Данная тема рассматривает следующие вопросы:

  • Безопасность в темное время суток
  • Система, созданная в России для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее структура
  • Землетрясение
  • Извержение вулкана
  • Оползень
  • Ураган и буря
  • Смерч
  • Лесной пожар
  • Наводнение
  • Сель
  • Снежная лавина
  • Цунами
  • Тайфун

Безопасность в темное время суток.

Основные принципы снижения риска:

     Первый принцип самозащиты в городских джунглях - выбирайте маршрут не короткий, а безопасный. Отдавайте предпочтение освещённым людным улицам. Любым способом избегайте пустырей, длинных заборов промышленной зоны, проходов под мостами и эстакадами, темных дворов, парков, стадионов, аллей, обсаженных кустами, тропинок через детский сад, подворотен, арок и т.д.
     Второй важный принцип - изучите дорогу домой. У вас всегда должно быть несколько вариантов движения. В случае, если навстречу идёт непредсказуемая группа или кто-то следует за вами по пятам, у вас должна быть возможность сразу и естественно (не показывая испуга) свернуть на запасной маршрут. Надо знать и "островки безопасности" на своем пути - ближайшее отделение милиции, ночной магазин, охраняемый объект или хотя бы витрину магазина, которую в крайнем случае можно разбить, чтобы сработала сигнализация. Стоит также знать и места ночных развлечений, чтобы не наткнуться на вышедшую на поиски приключений пьяную компанию.
     Если после работы вам нужно возвращаться домой темной дорогой, перед выходом с работы звоните, и ваши близкие будут вас встречать или хотя бы знать, когда начинать беспокоиться и просить соседа с собакой выйти вам навстречу.
     Используйте знание ритмов жизни своего микрорайона. Обычно есть некий график прогулок у владельцев собак: они выходят в промежутках между телесериалами или после информационной программы. Вы можете рассчитать свой путь и так, чтобы он совпадал с окончанием сеанса в кинотеатре или приездом электрички.
     Ещё один важнейший принцип поведения на темной улице - не бояться. Ваш шаг должен быть твердым и пружинистым, лицо - уверенным. Не вздрагивайте от чужих шагов, не втягивайте голову. Виктимология - наука о поведении жертвы - могла бы много рассказать, почему именно робкого человека грабитель выбирает из всех прошедших. Зато ваша готовность к борьбе способна остановить нападение. В городских джунглях почти безотказно действует природный принцип "кто кого сильней напугает".
     Разумеется, если есть возможность, идти лучше в группе - вышедшей из автобуса, метро, электрички. И если необходимо пройти темный подземный переход, то это надо сделать или в группе, или, в крайнем случае, идти сверху, по проезжей части. Во втором случае появляется риск ДТП, но здесь его легче контролировать.
     Если вы заранее знаете, что пойдете в темноте, оденьтесь неброско и удобно. Золотые украшения, откровенное платье, дорогие вещи могут привлечь внимание именно к вам ещё в метро или автобусе, а уж тем более - на пустынной улице. Не загружайте себя сумками, на шее не стоит оставлять ожерелье, шарф, лучше обойтись без высоких каблуков. Повторяю - о том, что вечерняя одежда не должна вас стеснять, надо подумать ещё засветло.
     Так что собираясь на вечеринку, не стесняйтесь взять с собой спортивную сумку с неброской одеждой или страшноватым бесформенным плащом. Кстати, чтобы не смущать грабителя, изящную дамскую сумочку лучше повесить на плечо как раз под плащом. Или хотя бы нести её в мятом целлофановом пакете.
     Западные инструкторы советуют всегда держать при себе небольшую сумму денег (лучше в кошельке), которые вы можете сразу отдать грабителям (чтобы отстали). А при этом - всегда носить в потайном кармане некоторую неразменную сумму на непредвиденный случай. Чтобы их не потратить на попутные покупки, скажите себе раз и навсегда, что это не деньги, а ваше экономическое оружие. В самом деле, иной раз возможность взять такси или откупиться можно сравнить только со "спецоружием" самообороны.
     Некоторые школы выживания считают, что у горожанина должен быть с собой НАЗ (носимый аварийный запас). Разумеется, не такой как у военного летчика, но иголка, булавка, нитки, половинка бритвы, зажигалка, карточка на телефон и т.д. Должны быть всегда при себе, уложенные, скажем, в пластмассовую коробочку от мятных драже (пластмассу можно при необходимости поджечь для освещения).
     >Не лишайте себя информации - не грезьте наяву, не оглушайте себя наушниками плеера. Обычно безопаснее идти по краю тротуара, навстречу движению - это позволяет избежать внезапного нападения из подъездов или подворотен, а одновременно - видеть подъезжающие машины. Если автомобиль начинает медленно двигаться рядом, рациональнее перейти на другую сторону улицы.
     Верх непредусмотрительности - не взять с собой в вечернее время средство самозащиты, если вы одни пойдете на темную улицу. Будет это газовый баллончик или пистолет, электрошоковое устройство, карманная сирена, световая граната - решайте сами. Главное, что оружие - "великий уравнитель" - поможет вам чувствовать себя на самом деле уверенно, и при необходимости вы не будете ограничены своими физическими данными. Чтобы не потерять драгоценных секунд в случае опасности, доставайте своё оружие загодя, и, разумеется, заранее научитесь им пользоваться.
     Кстати, часто, взяв с собой оружие, люди слишком на него надеются и забывают о других "эшелонах защиты", в общем-то, самых главных - предварительных. Даже с пистолетом в кармане не стоит демонстративно врезаться в группу развязных подростков, выбирать глухие дворы. Иначе оружие станет лишним фактором риска.
     До того как применить оружие, вы можете оказать психологическое давление. Поверит ли преступник, что вы ждете приятелей? Или ищете собаку (надо строгим голосом звать кого-нибудь пострашнее: "Рэкс! Барс! Ко мне!"). Вы можете и сами подойти к группе, которой не миновать, и спросить, не видели ли они двух подвыпивших ребят в десантной форме, а то их приходится искать, потому что начинают чудить…
     Кстати, оружием дезинформации вы можете воспользоваться и входя в темный подъезд. Увидев незнакомцев, например, обернуться и крикнуть в дверной проем что-нибудь вроде: "Я пойду пешком! всё равно в одном лифте все не уместимся!" Но, разумеется, в психологической игре очень важно владеть собой и уметь импровизировать.
     Часто рекомендуемая европейскими и американскими методиками линия поведения - спокойная лояльность. По первому требованию уличного грабителя отдать деньги (для этого небольшую сумму всегда носить в одном из карманов), не тянуть к себе сумку, если её вырывает мотоциклист. Не вступать в пререкания, не отвечать на вызывающее поведение. Разумеется, жизнь и здоровье дороже любой вещи. Но вести себя покорно или агрессивно - Вам придётся решать в одиночку на той самой темной улице, где так нерасчётливо Вы почему-то оказались.

