Мировая цивилизация к началу XX века характеризуется развитием индустриального общества, утверждением в ряде европейских стран конституционных порядков, формированием демократических традиций, началом научно-технической революции. В искусстве продолжают развиваться реалистические традиции и, вместе с тем утверждаются новые творческие методы и направления. Мастера искусств в своем творчестве обращаются к народным истокам. На европейскую культуру сильное влияние оказываю традиции египетского, негритянского, восточного искусства. В символизме явно проступают черты романтизма, и вместе с тем в нем возникает новая философская основа. Появляется такое направление в литературе как акмеизм, фовизм, кубизм и экспрессионизм в изобразительном искусстве, импрессионизм в музыке.

Зарубежная литература первой половины XX века.

Выдающимся литератором первой половины XX века является французский писатель Р.Роллан. В его произведении "Кола Брюньон" основными темами являются судьба народа, вера в его силы, жизнелюбие, несокрушимость духа в испытаниях, прославление созидательного творческого труда, утверждение активной роли искусства и художника в борьбе с угнетателями, силы искусства в его народных корнях. Образ главного героя Кола полон оптимизма ("Не бывает мрачных времен, бывают мрачные люди"), ощущения единства героя и народа, красоты окружающего мира и полноты жизни. Повести присущи оригинальная поэтическая форма повествования, яркая красочность языка, фольклорная основа. Во второй половине XX века русский композитор Д.Б.Кабалевский написал оперу "Кола Брюньон" на сюжет повести Р.Роллана.

Другим представителем европейской литературы 20-30-х годов XX века является французский писатель А.Барбюс. В произведениях "Огонь" и "Дневник одного взвода" отражается нелегкий путь писателя от убеждения в трагической участи людей, действии "рока" к познанию правды. Основной темой его произведения являются разоблачение сущности первой мировой войны - гигантской мясорубки, слепой и бездушной бойни, лирический герой которой осознал себя как часть коллектива. Новаторским приемом А.Барбюса является использование солдатского жаргона, местных диалектов для создания реалистических образов.

Литературой "потерянного поколения" называют произведения немецкого писателя Э.М.Ремарка, в которых он повествует "о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал жертвой, даже если спасся от снарядов". В его произведениях вместе с чувством отрицания перемен мира ("Возвращение", "Три товарища", "Триумфальная арка"), социального неравенства, обреченности и внешнего пессимизма героев, есть ощущение гуманизма, веры в дружбу, товарищество, любовь ("На западном фронте без перемен").

В поэзии особое место занимает творчество испанского поэта Ф.Г.Лорки. В своей поэзии он опирается на фольклорную основу своего народа, традиции которого - неисчерпаемый источник вдохновения поэта. В его стихах соединяются романтическое мироощущение и живая реальность. Важнейшие мотивы поэзии Лорки - Любовь и Смерть, Любовь как Судьба и как синоним Свободы, Смерть как насилие, противопоставление, столкновение. Яркий образный язык поэта создает необыкновенные образы, олицетворяя силы природы, которые играют особую эмоциональную роль в передаче тонкого и точного видения мира ("Стихи о Канте Хондо", "Цыганское романсеро").

Экспрессионизм в литературе представлен произведениями самого загадочного и необычного писателя XX века Ф.Кафки. В его абсурдных произведениях предстает перед читателем страх и растерянность героев перед лицом враждебного человеку мира, бессилие и вместе с тем смятенные поиски выхода. Писатель стремится проникнуть в сущность действительности, обнажить беспощадную жестокость и нелепость ее законов, обычаев, морали. Он убежден в фатальной непреодолимости этих сил, обреченности маленького человека. В рассказах "Превращение", "В исправительной колонии" автор использует художественный прием правдоподобного описания деталей, эпизодов протокольно четким языком в сочетании с кошмарными и фантастическим ситуациями, невероятными, страшными и абсурдными. Идея всепроникающего давления бюрократической машины на жизнь человека становится основной в его романе "Процесс".

Зарубежное изобразительное искусство первой половины XX века.

Заметным явлением в области изобразительного искусства начала XX века стало появление такого творческого метода как фовизм (от фр. fauve - дикий). Художников этого направления объединяло общее стремление к эмоциональной силе художественного выражения, к стихийной динамике письма, интенсивности цвета и остроте ритма. В пейзажах, интерьерах, натюрмортах фовизм выразил себя в резких обобщениях объемов, пространства, рисунка. Ярким представителем и родоначальником фовизма считается А.Матисс. В своих работах он пытается раскрыть средствами живописи сущность вещей и одновременно нести людям радость, озарить яркими красками жизнь человека. Он считал, что его картины должны войти в мир человека как прекрасный цветок ("Танец", "Музыка", "Красные рыбки").

Другим, не менее ярким представителем художественной культуры, который воплощает собой знаковую фигуру всего XX века, является испанский художник П.Пикассо. Продолжая традиции Сезанна, он возводит на новую ступень развития кубизм как творческий метод. Представители этого направления в развитии живописи выдвинули на первый план формальные эксперименты - конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых, устойчивых геометрических форм (куба, конуса, цилиндра), разложение сложных форм на простые. По всей вероятности, кубизм стал данью научного прогресса. В творчестве Пикассо прослеживается эволюция от "голубого" и "розового" периода, когда создаются его лучшие произведения реалистического плана ("Любительница абсента", "Девочка на шаре") к построению реальности по законам абстрактного мышления ("Герника").

