проявление этой черты через среду, через вещи, окружающие героя, через его речь, манеры, внешность, общение с другими людьми. Диккенс создал галерею забавных, добрых и беззащитных "чудаков" с высокими нравственные идеалами. Через них мы ощущаем непримиримость писателя ко всем формам проявления лицемерия и эгоизма, веру в победу добра.

Критический реализм в зарубежном изобразительном искусстве.

К произведениям критического реализма 30 - 60-х годов можно с полным правом отнести Политическую сатиру французского художника Оноре Домье (литографии "Убийство на улице Транснонен", "Законодательное чрево", "Этого можно отпустить на свободу…", "Новый Галилей"). Его литографиям О.Бальзак дал следующую характеристику: "В этом молодце, дети мои, спрятан Микеланджело!". Целая серия глубоко положительных героев создана в живописных полотнах Домье ("Прачка", картины о Дон-Кихоте). В них ощущается глубокий гуманизм, сердечная доброта и жалость к людям, философская обобщенность образов, а также сложный, тонкий колористический строй.

Дальнейшее развитие реализма мы можем проследить в творчестве французского художника Франсуа Милле. Он обращается к теме тяжелой доли крестьянина ("Анжелюс", "Крестьянин с мотыгой", "Собирательницы хвороста"). К его картине "Анжелюс" (вечерняя молитва на картофельном поле), проявляли интерес художники ХХ века, в том числе Сальвадор Дали, который написал несколько картин, где цитирует разные фрагменты этого произведения.

Рабочий, его судьба раскрывается в картинах ГЮСТАВА КУРБЕ. Примером может служить его полотно "Дробильщики камней", которое осталось только на фотографии, т.к. оригинал пропал вместе с другими шедеврами во время Второй Мировой войны из Дрезденской галерее. Мастерство и психологизм сочетаются в портретном творчестве Курбе (портреты композитора Г.Берлиоза, поэта Ш.Бодлера).

Развитие реализма в зарубежном музыкальном искусстве.

Реалистические тенденции в музыкальном театре середины XIX века мы можем проследить в творчестве итальянского композитора Джузеппе Верди. В его произведениях прослеживается глубокая народность и гуманизм. Мелодическое богатство музыки Верди сделало ее музыку широко популярной. Этому также способствовало участие Верди в борьбе за объединение Италии. Среди реалистических опер композитора выделяется "Травиата" - бытовая лирико-психологическая музыкальная драма. Характерными особенностями "Травиаты" являются демократизм этого музыкального произведения, а также необычный для итальянской оперы "дерзкий" сюжет, рассказывающий о трагической судьбе женщины. Песня и танец, интонации и ритм вальса стали музыкальной основой драматического действия в опере и характеристиками душевного состояния героини. Оперы "Риголетто", "Аида" отличаются музыкальной выразительностью и психологической глубиной музыкальных характеристик героев (песенка герцога, ария Риголетто, финальная сцена из "Риголетто", дуэт Аиды и Радамеса, ария Амнерис из "Аиды"). Особо следует упомянуть о произведении Верди "Реквием", в котором он продолжает традиции своих великих предшественников, в том числе В.А.Моцарта.

Музыкальный реализм является основой патриотического программного цикла чешского композитора Берджиха Сметаны "Моя Родина". Опера "Проданная невеста" - вершина творчества и мастерства музыканта, основоположника чешской музыкальной классики.

Программный симфонизм, как и эксперименты в области музыкального театра характерны для творческих поисков немецкого композитора и философа Рихарда Вагнера (симфонии, оперы "Тангейзер", "Лоэнгрин", "Валькирия").

Бытовая танцевальная музыка представлена вальсами австрийского композитора Иоганна Штрауса, демократическими "песнями без слов". Его произведениям свойственно разнообразие мелодий и гармоничность музыки, вдохновленной сценами народной жизни, картинами австрийской природы, в которых чувствуется искрометность, грациозность, задушевность (вальсы "Жизнь артиста", "Сказки Венского леса", оперетта "Летучая мышь").

Рекомендации к теме

Произведения творцов 30 - 50-х годов ХIХ века отличаются трезвым реализмом по сравнению с романтиками, которые творили реальность по своему усмотрению. Особых затруднений с этим периодом развития художественной культуры у Вас возникнуть не должно.