Система, созданная в России для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и ее структура.

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО ДЕЛАМ ГО, ЧС И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ (МЧС)

Назначение МЧС

     Министерство по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области предупреждения и ликвидации ЧС, вызванных авариями, катастрофами, в том числе радиационными, стихийными бедствиями и применением возможным противником средств поражения, проведения подводных работ особого назначения, а также координации работ по мобилизационной подготовке народного хозяйства страны.
     МЧС России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, законами и иными законодательными актами РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами РФ по вопросам ведения МЧС России, а также Положением о МЧС.
     МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.

    Основные задачи МЧС России:
  • разработка предложений по государственной политике в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, в том числе преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого назначения, мобилизационной подготовки народного хозяйства;
  • руководство гражданской обороной РФ, поисково-спасательной службой МЧС России;
  • обеспечение функционирования и дальнейшего развития РСЧС;
  • организация и осуществление государственного контроля за готовностью к действиям при возникновении ЧС и выполнение мероприятий по их предупреждению;
  • руководство по поручению Правительства РФ работами по ликвидации крупных аварий, катастроф и других ЧС;
  • проведение подводных работ особого назначения, создание и обеспечение готовности сил и средств, необходимых для ликвидации ЧС;
  • координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф, контроль за осуществлением мероприятий в этой области;
  • организация разработки и реализации федеральных целевых научно-технических программ, направленных на предотвращение и ликвидацию ЧС, в том числе преодоление последствий радиационных аварий и катастроф, защиту населения, территории страны, а также на повышение устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при возникновении ЧС;
  • координацию работ по мобилизационной подготовке народного хозяйства страны по созданию и использованию системы чрезвычайных резервных фондов, включая государственные резервы, для проведения первоочередных работ по ликвидации ЧС, контроль за целевым расходованием средств, выделяемых Правительством РФ на проведение мероприятий по ликвидации ЧС;
  • организация обучения населения, подготовки должностных лиц органов управления и формирований ГО, подразделений РСЧС к действиям в ЧС;
  • организация международного сотрудничества по вопросам, входящим в компетенцию МЧС.

