“СОН
ОБЛОМОВА” В РОМАНЕ И.А. ГОНЧАРОВА “ОБЛОМОВ”



“Сон
Обломова” — великолепный эпизод романа
Гончарова “Обломов”. По-моему, сон это не
что иное, как попытка самого Гончарова
уяснить себ
;е
суть Обломова и обломовщины. Гончаров,
видимо, почувствовал, как почувствовал я,
читая роман, что Обломов ему мил и
симпатичен. Почему? За какие качества души?
За какие поступки?


Скорее
всего, ответ на этот вопрос писатель
получил у русской поэзии. “Сон Обломова”
сделал облик героя поэтичным и помог герою
войти в сердца читателей. В этом отношении
“Сон” сам по себе имеет несомненные
достоинства как самостоятельное
художественное произведение, роман без “Сна”
был бы произведением не оконченным, и
читатели бы так не полюбили его. “Сон”
многое разъяснил в образе героя, со многим
примирил нас. “Сон” выполнен Гончаровым
словно стихотворение, в котором не найдешь
лишнего слова и соблюдены все законы поэзии.
Онисим Суслов, на крыльцо которого можно
было попасть не иначе, как ухватясь одной
рукой за траву, а другой за кровлю избы,
сразу же становится мил сердцу читателя. А
заспанный челядинец, дующий спросонья на
квас, в котором шевелятся утопающие мухи, и
собака, признанная бешеной лишь за то, что
бросилась бежать от людей, угрожающих ей
вилами и топорами, и няня, засыпающая после
жирного обеда с предчувствием, что Илюша
пойдет дразнить козла и лазить на галерею, и
много других обворожительных подробностей.


Итак, “Сон
Обломова” расширил, узаконил и пояснил
собою многозначный образ героя. Насколько
Обломов, валяющийся на диване между
Алексеевым и Тарантьевым, кажется нам
неприятным,


настолько
тот же герой, сам разрушающий любовь
избранной им женщины и плачущий над
обломками своего счастья, глубок,
трогателен и вызывает симпатию у читателей.
Гончаров тщетно пытался сгладить
разделяющую героев черту, делающую их
отношения неестественными. Все поставил на
свои места “Сон Обломова”.


Я считаю,
что “Сон Обломова” дарит истинное
поэтическое наслаждение не только
любителям прозы, но и поэзии.