Человека всегда волновал вопрос – кто он, откуда пришел, и что с ним будет. Вопросы вечны и неиссякаемы, а ответы… ответы каждый сам находит для себя, исходя из личного опыта, сложившихся взглядов и опыта всего человечества. Искусство, будь то литература или музыка, живопись или скульптура, помогает нам в большей степени раскрывать себя, находить ответы на вопросы, становиться лучше, а порой и сильнее. Создавая свои произведения, любой писатель рисует целую галерею образов, наделяя каждого тем или иным характером, определенной судьбой. Авторская позиция может лежать на поверхности или исходить от героя, и тогда читатель с легкостью воспринимает эту позицию. Но ведь человек сложен и многогранен, и простым описанием здесь уже не обходится. Автор может затронуть глубокие, порой не понятные с первого прочтения струны человеческой души и становится сложно разобраться в том, что хотел передать писатель. Но тем и интереснее становится он нам. Русской литературе с ее глубочайшими нравственно-философскими корнями как раз и свойственен поиск ответа на вопросы – кто такой человек? Что кроется внутри него? Сила или слабость? Добро или зло? Найти ответы на такие вопросы пытались многие авторы, но особо хотелось бы выделить гений Максима Горького – новатора и гуманиста.

Уже в ранних своих произведениях Горький задавался такими вопросами. В более поздних сочинениях он расширил круг вопросов – истина или сострадание? Спасительная ложь или губительная правда? Пьесу «На дне» Горький создал, судя по его утверждению, после многолетних наблюдений за жизнью простых людей. Произведение было создано более восьмидесяти лет назад, в 1902 году. Явно видно, что она была написана не в угоду читающей публике – в ней отразилась жестокая правда жизни низов, падение и крах человека. Да и само название пьесы получилось говорящим само за себя – «На дне». Люди, попавшие на «дно», уже никогда не смогут выбраться наверх - к свету, к нормальной жизни…

Обитатели «дна» - жители костылевской ночлежки – оказались выброшены обществом из жизни. «Дно» грозит споткнувшимся, слабым, выбившимся из колеи людям нравственной или физической гибелью. При первой встрече с обитателями ночлежки видно, что перед нами предстают страдающие и очень одинокие люди. Здесь оказались люди с разными характерами и разным социальным положением – рабочий Клещ, бывший актер, сын вора Пепел, умирающая женщина и Настя, живущая мечтами о большой любви. Горький не дает полной биографии героев – лишь по немногим чертам, репликам можно понять отдельно трагизм каждого. К примеру, Анна – трагичный образ женщины, умирающей в муках. Вот, что она говорит о себе: «Не помню, когда я сыта была…Над каждым куском хлеба тряслась…Всю жизнь мою дрожала…Мучилась…как бы больше других не съесть…Всю жизнь в отрепьях ходила…всю мою несчастную жизнь». Опустившись на самое «дно» после многих лишений, люди стали безжалостны и к себе, и к другим. В ответ на свои жалобы люди получают только смех и издевательства со стороны окружающих. Барона, живущего за счет Насти, забавляют ее фантазии и слезы. Каждый замкнут на своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не слушая тех, кому может быть тоже нужна помощь.

Рисуя обитателей костылевской ночлежки, Горький решительно вскрывает бессилие этих людей. Сделать что-нибудь, изменить свое плачевное положение не может никто из них. Остается один выход – уйти от жестокой реальности в мир иллюзий – Настя уходит в воображаемый мир любовных романов, Актер живет воспоминаниями о былой славе, расцвечивая ее все более яркими красками.
В среде таких ожесточенных людей и появляется Лука, выполняющий роль утешителя. Ваське Пеплу – сыну вора он рисует картины вольной и свободной жизни в Сибири, пьянице Актеру он сообщает об устройстве специальных лечебниц, где лечат алкоголиков. В каждом Лука сеет зерно надежды и утешения. Жаль только, что все его обещания основаны на лжи – нет в Сибири вольной жизни, нет тех лечебниц, обещанных Актеру. Лука верит в спасительную силу лжи над жестокой правдой, чем и губит «ночлежников». Сам ход событий опровергает философию Луки: сводит счеты с жизнью Актер, Ваську Пепла ссылают в Сибирь, умирает Анна.

Философию Луки отвергает Сатин – один из обитателей ночлежки, бывший телеграфист. «Ложь – религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека!» - заявляет он в споре. Созвучную позицию занимает и сам автор – не нужно жалеть самого себя, утешать страдающих, намеренно вводя их в обман. Нужно раскрыть глаза на жизненные противоречия и невзгоды и бороться с ними. В следующей реплике, произнесенной Сатиным, можно услышать авторскую позицию: «Все – в человеке, все для человека. Существует только человек…Че-ло-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью…»

Вряд ли кто-нибудь сможет очертить грань добра и зла, правды и лжи. Каждый из нас с легкостью отличит черное от белого, но что же делать с оттенками серого? Человек в своей жизни все подвергает сомнению, но в последнюю очередь ему придет в голову подвергнуть сомнению свои собственные мысли. Хотя, если вдуматься, что может быть более несовершенным?

«У каждого своя правда», - и это единственная истина, которую можно принять на веру. Человек так склонен осуждать других, оправдывать себя и самое странное – «причесывать» всех под одну, выставленную им единолично, гребенку.
Человеку в любую эпоху было свойственно искать крупицу истины за широкой стеной общих фраз. В поисках истины проходит вся наша жизнь. Мы не можем примириться с этим, но и отказаться – тоже не в наших силах.