Структура МЧС

     МЧС возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ.
     Министр осуществляет руководство порученной ему сферой деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач, а также является первым заместителем Начальника гражданской обороны РФ по должности. Он руководит деятельностью Министерства, распределяет обязанности между заместителями Министра, утверждает в пределах установленных численности и фонда оплаты труда структуру и штатное расписание центрального аппарата, а также смету расходов на его содержание.
     Вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента РФ предложения о назначении на должности, замещаемые высшим офицерским составом и освобождение от должности военнослужащих, проходящих службу в центральном аппарате МЧС России, подведомственных ему организациях, войсках ГО РФ, о присвоении воинских званий высшего офицерского состава, об увольнении их с военной службы. Утверждает задания на проектирование новых видов вооружения, техники и технических средств для Войск ГО РФ, аварийно-спасательных формирований, для осуществления подводных работ особого назначения, а также тактико-технические задания на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
     В МЧС образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии) и заместителей Министра по должности, а также руководящих работников Министерства и подведомственных ему предприятий, учреждений и организаций. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами Министра.
     Для рассмотрения и выработки рекомендаций по важным проблемам, отнесенным к компетенции МЧС России, создается научно-технический совет при МЧС России, в состав которого могут входить представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и общественных объединений. Состав НТС и положение о нем утверждает Министр.
     Финансирование расходов на содержание центрального аппарата МЧС России осуществляется за счет ассигнований из федерального бюджета, предусмотренных на содержание федеральных органов исполнительной власти.
     МЧС является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, расчетный счет и иные счета в банках и других кредитных учреждениях.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПО ДЕЛАМ ГО, ЧС И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ (РЦЧС)

Назначение РЦЧС

     Региональный центр по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (ЛПС) предназначен для координации деятельности территориальных органов государственного управления по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. РЦ является органом непосредственно подведомственным МЧС России и осуществляет свою деятельность под его руководством.

    Основные задачи РЦ:
  1. Обеспечение создания территориальных подсистем и звеньев Единой российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
  2. Координация и контроль реализации региональных и государственных целевых программ, направленных на предупреждение ЧС, защиту населения от них, повышение устойчивости функционирования народного хозяйства.
  3. Организация и координация работ по ликвидации последствий крупных производственных аварий (КПА) и стихийных бедствий (СБ).
  4. Осуществление в регионе государственного надзора за выполнением мероприятий по предупреждению ЧС и готовности к действиям при их возникновении.
  5. Содействие созданию в регионе чрезвычайных резервных фондов финансовых и материальных ресурсов, выделяемых региону из государственных резервов.
  6. Координация и контроль за подготовкой населения к действиям в ЧС и подготовкой, повышением квалификации специалистов органов государственного управления по вопросам управления в ЧС, подготовкой аварийно-спасательных формирований.
  7. Координация информационного обмена в регионе по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС.
  8. Создание, организация подготовки и обеспечение готовности региональных формирований аварийно-спасательной службы.
  9. Обеспечение боевой и мобилизационной готовности штабов по делам ГО, ЧС и ЛПСБ, войск ГО на территории региона.

Структура регионального центра (РЦ)

     Региональный центр возглавляется начальником РЦ, назначаемым и освобождаемым от должности Министром МЧС России.
     Начальник регионального центра (НРЦ) несет ответственность за выполнение возложенных на региональный центр задач.

    При начальнике РЦ имеются:
  • заместитель начальника РЦ (ЗНРЦ);
  • помощники: по кадрам, по правовым вопросам, по режиму;
  • отдел боевой подготовки и службы войск;
  • организационно-технический отдел;
  • инспекция Государственного надзора;
  • административно-хозяйственное отделение.

     Региональный центр проводит свою работу в соответствии с годовым планом, утверждаемым Министром МЧС России.
     Региональный центр является юридическим лицом, имеет расчетный счет в банках, печать с изображением Государственного герба и своего наименования, флаг и эмблему.

ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС)

Назначение РСЧС

     В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

    Основными задачами РСЧС являются:
  1. Разработка и реализация правовых и экономических норм по защите населения и территорий от ЧС.
  2. Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях.
  3. Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС.
  4. Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территории от ЧС.
  5. Подготовка населения к действиям в ЧС.
  6. Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС.
  7. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
  8. Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территории от ЧС.
  9. Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций.
  10. Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвовавших в их ликвидации.
  11. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

     Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС определяются законодательством РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.

Структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

     РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно территориальному делению этих территорий.
     Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем РСЧС определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
     Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России.
     Положение о функциональной подсистеме РСЧС реагирования и ликвидации последствий аварии с ядерным оружием в РФ утверждается Правительством РФ.
     Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (далее именуются - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

    Основными задачами объектовых комиссий по ЧС являются:
  • руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении ЧС;
  • организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;
  • обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при ЧС, руководство ликвидацией ЧС и эвакуацией персонала организаций и объектов;
  • руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
  • организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в ЧС.
    Органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям являются:
  • на федеральном уровне - МЧС России;
  • на региональном - региональные центры МЧС;
  • на территориальном и местном уровнях - органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и при органах местного самоуправления;
  • на объектовом уровне - отделы (секторы) или специально назначенные лица по делам ГО и ЧС.
    Органами повседневного управления РСЧС являются:
  • пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;
  • дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.

     Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления оснащенных соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

    Состав сил и средств РСЧС
         В состав сил и средств РСЧС входят:
  • аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме не менее трех суток и находящиеся - в постоянной готовности (далее именуются - силы постоянной готовности). Силы постоянной готовности могут привлекаться МЧС и другими органами управления по делам ГО и ЧС по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями для экстренного реагирования в случае возникновения ЧС;
  • специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, которые привлекаются для ликвидации ЧС в порядке, определенном Президентом РФ;
  • силы и средства органов внутренних дел, привлекаемые для ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными правовыми актами РФ и субъектов РФ;
  • нештатные аварийно-восстановительные формирования организаций и объектов, сформированные на базе строительных, медицинских, химических, ремонтных и других подразделений и служб, предназначенные для проведения спасательных и других неотложных работ при ЧС.
    Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:
  • центр управления в кризисных ситуациях МЧС;
  • информационные центры федеральных органов исполнительной власти;
  • региональные информационно-управляющие центры;
  • информационно-управляющие центры органов управления по делам ГО и ЧС субъектов РФ;
  • информационные центры организаций;
  • средства связи и передачи данных

     Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий и обмена этой информацией определяется Правительством Российской Федерации.

Режимы функционирования РСЧС

         В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:
  • режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической, гидрометеорологической обстановке при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий;
  • режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической, сейсмической , гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;
  • режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации ЧС.

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ ПРИ ФУНКЦИОНИРОВАНИИ РСЧС

    В режиме повседневной деятельности:
  • осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
  • планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также повышению устойчивости функционирования экономики и промышленных объектов в ЧС;
  • совершенствование подготовки органов управления по делам ГО и ЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;
  • создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
  • осуществление целевых видов страхования.
    В режиме повышенной готовности:
  • принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработке предложений по ее нормализации;
  • усиление дежурно-диспетчерской службы;
  • усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
  • принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивости функционирования объектов;
  • приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий, выдвижение при необходимости в предполагаемый район чрезвычайной ситуации.
    В режиме чрезвычайной ситуации:
  • организация защиты населения;
  • выдвижение оперативных групп в район ЧС;
  • организация ликвидации ЧС;
  • определение границ зоны ЧС;
  • организация работ по устойчивому функционированию экономики и объектов, первоочередному обеспечению пострадавшего населения;
  • осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.
    Для ликвидации ЧС создаются:
  • резервный фонд Правительства РФ - за счет средств федерального бюджета;
  • ведомственный резерв материальных и финансовых ресурсов - за счет федерального органа исполнительной власти;
  • резерв финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ;
  • местный резерв финансовых и материальных ресурсов органа местного самоуправления - за счет средств местного бюджета;
  • объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов - за счет собственных средств организаций.

     Номенклатура и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом, их создающим.
     Финансирование РСЧС осуществляется на каждом уровне за счет соответствующих бюджетов и средств организаций.
     При отсутствии или недостаточности средств выделяются средства из резервного фонда Правительства РФ.
     В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению ЧС и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляется планирование действий в рамках РСЧС на основе федерального плана действий, региональных планов взаимодействия субъектов РФ, планов действий федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и объектов. Объем и содержание указанных мероприятий определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования сил и средств.
     Организационно-методическое руководство планированием действий РСЧС осуществляется МЧС России.

Стихийные бедствия.

Стихийные бедствия - природные явления или процессы, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением или гибелью людей.

Бедствия, связанные с геологическими явлениями.

Землетрясение.

     По своему разрушительному действию не имеет себе равных среди стихийных бедствий. По данным ЮНЕСКО, им принадлежит первое место по причиняемому экономическому ущербу и одно из первых мест по числу жертв.
     На земном шаре ежегодно происходит более ста землетрясений. Возникают они большей частью неожиданно, и, хотя продолжительность главного толчка не превышает нескольких секунд, его последствия бывают трагическими. Так, в результате землетрясения 7 декабря 1988 г. в Армении погибли 25 тысяч человек, оказались без крова 514 тысяч человек, сильно пострадали города Ленинакан, Кировакан, полностью разрушены г. Спитак и 58 сел.

