К данномой теме теоретический материал не прилагается. Обратите внимание на все рекомендации.

Рекомендации к теме

  1. За день до выполнения основной работы (написания сочинения) повторите материал по темам №9 (Анализ эпизода художественного произведения), №14 (Анализ лирического произведения), №16 (Анализ драматического произведения) и №10 (Как писать сочинение по литературе?). Также при необходимости повторите теорию литературы по другим темам.
  2. Эту работу следует считать "генеральной репетицией" экзаменационного сочинения, поэтому постарайтесь создать себе необходимые условия для работы и соблюсти правильный временной режим.
    Экзаменационное сочинение пишется 6 астрономических часов (обеденное время сюда не входит). Именно столько времени мы рекомендуем вам отвести на эту работу.
  3. Экзамен - не время для творчества. Вы должны продемонстрировать не фантазию и эмоции, а все, что вы знаете и умеете, все, чему вы успели научиться. Поэтому выбирайте не ту тему, которая вам больше "нравится", или ту, в которой можно написать о любимом произведении, а ту, с которой вы можете лучше справиться, которая у вас отработана. Даже если вы любите "Мастера и Маргариту", но у вас хорошо получается анализ лирического произведения, оставьте Булгакова в покое и пишите о стихотворении: результат будет выше!
  4. РАБОТАЙТЕ НЕ НА КОМПЬЮТЕРЕ. Позже вы найдете время перенести написанный текст сочинения в память машины. Но на экзамене вы пишете вручную.
    Подготовьте заранее рабочую тетрадь. Выньте из середины 3 двойных листа, совместите их книжечкой и подпишите: "Черновик". На оставшихся трех листах с обложкой вы напишете беловой вариант работы. Не трогайте их до тех пор, пока черновик не будет полностью написан и проверен.
  5. Приступая к работе, устраните все (!) раздражители и отвлекающие факторы: отключите телефон, выключите телевизор, компьютер и радио; заранее договоритесь с домашними, чтобы в это время вас не беспокоили.
  6. Первые 10-15 минут на экзамене отводятся на вскрывание конверта с темами, запись их на доске и комментирование каждой темы. Следующие 5-10 минут выпускники выбирают тему из списка.
    Вы свою тему этой итоговой работы уже знаете. Поэтому отнимите от общего времени вашей работы примерно 20 минут.
    Итак, вы должны работать над "репетиционным" сочинением 5 часов 40 минут. Вы также можете сделать один 20-минутный перерыв на обед и отдых.
  7. Временной режим сочинения очень жесткий:
    - проверка написанного черновика - около 30 минут;
    - переписывание чернового варианта набело - до 1 часа 30 минут;
    - проверка беловика - до 1 часа;
    итого на написание собственно сочинения (черновика) - около 2 часов 30 минут.
    Работая над сочинением, ПРОВЕРЯЙТЕ себя ПО ЧАСАМ. Если первая репетиция вам по времени не удалась, повторите работу на примере другой темы, даже если содержание первого сочинения вам нравится.
  8. Приступать к работе с текстами произведений разрешается через час после начала работы (в вашем случае - через сорок минут). Постарайтесь соблюсти это условие: обдумайте, какие тексты вам нужны, вспомните, в каких частях произведения содержатся нужные вам эпизоды или цитаты; не увлекайтесь листанием книги или переписыванием цитат, лучше передайте содержание нужного фрагмента текста более или менее подробно (там, где это возможно, ведь иногда необходима именно цитата, а не пересказ).
  9. Составьте план собственных рассуждений: о чем вы напишете во вступлении? Какие вопросы вы перед собой поставите? Какие мысли вы выскажете? Какие аргументы в их защиту приведете? Какие выводы по поставленной проблеме вы сделаете?
  10. Проверка написанного - важнейший этап работы над экзаменационным сочинением. Здесь нельзя экономить время. Обязательно перечитывайте написанное в черновике: по предложениям, по абзацам, по страницам, целиком. Проверять черновик нужно по нескольким параметрам:
    речь (насколько "складно" вы написали, нет ли речевых ошибок);
    соответствие высказывания ТЕМЕ (не "ушли" ли вы в сторону от основного предмета разговора, если "ушли" - немедленно "возвращайтесь" в следующем предложении!);
    последовательность рассуждений (связано ли это предложение с предыдущими высказываниями);
    грамотность (орфография и пунктуация).
    По тем же параметрам следует проверять и окончательный вариант сочинения.

