САТИРИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧИНОВНИЧЕСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ГОГОЛЯ.
В комедии <Ревизор> и в поэме <Мертвые души> Гоголь обра-тился к важным социальным темам. В них речь идет о жизни целых сословий - уездного чиновничества, поместного дворянства. В поле зрения автора <вся Русь>. Места, где происходят события, обобщены и типизированы: никак не определяются географически ни городишко, где действует <Ревизор> (<отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь>), ни губернский город N, куда приехал Чичиков. Смысл и вся направленность комедии Гоголя заставляют признать главным действующим лицом <Ревизо-ра> всю группу чиновников с городничим во главе.)Сюжет комедии <Ревизор> прост. Сам Гоголь сказал: <В <Реви-зоре> я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я знал... и за одним разом посмеяться над всем>. В комедии изобра-жается обывательское существование чиновников уездного города, взяточников, казнокрадов, карьеристов и бездельников. Городни-чий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский - изворотливый, неглупый, грубый, выслужившийся долгой тяжелой службой, при-выкший хватать все, что плывет в руки, т. е. взяточник и хапуга, в минуту злобной откровенности признавшийся, что ни один купец, ни один подрядчик не мог его провести, что сам он мошенник над мошенниками, обманывал пройдох и плутов, <таких, что весь свет готов обворовать, поддевал на уду>, что трех губернаторов он обма-нул, когда же он поверил, что стал <птицей высокого полета> и может, пожалуй, <влезть в генералы>, то уже откровенно мечтает о генеральской красной ленте через плечо и о том, как будет лако-миться в Петербурге ряпушкой и корюшкой.Не менее выразительны в своей пошлости и другие чиновники. Судья Ляпкин-Тяпкин, который хоть и призван служить правосу-дию, не заглядывает в судебные дела. Он любитель псовой охоты, берущий взятки борзыми щенками. Он считается в городе <вольно-думцем>, так как прочел 5-6 книг.Попечитель богоугодных заведений Земляника, услужливый и суетливый проныра, доносчик и плут, рассуждает следующим обра-зом: <Человек простой, если умрет, то и так умрет, если выздорове-ет, то и так выздоровеет>. И в больницах, которыми он руководит, лекарств не используют, больные в них похожи на кузнецов. При таком Землянике возможен немец-лекарь, ничего не понимавший по-русски, но исправно моривший людей. Но тот же Земляника дает Хлестакову в богоугодном заведении блестящий завтрак, вот (...) и применение суммам, идущим на лекарства.Смотритель училища Хлопов, живущий в вечном страхе от вся-ких выговоров, ничего не понимает в педагогическом деле и вечно жалуется на тяготу <служить по учебной части>.Простодушно наивный почтмейстер Шпекин занимается у себя на почте ученейшим чтением вскрываемых писем, чтобы узнать, что есть нового в свете. Все чиновники являются ближайшими по-мощниками городничего. Не случайно в первом же действии Антон Антонович говорит: <Ну, здесь все свои>. На нижней же ступени административной лестницы действуют полицейские: Свистунов, ворующий серебряные ложки и не по чину берущий взятки. Дер-жиморда, дающий волю своим кулакам и для порядка <всем ставя-щий фонари под глазом - и правому и неправому>.И вдруг все это болото встревожилось вестью о приезде ревизо-ра. Управление города (отцы города) со страху принимает за реви-зора мелкого петербургского чиновника - <сосульку> Хлестакова, остановившегося проездом в городской гостинице. Беззастенчивый хвастун Хлестаков входит в роль и своею болтовней наводит на чи-новников страх. Онберет <взаймы> от городничего и обещает куп-цам устранить его от должности, объясняется в любви жене город-ничего и делает предложение его дочери. Хлестаков - герой нового времени, <столичная штучка>, представитель канцелярских сфер. По словам самого Гоголя, Хлестаков <один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими>. Папенька отправил его на службу в надежде на <фортуну>. Хлестаков пленен столичной жиз-нью и <срывает цветы удовольствия> где и как может - это его жизненное правило. <Хлестаков, - говорит Гоголь, - вовсе не на-дувает, он сам позабывает, что лжет. Он берет не взятки у чиновни-ков, а взаймы у хороших людей>. Уезжая после хорошего приема, он не думает, что совершил что-нибудь нечестное. С ним просто случился забавный случай.