    В зависимости от интенсивности колебания грунта на поверхности земли они подразделяются на:
  • слабые (1- 3 балла) по международной 12-балльной шкале MSK-64;
  • умеренные (4 балла);
  • довольно сильные (5 баллов);
  • сильные (6 баллов);
  • очень сильные (7 баллов);
  • разрушительные (8 баллов);
  • катастрофические (11 баллов);
  • сильно катастрофические (12 баллов).

     Область возникновения подземного удара (очаг землетрясения) представляет собой некоторый объем в толще земли, в пределах которого происходит процесс высвобождения накопившейся за длительное время энергии. В центре очага условно выделяется точка, именуемая гипоцентром, проекция которой на поверхность земли называется эпицентром. Очаги землетрясения возникают на различных глубинах, большей частью в земной коре на глубине 20- 30 км.
     К большим разрушениям и жертвам приводят землетрясения силой в 6 баллов и выше.
     Коварство землетрясения в том, что оно всегда внезапно и, следовательно, заблаговременно предупредить население об опасности почти невозможно. Большей частью для каких-либо практических действий людям отводятся даже не минуты - секунды.
     Если первые толчки застают дома, те, кто находится на первом этаже, должны немедленно выбежать на улицу.
     В их распоряжении не более 15- 20 секунд. Живущим на втором и последующих этажах надо встать в дверных или балконных проемах, можно воспользоваться углами, образованными капитальными стенами: эти места наиболее прочны, здесь больше шансов остаться невредимыми.
     Как только толчки прекратятся, немедленно покиньте помещение. Лифтами пользоваться нельзя, так как они в любой момент могут выйти из строя и человек в них застрянет. Надо помнить, что после первого могут последовать повторные толчки. Будьте готовы к этому сами и предупредите других. Толчки обычно происходят через несколько часов, а иногда и суток.
     Ни в коем случае нельзя пользоваться зажигалками, спичками, свечками: при утечке газа из поврежденных коммуникаций открытый огонь приведет к взрыву и дополнительным жертвам.
     Если первые толчки застали вас на улице, немедленно как можно дальше отойдите от зданий и сооружений, высоких заборов и столбов - они могут разрушиться.
     Кроме того, следует твердо усвоить, что в момент разрушения или повреждения зданий опасность представляют не только падающие стены и перекрытия, а также разлетающиеся кирпичи, стекла, дымовые трубы, карнизы, лепные украшения, балконы, осветительные устройства, вывески.
     Если вы увидели травмированных людей, окажите им первую медицинскую помощь.

Извержение вулкана.

     Извержение вулкана возникает в результате вулканической деятельности в глубинах Земли. В отдельных ее пространствах на глубине от 10 до 30 км накапливаются расплавленные горные породы, или магма, которая по трещинам устремляется к поверхности и изливается наружу в виде лавы. Извержение, как правило, сопровождается огромными выбросами пепла, горячих газов, пара и обломков горных пород. По степени активности вулканы принято подразделять на действующие, дремлющие и потухшие.
     Около Ключевской сопки (Камчатка) располагается группа потухших вулканов. Один из них - вулкан Безымянный - внезапно пробудился. 30 марта 1956 года произошел гигантский взрыв. Это было одно из крупнейших извержений вулкана за последнее столетие. Туча пепла взметнулась почти на 40 км в высоту. Значительная часть конуса вулкана была взорвана. На расстоянии 25- 30 км от него силой взрыва были сломаны и обожжены деревья. Образовался огромный раскаленный лавовый лоток мощностью в 20- 30 м и длиной в 18 км. На площади около 500 кв. км раскаленный пепел, под покровом которого снег моментально растаял, образовал грязевые потоки длиной до 90 км. Пепел, выброшенный в высокие слои атмосферы, через два дня был замечен в районе Северного полюса, а через четыре дня - над Англией.

Оползень.

     ОПОЛЗЕНЬ - скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести. До 90 процентов оползней приходится на районы, находящиеся на абсолютной высоте от 1000 до 1700 м. Они могут происходить (чаще всего весной и летом) на всех склонах, крутизна которых более 19 градусов (иногда бывает и меньше). Случаются оползни и на берегах крупных рек.

    По скорости движения оползни подразделяются на:
  • исключительно быстрые (0,3 м/мин);
  • быстрые (1,5 м/сутки);
  • умеренные (1,5 м/месяц);
  • очень медленные (1,5 м/год);
  • исключительно медленные (0,06 м/год).
    По мощности процесса и количеству вовлекаемых горных пород они делятся на:
  • малые - до 10 000 куб. м;
  • средние - от 11 000 до 100 000 куб. м;
  • крупные - от 101 000 до 1 000 000 куб. м;
  • очень крупные - свыше 1 000 000 куб. м. ОБВАЛ и ПРОСАДКА земной поверхности возможны не только вследствие землетрясений, оползней, проливных дождей и вымывания карстовых пород, но и в результате хозяйственной деятельности человека, особенно в районах разработки полезных ископаемых. Потери от них носят ограниченный характер.

