На развитие мировой художественной культуры во второй половине XIX века оказали влияние следующие исторические факторы и явления: открытие в области естественных наук, интерес деятелей искусства к научному методу познания мира, изучение истории своих народов для осмысления явлений современности, проблемы образования и просвещения, введение школьных реформ в странах Западной Европы. Отсюда происходит стремление соединить в своих произведениях публицистическое и художественное начало, что приводило к углубленному исследованию психологии героев. Возникает интерес к проблеме общечеловеческих ценностей, передающихся от поколения к поколению.

Ведущим художественным методом во второй половине XIX века остается критический реализм. В борьбе с ним появляются такие методы как декаданс, характеризующийся оппозицией к общепринятой морали с его культом красоты, эстетизацией греха и порока; натурализм с культом природы, как единым и универсальным принципом объяснения всего сущего; импрессионизм, представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и естественности; постимпрессинизм с его поисками постоянных начал бытия, философского и символического осмысления аспектов эстетических явлений.

Зарубежная литература второй половины XIX века.

Ярким представителем европейской литературы второй половины XIX века является французский писатель Эмиль Золя. Творчество Золя явилось своеобразной летописью жизни Франции этого периода, запечатленных в многотомной серии романов "Ругон Маккары". Творческий метод Золя, который являлся теоретиком натуральной школы, отразился в замысле и композиции этой серии. В романе "Жерминаль" появляется образ нового героя Этьена Лантье - борца, берущего на себя ответственность за других, чувствующего себя представителем обездоленных. Главная роль в этом романе принадлежит народу. Он строится на тесной взаимосвязи среды и человека. Особую роль в нем играют символика и зримость живописных образов и сцен. Золя продолжает традиции своего великого предшественника О.Бальзака, который создал энциклопедию жизни французского общества первой половины XIX века.

Представителем другого литературного направления (декаданса) является английский писатель Оскар Уайльд. В своих произведениях он обращается к художникам с призывом не заниматься "бытом трущоб и нуждами бедности". Рассуждая об искусстве и его роли в жизни людей, он выдвигает тезис о "чистом искусстве", об искусстве ради самого искусства ("Портрет Дориана Грея"). Интересным является то, что в своими гуманистическими сказками (например "Соловей и роза"), он опровергает теорию "чистого искусства".

Во второй половине XIX века зарождается символизм, как творческий метод, сосредоточенный на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и явлений. Представителями символизма являются поэты второй половины XIX века Ш.Бодлер ("Цветы зла"), П.Верлен ("Песня без слов", "Искусство поэзии"), А.Рембо ("Пьяный корабль"), Э.Верхарн ("Фламандки", "Города спруты").

Зарубежное изобразительное искусство второй половины XIX века.

Самым ярким явлением второй половины XIX века стало появление импрессионизма как ответа на открытие ученых в области оптики (световых волн). В центр пристального внимания художников вновь попадают открытия Ньютона, которые изменяют технику написания картин. Эти перемены связаны с именем двух французских художников Клода Моне и Камиля Писсарро, которые во время своего путешествия по Англии познакомились с двумя английскими мастерами. Один из них, романтик У.Тернер, писал смелые по своему колориту и световоздушным исканиям картины. Другой художник Д.Констебль изображал природу в ее свежести и изменчивости, воссоздавая трепетность и светозарность среды. Моне и Писсарро выяснили, что эти художники добивались выразительности своих произведений, создавая их полностью на пленере, т.е. на открытом воздухе. Тогда Писсарро и Моне решили тоже вынести свои мольберты на пленэр. Таким образом, они совершили такое количество открытий, что произошел настоящий переворот в области средств художественной выразительности. Вот здесь и пригодились открытия Ньютона в области световых волн. Оставив на палитрах семь "чистых тонов" (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), художники стремились на своих полотнах запечатлеть постоянное движение, изменение реального мира. И, поскольку этот мир меняется с большой скоростью, его надо было писать крупными мазками, не растирая и не сглаживая это письмо. Появляется техника раздельного мазка. Благодаря ей зритель становиться автором импрессионистического произведения, так как мазки смешиваются не на палитре, а у него в глазу.

Свое прозвище импрессионисты получили от названия картины К.Моне "Впечатление" ( по-французски impression), которое стало программным в истории изобразительного искусства. Все это справедливо и для других картин К.Моне ("Скалы в Бель-Иль", "Дама в саду", "Вокзал Сен-Лазар").

Современный город и его обитатели стали героями картин К.Писсарро ("Бульвар Монмартр в Париже").

Отдельно в этом списке стоит творчество Эдуарда Мане. В его графике отразились события Парижской Коммуны. В литографии "Гражданская война" прослеживается общность с произведениями испанского художника Ф.Гойи. Среди живописных полотен Мане выделяется портрет писателя Э.Золя, наполненный напряженным драматизмом и душевной тонкостью образа, контрастами и гармонией цветового решения.