Традиции и новаторство взаимодействуют в творчестве испанского художника С.Дали. Его метод создания произведений изобразительного искусства называется сюрреализм, т.е. "сверхреализм". Дали провозгласил источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации). В основе этого метода - разрыв логических связей, замененных свободными галлюцинациями. К творчеству Дали замечательно точно подходят слова его соотечественника и друга поэта Ф.Г.Лорки: "Испания - страна резких очертаний, и тот, кто бросится в море сна, поранит себе ноги о лезвие бритвы". Главным художественным приемом, на котором строятся все работы художника является сочетание классической манеры живописи и абсурдного содержания его произведений, приводящих к шоку зрителя. Ощущение нереальности исходит от его картин "Предчувствие гражданской войны" (другое название этой картины "Мягкая конструкция с бобами"), "Пылающий жираф", "Реминисценции "Анжелюса" Милле".

Зарубежная музыка первой половины XX века.

В начале XX века продолжаются поиски новых музыкальных форм. Среди творческих течений этого времени прочное место занимает музыкальный импрессионизм с его поисками новых средств художественной выразительности для передачи сложных, тончайших движений человеческой души. Для этого метода свойственны программность, живописность образов (дальнейшее развитие романтических традиций), ясность, логическая стройность музыкальной формы, красота звучания. Утонченная акварельная поэтичность свойственна музыке французского композитора К.Дебюсси. В его произведениях слышится игра полутонов, тонкость оркестрового звучания. Его сочинения многообразны по своему содержанию (пейзажные зарисовки, жанровые сценки, лирические миниатюры). В симфонической пьесе "Море" композитор создает звуковой образ морской стихии, восхищаясь ее красотой, переливами красок и мощью.

Народные песенно-танцевальные истоки (французские, испанские, баскские) слышатся в музыке французского композитора - импрессиониста М.Равеля, на творчество которого оказали большое влияние русские композитора А.П.Бородин и Н.А.Римский-Корсаков. В его "Болеро" явно чувствуется использование ритмов и мелодий испанского фольклора. Повторяющееся мелодии придают этому произведению ощущение нарастающей мощи, бесконечного движения.

В это же время в музыкальном искусстве зарождается такое движение как экспрессионизм, родоначальником которого является австрийский композитор А.Шёнберг. В основе его произведений положена атональная система, основанная на диссонансе как наилучшем способе выражения духовной дисгармонии, так характерном для XX века. Система додекафонии (отсутствие мелодии, гармонии, ритма) - в основе знаменитого произведения Шёнберга "Свидетель из Варшавы", посвященного ужасам еврейского гетто.

Творчество Г.Малера продолжает традиции романтической музыки. В центре его произведений человек и общество, человек и природа. Таковы темы его первой симфонии "Песня умерших детей".

Рекомендации к теме

ХХ век привнес в искусство ноты распада. Появляются художники, которые отражают это в своем творчестве. Главным из них был испанский художник Пикассо, который в своих произведениях идет не путем синтеза, характерным для любого большого мастера, а путем анализа. Пикассо играет с нами, разбивая художественный образ на мелкие осколки, перемешивает его, бросает на полотно, включая зрителя в эту захватывающую дух игру. Он предоставляет нам собрать образ, узнать в разрозненных частях то целое, что послужило ему моделью. Пикассо формулирует задачу искусства следующим образом: "Я пишу не то, что я вижу, я пишу, как мыслю".

Другой испанский художник Сальвадор Дали, используя классические живописные формы, создает ощущение нереальности, бреда, пограничных ситуаций человеческой психики. Поэтому с полным правом можно сказать, что Дали пишет не то, что видит, чувствует или знает. Дали пишет, как бредят. Картины этого художника красивы и неприятны одновременно. В них тайна, ужас, загадка и фантастика. Эти произведения трудно трактовать. Сам Дали говорил: "Вы спрашиваете о смысле моих картин? Я не знаю в чем он… Но это не значит, что там его нет!".

Значительное место занимают представители русского авангарда. Их картины нуждаются в особом отношении. Кандинский выплескивал на полотна свои эмоции. Его художественные образы не имеют четких очертаний, поэтому не надо искать в его картинах знакомые символы. Их там нет. Его картины надо почувствовать. На полотнах Малевича предстают образы, наоборот, включенные в придуманные им формы. Камнем преткновения является для большинства зрителей его знаменитый "Черный квадрат". Это самое сложное для понимания и восприятия произведение русского авангарда. Если очень коротко сказать, то это "космическая черная дыра" на фоне белого безмолвия. В белом молчании рождаются художественные образы. В "черной дыре" они исчезают и скапливаются, ожидая своего часа. Другой представитель русского авангарда Филонов строит свои картины как соты. И если у Кандинского и Малевича звучат космические мотивы, то Филонов уходит в глубины человеческого подсознания, как в бездонные люки.