Бедствия, связанные с метеорологическими природными явлениями.

Ураган и буря.

     УРАГАН - продолжительный ветер большой разрушительной силы. Его скорость достигает 32 м/с и более. БУРЯ - ветер, скорость которого составляет 15- 20 м/с. Ураган длится от нескольких часов до нескольких суток. Ширина - от десятков до сотен километров. Сезоном ураганов принято считать время с июля по октябрь. Но бывают и исключения из правила. Ураган несет тройную угрозу людям, которые оказываются на его пути: ветер, волны и дождь. Ураганы, зародившиеся в Тихом океане, принято называть тайфунами.

Смерч.

     СМЕРЧ - чрезвычайно быстрое вихревое движение воздуха в виде воронки или столба, поднимающее песок, пыль или воду. Он подхватывает и переносит на сотни метров животных, людей, автомобили, небольшие дома, срывает крыши, вырывает с корнями деревья. Средняя скорость перемещения - 50- 60 км/ч, ширина 350- 400 м, высота иногда достигает 1500 м.

При буре, урагане, шторме, смерче метеослужба достаточно достоверно прогнозирует и предупреждает население о скорости и направлении их продвижения.
     Чтобы уменьшить потери, учреждения Гидрометеослужбы, используя электронные средства информации, за несколько часов до приближения урагана подают штормовое предупреждение. С этого момента следует немедленно приступить к проведению предупредительных работ: укрепить недостаточно прочные конструкции, в зданиях закрыть двери, чердачные помещения, слуховые окна, вентиляционные отверстия. Большие окна и витрины обшить досками. Стекла заклеить полосками бумаги или ткани. С крыш, балконов, лоджий убрать предметы, которые при падении могут нанести травмы людям.
     Необходимо позаботиться об аварийных источниках освещения, создать запасы воды и продуктов на двое-трое суток. Запастись медикаментами, перевязочными материалами. Радиоприемники и телевизоры необходимо держать постоянно включенными, так как по ним будут передаваться сообщения, распоряжения, разъясняться правила поведения.
     Находясь в здании, следует остерегаться ранений осколками выбитых стекол. Самое безопасное место во время урагана - убежище гражданской обороны, подвалы и внутренние помещения первых этажей кирпичных зданий. Нельзя выходить на улицу сразу же после ослабления ветра, так как через несколько минут порыв может повториться.
     Если ураган, буря, шторм или смерч застал вас на открытой местности, лучше всего укрыться в канаве, яме, овраге, любой выемке: лечь на дно углубления и плотно прижаться к земле. Главное условие - не поддаваться панике, действовать осознанно, удерживать других от неразумных поступков.

Снежная буря.

     Ураганные и штормовые ветры в зимних условиях приводят к возникновению снежных бурь. Огромные массы снега с большой скоростью перемещаются по воздуху с одного места на другое. Буря может длиться несколько суток. Снежную бурю часто называют пургой (бураном, метелью).

Лесной пожар.

     ЛЕСНОЙ ПОЖАР во многих странах явление не редкое. Это неконтролируемое, стихийное распространение огня по лесу.

В зависимости от характера загорания и состава леса пожары подразделяются на низовые, верховые и почвенные.

    По площади, охваченной огнем, лесные пожары классифицируются следующим образом:
  • первый класс - загорание (огнем охвачено 0,1- 0,2 га);
  • второй - малый (0,2- 2,0 га);
  • третий - небольшой (2,1- 20 га);
  • четвертый - средний (21- 200 га);
  • пятый - крупный (201- 2000 га);
  • катастрофический (более 2000 га).

Средняя продолжительность крупных лесных пожаров 10- 15 суток. Выгоревшая площадь обычно достигает 450- 500 га (периметр - 8- 16 км).
     Пожары сильно воздействуют на психику людей. Известно, что паника даже при небольших пожарах служит причиной значительных жертв. Зная правила поведения, человек, застигнутый этим бедствием, в любой обстановке сможет не только выстоять, спасти свою жизнь, но и оказать помощь в спасении других людей, в спасении материальных ценностей от огня.
     Если пожар застиг Вас в лесу или степи, не следует принимать поспешное решение. Обычно люди, испугавшись быстро надвигающегося вала огня, стараются бежать в противоположную сторону от него, недооценивая скорости его движения. При степном или низовом лесном пожаре нужно преодолевать кромку огня против ветра, укрыв голову и лицо верхней одеждой. Выходить из зоны любого лесного пожара, скорость распространения которого невелика, надо также в наветренную сторону, используя открытые пространства (поляны, просеки, дороги, ручьи, реки и т. д.), а также участки лиственного леса.

