По замыслу Н. В. Гоголя темой поэмы должна была стать вся современная ему Россия. Конфликтом первого тома “Мертвых душ”
писатель взял два типа противоречий, присущих русскому обществу первой половины XIX века: между мнимой содержательностью
и действительной ничтожностью господствующих слоев общества и между духовными силами народа и его закабалителями.
Действительно, “Мертвые души” можно назвать энциклопедическим исследованием всех насущных проблем того времени:
состояния помещичьих хозяйств, морального облика помещичьего и чиновничьего дворянства, их взаимоотношений с народом,
судеб народа и родины. “...Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем”, -
писал Гоголь Жуковскому о своей поэме. Естественно, что такой многоплановый сюжет определил своеобразную композицию.
Прежде всего, построение поэмы отличается ясностью и четкостью: все части связаны между собой сюжетно-образующим героем
Чичиковым, путешествующим с целью добыть “миллион”. Это энергичный делец, ищущий выгодных связей, вступающий в
многочисленные знакомства, что позволяет писателю изобразить действительность во всех ее гранях, запечатлеть
социально-экономические, семейно-бытовые, морально-правовые и культурно-нравственные отношения в крепостнической России.
В первой главе, экспозиционной, вводной, автор дает общую характеристику провинциального губернского города и знакомит
читателей с основными действующими лицами поэмы.
Следующие пять глав посвящены изображению помещиков в их собственной семейно-бытовой жизни, в своих усадьбах. Гоголь
мастерски отразил в композиции замкнутость помещиков, их оторванность от общественной жизни (Коробочка даже слухом не
слыхивала о Собакевиче и Манилове). Содержание всех этих пяти глав строится по одному общему принципу: внешний вид
усадьбы, состояние хозяйства, господский дом и его внутреннее убранство, характеристика помещика и его взаимоотношений с
Чичиковым. Таким способом Гоголь рисует целую галерею помещиков, в своей совокупности воссоздающих общую картину
крепостнического общества.
Сатирическая направленность поэмы проявляется в самой последовательности представления помещиков, начиная с Манилова и,
завершая Плюшкиным, который уже “обратился в прореху на человечестве”. Гоголь показал страшную деградацию человеческой
души, духовное и нравственное падение крепостника-корыстолюбца.
Но наиболее ярко реалистическая манера и сатирический пафос писателя проявились в создании образов русских помещиков.
Гоголь выдвигает на первый план морально-психологическую сущность героя, его отрицательные черты и типические признаки,
как, например, прекраснодушную мечтательность и полное непонимание жизни у Манилова; наглое вранье и распоясанность у
Ноздрева; кулачество и человеконенавистничество у Собакевича и пр.
Широта обобщения образов органически сочетается с их явно обозначенной индивидуальностью, жизненной осязаемостью,
которая достигается путем преувеличенной конкретизации их типических особенностей, резкая обрисовка моральных черт и их
индивидуализация приемами заострения подкрепляется обрисовкой внешности действующих лиц.
За портретами помещиков, выписанных крупным планом, в поэме следует сатирическое изображение жизни губернского
чиновничества, представляющего собой социально-политическую власть дворянства. Замечательно, что Гоголь избирает
предметом своего изображения весь губернский город, создает собирательный образ провинциального бюрократа.
В процессе изображения помещиков и чиновничества перед читателями постепенно развертывается образ главного героя
повествования - Чичикова. Лишь в заключительной, одиннадцатой главе Гоголь раскрывает его жизнь во всех деталях и
окончательно разоблачает своего героя как ловкого буржуазного хищника, мошенника, цивилизованного подлеца. Такой подход
обусловлен стремлением автора полнее изобличить Чичикова как общественно-политический тип, выражающий новое, еще только
зреющее, но уже вполне жизнеспособное и достаточно сильное явление - капитал. Именно поэтому его характер показан в
развитии, в столкновениях со множеством самых различных препятствий, возникающих на его пути. Замечательно, что все
другие персонажи “Мертвых душ” предстают перед читателем психологически уже сложившимися, то есть вне развития и
внутренних противоречий (исключение в какой-то мере составляет Плюшкин, которому дана описательная предыстория). Такая
статичность характеров подчеркивает застойность быта и все!
