В экспозиции романа Гончаров дает очень точное, развернутое описание картины жизни Ильи Ильича Обломова. Как известно, «вертеть предмет со всех сторон»- одна из особенностей писателя. Он до мельчайших подробностей рисует нам квартиру героя, тем самым, помогая понять его характер, внутренний мир. По внешнему виду Ильи Ильича, по его движениям, по убранству комнаты, по паутине над кроватью, по тарелке, оставленной с ужина, по книгам, покрытым пылью, мы понимаем, что перед нами человек, «лежанье у которого было нормальным состоянием». К началу романа у героя две проблемы - письмо из деревни и предстоящий переезд из квартиры. Сам он не в состоянии решить их, и поэтому ждет приезда своего друга, немца Штольца.

Так и не встав с кровати, Обломов принимает у себя нескольких гостей. Все они зовут его на праздник в Екатирингоф, но он конечно отказывается. В полдень герой снова засыпает, и ему снится Обломовка, его родовое имение, детство, родители и учеба.

Сон Обломова - очень важный эпизод. Читатель познает быт Обломовки, образ жизни маленького Илюши и его родителей и делает для себя вывод. Конечно юнец, росший в «тепличных» условиях, смотревший на маму и папу, день за днем проводивших время в пустых разговорах, смотря в окно, мог вырасти только таким человеком, как Обломов. Причиной же такого жизненного застоя является крепостнический уклад жизни. Дворянин был полностью обеспечен за счет труда крепостных, соответственно он мог целый лежать на диване, при этом получая достаточно средств, чтобы прокормить себя и прислугу, а как следствие – застой в развитии страны и общества.

После выхода романа в свет мнения насчет героя разделились. Добролюбов критически относится к герою: «Обломов заражен коренным противоречием между словом и делом, мечтательностью и практической никчемностью. В Обломове типичный комплекс « лишнего человека» доведен до парадокса, до логического конца, за которым – распад и гибель». Вторая точка зрения принадлежит А.В. Дружинину: «Обломовщина гадка, ежели она происходит от гнилости, безнадежности, растления и злого упорства, но ежели корень ее таится просто в незрелости общества и скептическом колебании чистых душою людей перед практической безурядицей, что бывает во всех молодых странах, то злиться на нее значит то же, что злиться на ребенка, у которого слипаются глазки посреди вечерней крикливой беседы взрослых людей…».

Я согласен с мнением Дружинина и не считаю Обломова «лишним человеком», занозой в обществе. Обломовщина – это болезнь, болезнь в масштабах всей страны, а Обломов – больной, его надо исцелить, разбудить, но для этого нужно лекарство и желание самого больного. Такими лекарствами в романе выступают Ольга и Штольц.

Андрей Штольц – старый друг Обломова, его полный антипод. Очень деятельный и активный, постоянно находящийся в разъездах. Участвующий в различных компаниях Штольц всегда помогает ему, пытается расшевелить, разбудить, но делает это он не от сердца, а, как истинный немец, с холодным и пунктуальным расчетом, в его действиях чувствуется какая-то незаконченность.. Друг зовет Обломова за границу, заставляет купить дорожный чемодан и пальто, но, в конце концов, уезжает сам, а Илья остается на месте.

Автор пытался соединить в Андрее немецкое трудолюбие и расчетливость с русской мечтательностью и мягкостью, с философическими раздумьями о высоком предназначении человека. Но синтеза немецкой практичности и русской душевной широты у Гончарова не получилось. В Штольце ум преобладает над сердцем. Это натура рациональная, подчиняющая логическому контролю даже самые интимные чувства и с недоверием относящаяся к поэзии свободных чувств и страстей. Именно по этим причинам Штольцы не могут исцелить обломовщину!
Перед своим отъездом Андрей познакомил Обломова с замечательной девушкой, Ольгой Ильинской, «чудесным созданием, с благоухающей свежестью ума и чувств». Поймав не себе беспрестанный Ольгин взгляд, Обломов нашел новое для себя чувство. В нем наметилась перемена: «С этой минуты настойчивый взгляд Ольги не выходил из его головы. Напрасно он во весь рост лег на спину, напрасно брал самые ленивые и спокойные позы – не спится, да и только. И халат показался ему противен, и Захар глуп и невыносим, и пыль с паутиной нестерпима». Любовь становится для него испытанием всех нравственных сил, проверкой его способности к возрождению для новой жизни.

Ольга пела ему, как никогда никому не пела, и слова исходили из самого сердца, они трогали Обломова до глубины души, в нем играла жизнь:
- Посмотрите в зеркало, - продолжала она, с улыбкой указывая ему его же лицо в зеркале,- глаза блестят, боже мой, слезы в них! Как глубоко вы чувствуете музыку!...
- Нет, я чувствую… не музыку,… а… любовь! – тихо сказал Обломов.
В эту минуту он говорил душой, а не разумом, и причина этому – его оторванность от светской жизни, от высшего света, который был наполнен лестью и неискренностью.

Летом Обломов часто видится с ней, он признается ей в любви и у них развиваются отношения. Развиваются и сами герои. Она не та юная беззаботная девушка, какая была раньше, на ее лице не было уже свободы и непринужденности, позволяющей высказывать все, что на уме. Обломов и думать забыл о прежней жизни, он читал книги, много гулял и никогда не спал днем.

В то же время он чувствует, что отношения с Ольгой не могут всегда быть их личным делом; они непременно обернутся множеством условностей, обязанностей. Надо будет «соответствовать», заниматься делами, стать членом общества, главой семьи и так далее. У Ильи появляются сомнения, иногда его посещают мысли о том, что любовь Ольги к нему является ошибкой и что ей потом будет стыдно об этом вспоминать, его стесняют взгляды родных героини, он боится чужих мнений. В конце концов, эта нерешительность и слабохарактерность приводят к разрыву. У Ильи Ильича не хватает силы воли, чтобы поехать и разобраться, что там происходит в Обломовке, чтобы открыто объявить о своих отношениях с Ольгой Ильинской. Они встречаются все реже и реже. Но сила обломовщины оказалась сильнее и он проваливает испытание любовью, возвращается к своей старой жизни. Лень, страх перед трудностями поглотили все его порывы к деятельности, и в этом виноват уже не крепостнический строй, а только Обломов и Ольга Ильинская. Действительно, она любит не самого Обломова, а то, что указал ей Штольц, собственное отражение, даже в минуты увлечения не забывая о своей высокой миссии: «… ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем».

В финале романа Ольга выходит замуж за Штольца. Окруженная мещанским комфортом, она все чаще начинает чувствовать грусть и тоску. Ее тревожат вечные вопросы о смысле жизни, о цели человеческого существования. «Мы не титаны… мы не пойдем с Манфредами и Фаустами на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту» - говорит ей муж. По сути это и есть самый худший вариант обломовщины.

Обломов не исцелился, но в нем были хорошие порывы, а значит, у многих людей того времени появилась надежда. И действительно, прошло время, на Руси отменили крепостное право, поменялось и общество, но обломовщина осталась. Только теперь


Автор сочинения: Глазкин Дмитрий
d.glaz@rambler.ru