Бедствия, связанные с гидрологическими природными явлениями.

Наводнение.

НАВОДНЕНИЕ - затопление водой местности, прилегающей к реке, озеру или водохранилищу.

    По причинам возникновения наводнения подразделяются на:
  • половодье - сезонное таяние снега с максимальным стоком воды, отличающееся длительным подъемом уровня воды в реке;
  • паводок, вызываемый интенсивным дождем или таянием снега при зимних оттепелях.

     Бывают наводнения, вызываемые заторами льда в реке и ветровыми нагонами воды на озерах, водохранилищах и в морских устьях рек. Вызывают наводнения и прорывы (разрушения) плотин.

    При угрозе наводнения обычно проводятся предупредительные мероприятия, которые позволяют снизить ущерб и создать условия для эффективных спасательных работ в зонах затопления:
  • информирование населения и объектов народного хозяйства о возникновении угрозы;
  • усиление наблюдения за уровнем воды;
  • приведение в готовность спасательных сил и средств;
  • проверка состояния дамб, плотин, мостов, устранение выявленных недостатков, быстрое возведение дополнительных насыпей, водоотводных каналов и других гидротехнических сооружений.

     В зонах возможного затопления изменяют режим работ предприятий, а в отдельных случаях и приостанавливают, временно прекращают работу школ и дошкольных детских учреждений. Одно из важнейших мероприятий, снижающих количество жертв и уменьшающих возможный ущерб при наводнении,- эвакуация населения и вывоз материальных ценностей из опасных районов. В первую очередь эвакуируют детские учреждения и больницы.
     Прежде чем покинуть дом, следует перенести на верхние этажи и в другие незатапливаемые места все, что вода может уничтожить, выключить газ и электричество; затем, взяв с собой документы и самые необходимые вещи, небольшой запас продуктов и воды, прибыть на место сбора.
     Как вести себя при наводнениях. Затопленные места глубиной до 1 м можно перейти вброд; 0,6- 1,2 м можно преодолеть на грузовиках и машинах с передним и задним ведущими мостами, на тракторах (при скорости течения до 1 м/с). Переправа разрешается только по разведанному и обозначенному броду. В крайних случаях эвакуацию выполняют на ботах, баржах, катерах, лодках, шлюпках и других плавающих средствах. Если имеются подручные материалы (бревна, доски, металлические бочки, автомобильные камеры и др.), можно изготовить плоты, паромы.
     Если вода застала в поле, в лесу, надо выходить на возвышенные места, если нет такой возможности - забраться на дерево, использовать любые предметы, способные удержать человека на воде.
     К тонущему человеку подплывать лучше со спины. Если есть лодка, приближаться к терпящему бедствие следует против течения, при ветреной погоде - против ветра и волн. Вытаскивать человека из воды лучше всего со стороны кормы. Доставив на берег, немедленно приступить к оказанию первой медицинской помощи.

Сель.

     СЕЛЬ - стремительный поток смеси воды и обломков горных пород, внезапно возникающий в бассейне небольшой горной реки. Характеризуется резким подъемом уровня воды, волновым движением, кратковременностью действия (один- три часа), разрушительным эффектом.

    За основу классификации селя берутся причины его возникновения. Их семь. Вот почему и он подразделяется на семь типов:
  • дождевой, как результат ливней и затянувшихся дождей,- самый массовый;
  • снеговой (из-за интенсивного снеготаяния), господствует в горах;
  • ледниковый (следствие интенсивного таяния ледников), наиболее мощные сели - в альпийских высокогорьях;
  • вулканический (причина - извержение вулканов), отличается большой длиной пути и значительным объемом выносов;
  • сейсмогенный (спутник землетрясений), формируется в районах высокой сейсмичности (8 баллов и выше);
  • лимногенный образуется в результате прорыва естественных высокогорных озерных плотин;
  • антропогенный возникает из-за длительной и нерациональной эксплуатации территории в горах, на участках вырубленных лесов, деградированных лугов (пастбищ), размыва склонов и русел рек.

