ОБРАЗ ХЛЕСТАКОВА
<В <Ревизоре> я решился собрать в одну кучу все дурное в Рос-сии, какое я тогда знал, все несправедливости и за одним разом по-смеяться над всем> - такова основная цель, которую ставил перед собой Гоголь. Находясь в преемственной связи с драматургией Фон-визина, Грибоедова, Пушкина, комедия <Ревизор> отличалась мас-штабностью своего художественного обобщения и объемностью про-блематики. При помощи смеха, <который весь излетает из светлой природы человека>, писатель с высоты творческого гения отразил <зло своего времени>.Гоголь не раз предупреждал: Хлестаков - самый трудный образ в пьесе. Помотрим, что же представляет из себя этот герой. Хлестаков - мелкий чиновник, человек ничтожный, всеми поре-каемый. Его презирает даже собственный слуга Осип, его может от-таскать за вихры отец. Он беден и не способен работать так, чтобыобеспечить себе хотя бы сносное существование. Он глубоко недово-лен своей жизнью, даже подсознательно презирает себя. Но пустота и глупость не позволяют ему осмыслить свои беды, попытаться из-менить жизнь. Ему кажется, что представься лишь случай, и все изменится, он перенесется <из грязи в князи>. Это и позволяет Хлестакову так легко и непринужденно чувствовать себя лицом значительным.Мир, в котором живет Хлестаков, непонятен ему самому. Он не в силах постичь связь вещей, представить себе, чем в действитель-ности заняты министры, как ведет себя и что пишет его <друг> Пушкин. Для него Пушкин - тот же Хлестаков, но счастливее, удачливее. Интересно то, что и городничий, и его приближенные, которых нельзя не признать людьми сметливыми, знающими жизнь, по-своему неглупыми, ничуть не смущены враньем Хлеста-кова. Им тоже кажется, что все дело в случае: повезло - и ты ди-ректор департамента. Никаких личных заслуг, труда, ума и души не требуется. Надо лишь помочь случаю, кого-то подсидеть. Разни-ца между ними и Хлестаковым лишь в том, что последний уж от-кровенно глуп и лишен даже практической сметки. Будь же он по-умнее, пойми сразу заблуждение городской верхушки, он начал бы сознательно подыгрывать. И несомненно бы провалился. Хитрость, продуманная ложь не обманули бы внимательного городничего. Он бы нашел слабое место в заранее созданной выдумке, недаром гор-дится Антон Антонович: <Тридцать лет живу на службе; ...мошен-ников над мошенниками обманывал. Трех губернаторов обманул!> Городничий не мог предположить в Хлестакове лишь одного - чистосердечия, неспособности к сознательной, продуманной лжи.А между тем это одна из основных черт Хлестакова, делающая его героем <миражной* интриги. Внутренняя пустота делает его по-ведение совершенно непредсказуемым: в каждый данный момент он ведет себя так, как <получается>. Его морили голодом в гости-нице, над ним висела угроза ареста - и он льстиво молил слугу принести хоть что-нибудь поесть. Несут обед - и он прыгает на стуле от восторга и нетерпения. При виде тарелки супа Хлестаков забывает о том, как минуту назад униженно клянчил еду. Он уже вошел в роль важного господина. <Ну, хозяин, хозяин... Я плевать на твоего хозяина!> Совершенно справедливо комментирует суть этого образа Манн, исследователь творчества Гоголя: <Он, как вода, принимает форму любого сосуда. У Хлестакова необыкновенная приспособляемость: весь строй его чувств, психики легко и непро-извольно перестраивается под влиянием места и времени>.Хлестаков соткан из противоречий. Безумное, алогичное вранье Хлестакова по сути глубоко соответствует времени принципиально-го алогизма. Хлестаков - фигура общечеловеческая, но этот тип достиг апогея в николаевскую эпоху, достойно и полно иллюстри-рует ее, раскрывая глубинные пороки этого времени. Чиновники прекрасно видят, что он глуп, но высота чина затмевает любые человеческие качества.В каждом из персонажей пьесы немало хлестаковщины. Таков авторский замысел. Потому Хлестаков и главный герой, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени. Они ко-мичны, лишь собранные воедино и выставленные на сцене. Самой яркой иллюстрацией служат мечты городничего о будущей жизни в качестве тестя великого человека. И он, и Анна Андреевна пред-ставляют себе не просто роскошь, но такую роскошь, которую уни-жает их теперешняя жизнь, их теперешние знакомства. Антон Ан-тонович рисует картину: <...Поедешь куда-нибудь - фельдъегеря и адъютанты поскачут везде... Хе, хе, хе, вот что, канальство, заман-чиво!> Таким образом, мы видим, что представления Хлестакова и Сквозник-Дмухановского о шикарной жизни в основном совпадают. Ведь хлестаковские <тридцать пять тысяч одних курьеров> ничем не отличаются от фельдъегерей и адъютантов, которые в мечтах городничего <поскачут везде>. И главное, Сквозник-Дмухановский так же рад выдвинуться над мелкой сошкой и городничим, предста-вив себя генералом.Итак, образ Хлестакова явился гениальным художественным обобщением Гоголя. Объективный смысл и значение этого образа состоят в том, что он представляет собой нерасторжимое единство <значительности> и ничтожества, грандиозных претензий и внут-ренней пустоты. Хлестаков представляет собой концентрацию черт эпохи в одном человеке. Вот почему жизнь эпохи отразилась в <Ре-визоре> с огромной силой, а образы гоголевской комедии стали теми художественными типами, которые позволяют яснее понять социальные явления того времени.