В образах чиновников города раскрыты совершенно конкретные социальные уродства, жизнь провинциального городишка воспри-нимается как широкая картина жизни полицейско-бюрократичес-кой монархии Николая I. Смехом казнит своих героев Гоголь. Не-даром разоблаченный в своих проделках городничий обращается ко всем со словами: <Чему смеетесь? Над собой смеетесь!> Хищничес-кое паразитическое существование царских чиновников, бюрокра-тов и тунеядцев, их гнусные поступки осмеиваются и изобличаются в комедии как проявление антинародного начала. Провинциальное чиновничье общество, погрязшее во взяточничестве, лихоимстве, олицетворяет паразитизм самодержавного строя. Недаром, посмот-рев комедию, Николай I сказал, что ему попало больше всех. Жиз-ненно правдивая комедия наделала много шума: реакционные круги злобно обвиняли автора в клевете на чиновников и требовали запрещения пьесы. Гоголь же писал: <Малейший признак исти-ны - и против тебя восстает не один человек, а целые сословия>.В поэме <Мертвые души>, посвященной поместному дворянст-ву, также изображено чиновничество. Оно повысилось в ранге - из уездного стало губернским. Образы чиновников даны общим круп-ным планом. Губернатор - <светский> человек, любезный и обая-тельный - был не толст и не тонок, имел на шее Анну, и поговари-вали даже, что он представлен к звезде, впрочем, был большой доб-ряк и даже <сам вышивал иногда по тюлю>. Это важное должност-ное лицо, первое в губернии.В поэме выведен и представитель высшего петербургского света (в <Повести о капитане Копейкине>). Это генерал-аншеф, который предлагает израненному офицеру, отстоявшему Россию в Отечест-венной войне 1812 года, инвалиду без руки и без ноги, ждать отве-та на прошение. Когда же несчастный калека решительно потребо-вал хоть какой-либо помощи, бездушный чиновник приказал вы-слать его из столицы.Полицеймейстер, <отец и благодетель города>, должен строго и неуклонно следить за тем, как выполняются законы, отдавать в руки правосудия тех, кто нарушает их, но, наведываясь в гостиный двор, он чувствует себя здесь, как в собственной кладовой. <Хоть он и возьмет, - говорят купцы, - но зато уж никак тебя не вы-даст>. Другими словами, за взятку скроет преступление. Этим он приобрел любовь и <совершенную народность>. Гоголь так ведет рассказ, что слово <народность> приобретает противоположный смысл: поступки, действия представителя власти преступны, анти-народны.Вот остряк и <философ* почтмейстер, так неудачно предполо-живший, что Чичиков - это капитан Копейкин. Вот перепуганный прокурор, боящийся своей жены. Оформление купчей крепости - типичный эпизод из повседневной деятельности чиновников. В мо-мент оформления купчей крепости мы встречаемся с тонким чинов-ником Иваном Антоновичем - <кувшинное рыло*. Автор рассуж-дает о способности чиновников превращаться то в орла, то в муху. За своим столом Иван Антонович - орел, а в кабинете начальни-ка - муха. Это взяточник, бюрократ, ловкий стряпчий всяких не-законных дел. Даже Чичиков дал ему взятку, хотя и был другом его начальника.Пустота и безделье губернского общества показаны в разговоре просто приятной дамы с дамой, приятной во всех отношениях.Чиновники города связаны круговой порукой во взяточничест-ве, грабеже, обмане. Угодничество перед значительными чинами лишило их возможности распознать в Чичикове мошенника. Они не смогли узнать: <тот ли он человек, которого можно задержать и схватить как неблагонамеренного, или же он такой человек, кото-рый может сам схватить и задержать их всех как неблагонамерен-ных>. Гражданский долг, общественные интересы этим чиновни-кам чужды. На балу у губернатора показаны молодые и пожилые чиновники, которые носились кучами по паркету, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета. Взятки, воровство, чинопочитание, круговая порука - все это не случайные явления. Гоголь говорит, что чиновники жестоки и бес-человечны. Сатирически изображая провинциальных чиновников, автор наносит удар по бюрократическому аппарату всего самодер-жавно-крепостнического государства и дает понять, что эти <блюс-тители порядка и законности> - такие же мертвые души, как и помещики. По словам Герцена, <с хохотом на устах он (Гоголь) без жалости проникает в самые сокровенные складки нечистой, злоб-ной чиновничьей души. Комедия Гоголя <Ревизор>, его поэма <Мертвые души> представляют собой ужасную исповедь современ-ной России>.