РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СГЛАЖИВАНИЕ ДИСПРОПОРЦИЙ.

Для улучшения сложившейся территориальной структуры хозяйства большинство экономически развитых стран Запада проводит государственную региональную политику. Региональная политика представляет собой комплекс законодательных, административных, экономических и природоохранных мероприятий, способствующих более рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровней жизни людей.

Эта политика направлена, прежде всего, на сглаживание региональных диспропорций между высокоразвитыми районами, с одной стороны, и отсталыми и депрессивными - с другой. В отсталых районах сооружаются крупные промышленные предприятия, выполняющие роль своеобразных "полюсов роста". В депрессивных районах предпринимаются попытки создания современных наукоемких производств, филиалов крупных фирм.

Депрессивный район - обычно старопромышленный район, достигший в прошлом достаточно высокого уровня развития, но в эпоху НТР прежде всего в силу преобладания старых производств потерявший многие стимулы экономического развития. Само понятие "депрессивный район" возникло в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.

Региональная политика предусматривает также ограничение роста и "разгрузку" крупных городов и городских агломераций, прежде всего столичных, в которых в 60-70-х гг. происходили упадок центральных районов ("ядер"), резкое обострение экологических проблем. Далее, она способствует освоению новых районов, преимущественно окраинных, периферийных.

Чтобы изменить старый колониальный тип территориальной структуры хозяйства, многие развивающиеся страны также осуществляют государственную региональную политику. Основные цели этой политики заключаются в преодолении разобщенности отдельных частей страны, смягчении имеющихся диспропорций между центром и периферией, в формировании национальной системы городов и управлении процессом урбанизации, в освоении глубинных ресурсных районов.

Освоению внутренних территорий должно также способствовать перенесение столиц из приморских городов в глубинные районы, которое было предпринято в Бразилии, Нигерии, некоторых других странах. Однако, несмотря на все усилия в большинстве развивающихся стран очень резкие территориальные диспропорции еще сохраняются.

Рекомендации к теме

При выполнении заданий по теме "Содержание литературного произведения: Авторская позиция" обратите внимание на контактное изложение.

Перед Вами поставлена цель: научиться понимать критический (учебный, научный) текст и грамотно, точно излагать его содержание; научиться использовать аналитический язык при изложении подобного текста.

Вы должны научиться решать следующие задачи:

  • выделять главную мысль всего текста, определять его тему;
  • выделять суть отдельных высказываний автора и их логическую связь;
  • передавать авторские мысли не как "свои", а через посредство косвенной речи ("Автор полагает, что…");
  • расширять свой словарный запас понятий и терминов.

Пример.

Исходный текст: Всем творчеством своим Пушкин, конечно, бунтарь. Он, безусловно, понимает правоту Пугачева, Стеньки Разина, Дубровского. Он, конечно же, был бы, если б смог, 14 декабря на Сенатской площади вместе со своими друзьями и единомышленниками. (Г.Волков)

Вариант выполненного задания: По твердому убеждению критика, в своем творчестве Пушкин - бунтарь. Ученый полагает, что Пушкин, понимая правоту Пугачева, Стеньки Разина, Дубровского, обязательно был бы, если б смог, 14 декабря на Сенатской площади вместе с единомышленниками.