     Большое влияние на поведение и действия населения при селевых потоках и оползнях оказывают организация своевременного обнаружения и учета признаков этих стихийных бедствий и оповещения (предупреждения) о бедствии.
     В большинстве случаев население об опасности селевого потока может быть предупреждено всего лишь за десятки минут (реже за один- два часа).
     Первым признаком начавшихся оползневых подвижек является появление трещин на зданиях, разрывов на дорогах, береговых укреплениях и набережных, вспучивание земли, смещение основания различных высотных конструкций (и даже деревьев).
     При угрозе селевого потока или оползня население и материальные ценности из опасных районов эвакуируются, отгоняется скот.
     Услышав оповещение о приближающемся селевом потоке или начавшемся оползне, а также при первых признаках их появления нужно как можно быстрее покинуть помещение, предупредить об опасности окружающих и выйти в безопасное место. Покидая помещение, следует затушить печи, перекрыть газовые краны и выключить свет и электроприборы. (Это поможет предотвратить возникновение пожаров.)
     При внезапном появлении селевых потоков и оползней страшнее всего паника. В случае захвата кого-либо движущимся потоком селя нужно поспешить на помощь. Выводить спасаемых из потока нужно по направлению потока с постепенным приближением к его краю.
     При оползнях возможно заваливание людей грунтом, нанесение травм падающими предметами, строительными конструкциями, деревьями. Разумеется, и в этих случаях нельзя медлить с помощью.

Снежная лавина.

     СНЕЖНАЯ ЛАВИНА - низвергающаяся со склонов гор под действием силы тяжести снежная масса. Образуется при большом накоплении снега на безлесных склонах гор крутизной от 15 до 50 градусов. Размеры лавины характеризуются массой снега, вовлеченного в движение (от нескольких десятков до нескольких миллионов кубометров).
     С объявлением штормового предупреждения о возможных снежных бурях или снежных заносах необходимо ограничить передвижение, особенно в сельской местности, создав дома необходимый запас продуктов, воды и топлива.
     Особую опасность снежные бури (заносы) представляют для людей, застигнутых в пути далеко от человеческого жилья" Занесенные снегом дороги, потеря видимости вызывают полное дезориентирование на местности.
     При движении на автомобиле не следует пытаться одолеть снежные заносы, необходимо остановиться, полностью закрыть жалюзи машины, укрыть двигатель со стороны радиатора. Периодически надо выходить из автомобиля, разгребать снег, чтобы не оказаться погребенным под ним.
     Если в пути одновременно окажется несколько человек, целесообразно собраться всем вместе. Ни в коем случае нельзя покидать укрытие!
     Во время гололеда масштабы бедствия увеличиваются. Гололедные образования на дорогах затрудняют, а на сильно пересеченной местности и вовсе останавливают работу автомобильного транспорта. Передвижения пешеходов затрудняются. Обрушения различных конструкций и предметов под нагрузкой становятся реальной опасностью; в этих условиях нельзя находиться в ветхих строениях, под линиями электропередач и связи и вблизи их опор.

Стихийные бедствия, связанные с морскими и гидрометеорологическими явлениями.

Цунами.

     ЦУНАМИ - длинные волны, возникающие в результате подводных землетрясений (до 90 процентов случаев), вулканических извержений и оползней на морском дне. При цунами волна движется со скоростью от 100 до 1000 км/ч. Высота крупных волн у побережья достигает 5 - 20 м, а иногда доходит и до 40.

Сила цунами определяется в баллах.
1 балл - очень слабые, без последствий.
2 балла - слабые. Побережье немного затоплено.
3 балла - средние. Побережье затоплено, слабые разрушения в портах.
4 балла - сильные. Побережье затоплено. Небольшие суда выброшены на берег, возможны человеческие жертвы.
5 баллов - очень сильные. Побережье затоплено, крупные суда выброшены на берег, разрушены портовые сооружения, большие человеческие жертвы.

Тайфун.

     ТАЙФУН - ураган огромной разрушительной силы в Юго-Восточной Азии и западной части Тихого океана. Диаметр тайфуна доходит до 180- 550 км, средняя продолжительность существования 7- 15 суток. Тайфуны сопровождаются интенсивными ливневыми дождями, грозами и сильными волнами.

Рекомендации к теме

От превратностей природы не застрахован никто. И, если в вашем населенном пункте до сегодняшнего дня никогда не происходило стихийных бедствий, нет никакой гарантии, что и в будущем никогда не произойдет. К тому же никогда нельзя предугадать, куда забросит Вас жизнь в следующий момент.

Стихийные бедствия, рассмотренные в данной теме, уже унесли множество жизней. И, если их нельзя предотвратить, то можно вооружиться знаниями, которые помогут Вам с честью выйти из предложенных природой испытаний. А для этого "экзаменатора" надо знать в лицо.

Предложенный материал поможет Вам сформировать понятия о разных видах стихийных бедствий и выработать стратегию поведения при их возникновении. Тестовые вопросы помогут закрепить полученные знания.