Вам предлагаются 15 комплектов тем. Большинство из этих тем были представлены на экзаменах по литературе за последние несколько лет. Каждый комплект построен по принятой в российской школе в последние годы содержательной схеме:

  • Сопоставительная тема (сравнить два аспекта литературного произведения: героев, темы, композиции и т.д.).
  • Сочинение по цитате.
  • Анализ эпизода литературного произведения.
  • Анализ лирического произведения.
  • Тема, связанная с литературоведческими понятиями.
  • Тема, связанная с мастерством писателя.
  • Тема, связанная с художественным своеобразием произведения.
  • Свободная тема (раскрывается только на литературном материале).

Выберите из любого комплекта одну тему и напишите по ней сочинение. Обязательно учтите рекомендации к выполнению работы. Объем вашего сочинения: 2,5 - 3 (не более!) страницы набранного текста (шрифт №12), соответствующие 5-6 тетрадным страницам рукописного текста.

ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХА!

КОМПЛЕКТЫ ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

№1

  1. Софья и Лиза в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума": два характера и два судьбы.
  2. "Есть - люди, а есть - иные - и человеки…" (По пьесе М.Горького "На дне").
  3. Приезд Штольца в дом Обломова. (Анализ эпизода из второй части романа И.Гончарова "Обломов".)
  4. Анализ стихотворения Н.А.Некрасова "В дороге".
  5. Особенности композиции одного из произведений русской литературы XIX века.
  6. Широта эпического изображения жизни в одном из произведений русской литературы ХХ века.
  7. Автор и его герой в одном из произведений А.И.Солженицына.
  8. Тема чести и человеческого достоинства в одном из произведений русской литературы.

№2

  1. "Мы сделались приятелями…" (Печорин и Вернер в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".)
  2. "Мелодией одной звучат печаль и радость…" (Тема любви в лирике А.Блока.)
  3. Ночь в Отрадном. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого "Война и мир", т.2, ч.3, гл.2.)
  4. Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева "Как хорошо ты, о море ночное…".
  5. Роль художественной детали в одном из произведений русской литературы XIX века.
  6. Приемы создания портрета героя в одном из произведений русской литературы.
  7. Художественное своеобразие одного из произведений А.Н.Куприна.
  8. Тема красоты мира и человека в одном из произведений русской литературы.

№3

  1. Два женских характера в романе Л.Н.Толстого "Война и мир": Наташа и Соня.
  2. "Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?.. (По роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".)
  3. Анализ финальной сцены драмы А.Островского "Гроза".
  4. Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива…"
  5. Интерьер как средство характеристики героя. (По одному из произведений русской литературы XIX века.)
  6. Смысл названия одного из произведений русской литературы ХХ века.
  7. Проблематика и герои одного из рассказов И.А.Бунина.
  8. Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы.

№4

  1. Тихон Щербатый и Платон Каратаев в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".
  2. "И старинная мечтательная жизнь встанет перед тобою…" (По одному из произведений И.А.Бунина.)
  3. Чичиков на балу у губернатора. (Анализ эпизода первой главы поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души",)
  4. Анализ стихотворения А.Т.Твардовского "Вся суть в одном единственном завете…".
  5. Роль внутреннего монолога в создании характера героя. (По одному из произведений русской литературы XIX века.)
  6. Смысл финала драматического произведения. (На примере одной из пьес русской литературы ХХ века.)
  7. Особенности жанра поэмы в творчестве М.Ю.Лермонтова. (На примере одного произведения.)
  8. Тема семьи в одном из произведений русской литературы.