Темы театральных подмостков и обитателей парижского дна характерны для творчества французского художника Эдгара Дега ("Голубые танцовщицы", "Абсент").

На портретах другого французского художника Огюста Ренуара - "живописца счастья"- перед нами предстают прекрасные женщины и очаровательные дети, которые воплощают удивительную гармонию образов, радость, нежность, доверительное общение со зрителем ("Портрет Жанны Самари", "Девушка с веером", "Зонтики").

Следующим этапом развития изобразительного искусства второй половины XIX века является искусство художников постимпрессионистов, которые вернули искусству мир, раздробленный импрессионистами на неповторимые мгновенья. В основе их творчества - острое неприятие современной им действительности, сострадание угнетенным, настойчивые поиски характерного, типического в художественном образе. Истинным драматизмом, экспрессией чувства, переданного через усиление эмоциональной выразительности цвета, напряженности линий отличаются полотна голландского художника Винсента Ван Гога. Протест против бесчеловечности непосильного труда звучит в его рисунках и картинах ("Ткач", "Едоки картофеля"). Яркими, сочными красками расцветают его полотна, на которых сияют яркие подсолнухи, наполняются энергетикой желтые лимоны, пылает яркое жгучее солнце, светится загадочное ночное небо, ("Красные виноградники в Арле", "Подсолнухи", "Пейзаж после дождя в Овере").

В произведениях французского художника Поля Сезанна ощущается стремление передать материальность, весомость, постоянство формы предметов мира. ("Автопортрет", "Берега Марны", "Натюрморт с фруктами"). Творчество Сезанна оказало большое влияние на развитие изобразительного искусства ХХ века. Он явился родоначальником стиля кубизм.

Поиски красоты и гармонии в жизни и легендах народов Океании стали своеобразным протестом французского художника Поля Гогена против европейской цивилизации. Он рассматривает человека как часть природы, ее совершенного создания. На его полотнах предстает идеальный, свободный от морали и нравственности, от всех условностей современной цивилизации сказочный, фантастический мир ("Таитянские пасторали", "Женщина, держащая плод").

Зарубежная музыка второй половины XIX века.

Во второй половине XIX века происходит дальнейшее развитие национальных музыкальных школ в странах Западной Европы. Основными тенденциями развития музыки является стремление к демократизации, смелое обращение к бытовым сюжетам и обычаям из жизни народа. Примером этому может служить творчество французского композитора Жоржа Бизе и его опера "Кармен" - высшее достижение романтизма и демократизма в зарубежном искусстве XIX века. На сцене появляется новые герои - работница и солдат. В музыкальной драматургии композитор опирается на интонации демократических маршей, народных песен и танцев. Характеристикой Кармен служит песенно-танцевальная основа, раскрывающая черты народного характера героини. Страстно и мощно звучит пророческая тема судьбы.

Эта оперы связана с музыкальным искусством XX века. Современный русский композитор Родион Щедрин осуществил транскрипцию оперы Бизе, написав музыку к балету "Кармен - сюита", в которой осуществил новую оркестровку для струнных и ударных инструментов.

"Великое обаяние одухотворенного подъема народных сил" ощущается в музыке норвежского композитора Эдварда Грига. Красота и величие Родины, жизнь и быт народа, его судьба, его надежды составляют основу творчества композитора. Образное богатство его музыки можно оценить, послушав музыку к драме Г.Ибсена "Пер Гюнт" ("Утро", "Песня Сольвейг", "Танец Анитры", "В пещере горного короля").

Рекомендации к теме

Для того, чтобы Вы правильно восприняли произведения этого времени (второй половины ХIХ века) следует вспомнить задачи искусства данного периода. Самым важным событием, которое изменило развитие живописи, было изобретение в 1839 году фотографии. Основная задача изобразительного искусства, которая может быть сформулирована как "я пишу, что вижу", претерпела изменения. Импрессионисты поставили вопрос по-другому: "я пишу не что вижу, а как чувствую". Появление новой техники в живописи (раздельного мазка) привело к изменению средств художественной выразительности. Зритель является соавтором произведения искусства. Для этого необходимо найти такое расстояние при восприятии картин импрессионистов, чтобы краски смешивались в глазу зрителя, преобразуясь в художественный образ. Хочется, чтобы вы посмотрели картины импрессионистов в музее, где ощутили бы все их очарование.

Особое затруднение вызовет у Вас общение с произведениями постимпрессионистов, которые, используя открытие импрессионистов (например, в области "чистых тонов") решили задачу искусства следующим образом: "я пишу не то, что вижу и не то, что чувствую, а то, что знаю об этих предметах". Впервые в истории живописи появляется образ не на уровне глаз, а на уровне мозга. Это было особое восприятие мира с далеко идущими последствиями. Четыре постимпрессиониста (Тулуз-Лотрек, Сезанн, Гоген и Ван Гог) явились основоположниками почти всех ведущих направлений ХХ века.