Особенностью исторического аспекта развития России в 30 - 60 годах XIX века является обстановка после восстания декабристов, а также возникновение тайных обществ и кружков, появление произведений А.И.Герцена, кружка петрашевцев. Это время характеризуется началом разночинного движения в России, а также ускорением процесса формирования мировой художественной культуры, в том числе и российской.

Реализм в русской литературе.

Реализм в русской литературе 30 - 60-х годов XIX века мы наблюдаем прежде всего в романах А.С.Пушкина ("Евгений Онегин") и Н.В.Гоголя ("Мертвые души"). Единой темой "маленького человека" объединяются "Станционный смотритель" Пушкина (Самсон Вырин) и герой гоголевской "Шинели" (Акакий Акакиевич Башмачкин). Психологический реализм и мистика соединяются в "Пиковой даме" Пушкина. Универсальностью пушкинского гения пронизаны многие формы и жанры созданных им произведений: драмы "Борис Годунов", "Маленькие трагедии", роман в стихах "Евгений Онегин", поэмы "Полтава", "Домик в Коломне", лирика. Пушкин является родоначальником критического реализма в русской прозе ("Повести Белкина", "Пиковая дама", "Капитанская дочка"). Интересны исторические концепции Пушкина, его трактовка роли государства, взаимоотношений государства и личности, проблема восстания и бунта.

Произведения А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя неоднократно привлекали внимание композиторов разных времен. На тексты их сочинений были написаны следующие произведения в музыке: по А.С.Пушкину (П.И.Чайковский "Евгений Онегин", "Пиковая дама"; Н.А.Римский - Корсаков "Золотой петушок", "Сказка о царе Салтане", "Моцарт и Сальери"; М.И.Глинка "Руслан и Людмила", А.С.Даргомыжский "Каменный гость", "Русалка", М.П.Мусоргский "Борис Годунов"); по Н.В.Гоголю ( М.П.Мусоргский "Женитьба" и "Сорочинская ярмарка"; Д.Д.Шостакович "Нос"; Р.Щедрин "Мертвые души").

Реализм в русском изобразительном искусстве 30 - 60-х годов XIX века.

В основе критического реализма в изобразительном искусстве России - боль передовых людей за русский народ, надежда на его освобождение от политического бесправия и духовного рабства. Все это отразилось в творчестве русского художника А.А.Иванова. Он верил в преобразующую силу искусства, особую роль художника в борьбе за торжество идей добра и справедливости. Мы можем проследить постижение жизни Ивановым и углубление его мастерства от классической картины "Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора" до эпического полотна "Явление Христа народу", крупнейшего реалистического произведения XIX века. Работая над этим произведением Иванов, оставаясь в рамках внешних вековых традиций, пытался ответить на самые животрепещущие вопросы своего времени. Идейный замысел картины достаточно сложен. Художник, изображая приход Спасителя в мир, объединяет несколько евангельских эпизодов, и это придает сюжетному построению исключительную многоплановость, глубину и особый философский смысл. Это большое полотно отличается богатством и сложностью характеров, глубиной постижения психологического состояния человека. Образ раба - сюжетный и композиционный центр произведения. Образ Иоанна Крестителя можно сопоставить с пушкинским "Пророком":
      "Восстань, пророк, и виждь и внемли,
      Исполнись волею моей,
      И, обходя моря и земли,
      Глаголом жги сердца людей".

Иванов - основоположник психологического портрета. Им написано более 600 портретов-этюдов к картине "Явление Христа народу". В них - глубина постижения характеров людей, разнообразия их судеб, яркая индивидуальность и типичность образов. Пейзажи Иванова предвосхищают появление искусства импрессионистов.

Другим ярким представителем изобразительного искусства середины XIX века является П.А.Федотов. У этого художника была трагическая судьба и особый путь становления (он был кадровый военный). Большое влияние на творчества Федотова, которое он преодолевал на протяжении всей жизни по мере постижения характеров героев, психологии их поступков, оказал английский художник эпохи Просвещения У.Хогарт. Искусствоведы называют три вехи творчества Федотова: "Свежий кавалер", "Сватовство майора", "Анкор, еще анкор!". В этих произведениях типическое в образах героев поднято до уровня обличительной сатиры. В этом близость героев Федотова к героям Гоголя. Здесь особо ощущается сила художественного обобщения, живописное мастерство. Особое место на полотнах Федотова занимают детали. Его произведениям свойственно проникновение в духовную жизнь героя, в среду, которая его формирует. К своей знаменитой картине "Сватовство майора" он придумал объяснение в стихах ("Рацею"), которое прочитал на открытии выставки. Особо важную роль в его произведениях играет тонкая разработка цвета. Федотов был также известен как прекрасный, тонкий портретист. Особенно ему удавалось передать настроение в женских портретах. Горькая судьба женщины предстает перед нами в картине "Вдовушка", в которой чувствуется широта обобщения, лаконизм, глубокое сочувствие художника, чистота юности. В портрете Н.Жданович - одухотворенность образа, певучая музыкальность линий, тонкая гармония цвета.

Представителем бытового жанра в русской художественной культуре середины XIX века был А.Г.Венецианов. Он изображал людей в интерьере. В центре его пристального внимания обыденные явления жизни. Герои Венецианова - люди из народа. Поэтичность и красота повседневного крестьянского труда ("На пашне", "Васильки") - главная тема его произведений.

Критический реализм в русском музыкальном искусстве.

Социально-критическое направление в русской музыке середины XIX века представлено композитором А.С.Даргомыжским. Его творчество отмечено появлением в его произведениях новых героев из "униженных и оскорбленных", крестьян, солдат, мелких чиновников. Композитор стремиться глубоко заглянуть в события жизни и средствами музыкального искусства показать многообразие человеческих характеров, раскрыть их сложность, противоречивость, дать их в развитии. Даргомыжский пытается приблизить интонацию человеческой речи к интонации музыкальной - этот прием играет особую роль в создании музыкального образа. Можно проследить портреты его современников в песнях и романсах. В них значительность содержания, яркая образность, выразительность сочетается с предельной простотой, демократичностью формы. Примером этому могут служить музыкальные портреты-монологи "Старый капрал", "Червяк" - песни куплетной формы с припевом, наполненные сквозным музыкальным развитием в драматическом монологе. Опера "Русалка" - психологическая бытовая музыкальная драма. Острота социального конфликта в неоконченной драме Пушкина воплощена в драматургии оперы, близкой к пушкинскому тексту.

Рекомендации к теме

Произведения творцов 30 - 50-х годов ХIХ века отличаются трезвым реализмом по сравнению с романтиками, которые творили реальность по своему усмотрению. Особых затруднений с этим периодом развития художественной культуры у Вас возникнуть не должно.