го образа жизни помещиков и способствует концентрации внимания на особенностях их характеров.
Через всю поэму Гоголь параллельно сюжетным линиям помещиков, чиновников и Чичикова непрерывно проводит еще одну -
связанную с образом народа. Композицией поэмы писатель все время настойчиво напоминает о наличии пропасти отчуждения
между простым народом и правящими сословиями.
На протяжении всей поэмы утверждение народа как положительного героя сливается с прославлением родины, с выражением
автором своих патриотических и гражданских суждений. Эти суждения рассеяны по всему произведению в форме проникновенных
лирических отступлений. Так, в 5-й главе Гоголь славит “живой и бойкий русский ум”, его необыкновенную способность к
словесной выразительности. В 6-й главе он обращается со страстным призывом к читателю сохранить в себе до конца жизни
истинно человеческие чувства. В 7-й главе идет речь о роли писателей, о разных их “уделах”. В 8-й показана
разъединенность губернского дворянства и народа. Последняя, 11 глава, завершается восторженным гимном Родине, ее
прекрасному будущему.
Как видно от главы к главе, темы лирических отступлений приобретают все большую социальную значимость, а трудовой народ
предстает перед читателем в неуклонно повышающейся прогрессии его достоинств (упоминания об умерших и беглых мужиках
Собакевича и Плюшкина).
Таким образом, Гоголь достигает в композиции поэмы той непрерывно увеличивающейся напряженности, которая в совокупности
с усиливающейся драматичностью действия сообщает “Мертвым душам” исключительную занимательность.
В композиции поэмы следует особо подчеркнуть проходящий через все произведение образ дороги, с помощью которого
писатель выражает ненависть к застою и устремленность вперед, горячую любовь к родной природе. Этот образ способствует
усилению эмоциональности и динамичности всей поэмы.
Изумительное искусство Гоголя в компоновке сюжета сказалось в том, что множество самых различных вводных эпизодов и
авторских отступлений, вызванных стремлением шире и глубже воссоздать тогдашнюю действительность, строго подчинено
воплощению определенных идей писателя. Такие авторские отступления, как о толстых и тонких, о “страсти русского человека
знаться с тем, кто хотя бы одним чином был его повыше”, о “господах большой руки и господах средней руки”, о широкой
типичности образов Ноздрева, Коробочки, Собакевича, Плюшкина, составляют необходимый социальный фон для раскрытия
основных идей поэмы. Во многих авторских отступлениях Гоголь так или иначе касался столичной темы, но в предельной
сатирической обнаженности эта “опасная” тема прозвучала во включенной в композицию поэмы “Повести о капитане Копейкине”,
рассказанной губернским почтмейстером. По своему внутреннему смыслу, по своей идее эта вставная новелла является важным
элементом в идейном и художественном смысле гоголе!
вской поэмы. Она давала автору возможность включить в поэму тему героического 1812 года и тем самым еще резче оттенить
бессердечие и произвол верховной власти, трусость и ничтожество губернской знати. “Повесть о капитане Копейкине” на
короткое время отвлекает читателя от затхлого мира Плюшкиных и чиновников губернского города, но эта смена впечатлений
создает определенный художественный эффект и помогает отчетливее понять замысел произведения, его сатирическую
направленность.
Композиция поэмы не только великолепно развертывает сюжет, в основе которого лежит фантастическая авантюра Чичикова, но
и позволяет Гоголю с помощью внесюжетных эпизодов воссоздать всю действительность николаевской Руси. Все выше сказанное
убедительно доказывает, что композиция поэмы отличается высокой степенью художественного мастерства.