№5

  1. Чацкий и Молчалин как герои-антиподы. (По комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".)
  2. "Я сразу смазал карту будня…" (По лирике В.В.Маяковского.)
  3. На батарее Тушина. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого "Война и мир", т.1, ч.2, гл. 20.)
  4. Анализ стихотворения В.Жуковского "Море".
  5. Система персонажей одного из произведений русской литературы XIX века.
  6. Образ времени в одном из произведений русской литературы ХХ века.
  7. Своеобразие проблематики ранней прозы М.Горького. (На примере одного из рассказов.)
  8. Тема подвига в одном из произведений русской литературы.

№6

  1. "Темное царство" в драме А.Н.Островского "Гроза": Дикой и Кабаниха.
  2. "Революцией мобилизованный и призванный…" (По творчеству В.Маяковского.)
  3. Совет в Филях. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого "Война и мир", т.3, ч.3, гл.4.)
  4. Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова "Листок".
  5. Многообразие тематики одного из произведений русской литературы ХIХ века.
  6. Роль антитезы в одном из произведений русской литературы ХХ века.
  7. Особенности народного характера в прозе В.М.Шукшина. (На примере одного из рассказов).
  8. Вера в человека и ее воплощение в одном из произведений русской литературы.

№7

  1. Тема города в комедии "Ревизор" и поэме "Мертвые души" Н.В.Гоголя.
  2. "Раздается мерный шаг…" (По поэме А.Блока "Двенадцать".)
  3. Дуэль Пьера с Долоховым. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого "Война и мир", т.2, ч.1, гл. 4, 5.)
  4. Анализ стихотворения А.А.Ахматовой "Заплаканная осень, как вдова…".
  5. Тематика и образы одного из рассказов И.С.Тургенева.
  6. Мастерство в построении сюжета. (По одному из произведений русской литературы XIX века.)
  7. Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы ХХ века.
  8. "Искусственность унижает и опошляет все то, к чему она прикасается…" Д.И.Писарев. (По одному из произведений русской литературы.)

№8

  1. Лужин и Свидригайлов в романе Ф.Достоевского "Преступление и наказание".
  2. "Все встречаю, все приемлю…" (По лирике С.Есенина.)
  3. Финальное объяснение Онегина и Татьяны. (Анализ эпизода из восьмой главы романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин".)
  4. Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева "Фонтан".
  5. Образ антигероя и средства его создания. (На примере одного из произведений русской литературы XIX века.)
  6. Реальное и фантастическое в одном из произведений русской литературы ХХ века.
  7. Своеобразие проблематики ранней прозы М.Горького. (На примере одного из рассказов.)
  8. "Без великодушных идей человечество жить не может". Ф.М.Достоевский. (По одному из произведений русской литературы.)

№9

  1. "Народные заступники": Яким Нагой и Ермил Гирин. (По поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".)
  2. "Люди как люди…" (Быт и нравы Москвы в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".)
  3. Именины Наташи Ростовой. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого "Война и мир", т.1, ч.1, гл. 15-17.)
  4. Анализ стихотворения Ф.Тютчева "Не то, что мните вы, природа…"
  5. Образ города в одном из произведений русской литературы XIX века.
  6. Мастерство писателя в изображении истории. (На примере одного из произведений русской литературы ХХ века.)
  7. Особенности проблематики одного из произведений военной прозы.
  8. "Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть…" А.П.Чехов. (По одному из произведений русской литературы.)

№10

  1. Семья Ростовых и семья Болконских в романе Л.Толстого "Война и мир".
  2. "Звезды смерти стояли над нами…" (По поэме А.Ахматовой "Реквием".)
  3. "Повесть о капитане Копейкине". (Анализ фрагмента поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души".)
  4. Анализ стихотворения А.Фета "Это утро, радость эта…"
  5. Особенности стиля одного из русских писателей XIX века.
  6. Черты романтизма в одном из произведений русской литературы ХХ века.
  7. Тема любви в прозе А.Куприна. (На примере одного из рассказов.)
  8. "Кто не страдал и кто не ошибался, тот цену истины и счастья не узнал". Н.А.Добролюбов. (По одному из произведений русской литературы.)

№11

  1. Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем. (По роману Ф.Достоевского "Преступление и наказание".)
  2. "Без конца и без краю мечта!" (По лирике А.Блока.)
  3. Татьяна Ларина в Москве. (Анализ седьмой главы романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин".)
  4. Анализ стихотворения И.Бунина "Последний шмель".
  5. Мастерство изображения народной жизни в одном из произведений русской литературы XIX века.
  6. Особенности образа рассказчика в одном из произведений русской литературы ХХ века.
  7. Художественное своеобразие сказок М.Салтыкова-Щедрина. (На примере одного произведения.)
  8. "Величайшие истины - самые простые." Л.Толстой. (По одному из произведений русской литературы.)

№12

  1. Раскольников и его "двойники". (По роману Ф.Достоевского "Преступление и наказание".)
  2. "Существует только человек…" (По пьесе М.Горького "на дне".)
  3. Дуэль Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым. (Анализ эпизода из 24 главы романа И.Тургенева "Отцы и дети".)
  4. Анализ стихотворения В.Маяковского "Послушайте!".
  5. Роль эпилога в одном из произведений русской литературы XIX века.
  6. Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы ХХ века.
  7. Лиризм прозы И.А.Бунина. (На примере одного произведения.)
  8. "Без действия нет жизни… В.Белинский. (По одному из произведений русской литературы.)

№13

  1. Старые и новые хозяева вишневого сада. (По пьесе А.Чехова "Вишневый сад".)
  2. "Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа". (Поэма А.Блока "Двенадцать".)
  3. Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени.)
  4. Анализ стихотворения В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям".
  5. Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы ХIХ века.
  6. Своеобразие кульминационной сцены одного из произведений русской литературы ХХ века.
  7. Гуманистическая тема в рассказе М.Шолохова "Судьба человека".
  8. "Корень злых дел в дурных мыслях". Л.Толстой. (По одному из произведений русской литературы.)

№14

  1. Москва и Петербург в романе Л.Толстого "Война и мир".
  2. "Каждый сам себе судья!" (Тема нравственного выбора человека в произведениях М.Горького.
  3. "О двух великих грешниках". (Анализ легенды из поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".)
  4. Анализ стихотворения С.Есенина "Запели тесаные дроги…"
  5. Мастерство изображения мира человеческих чувств в одном из произведений русской литературы XIX века.
  6. Нравственная проблематика современной прозы. (По одному из произведений русской литературы 2-й половины ХХ века).
  7. "Есть минуты, в которые переживаешь сознанием гораздо более, чем в целые годы". Ф.М.Достоевский. (По одному из произведений русской литературы.)

№15

  1. Образ народа в сказках М.Салтыкова-Щедрина и в поэме Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
  2. "Народ другой стал с революции, как, скажи, заново народился!" (По прозе М.Шолохова.)
  3. Пьер в плену. (Анализ эпизода из романа Л.Толстого "Война и мир", т.4, ч.1, гл.11, 12.)
  4. Анализ стихотворения А.Блока "Русь".
  5. Роль эпизодических персонажей в одном из произведений русской литературы XIX века.
  6. Философская проблематика одного из произведений русской литературы ХХ века.
  7. Сюжет и проблематика одного из произведений Н.С.Лескова.
  8. "Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает" В.О.Ключевский. (По одному из произведений русской литературы.)