Что лучше: истина или сострадание?

(По пьесе М. Горького < На дне>)

Проблемы, конфликты,сюжеты горьковских пьес принадлежат вчерашнему дню,воспитательная же их роль,их сильное и умное влияние обращены к дню нашему,сегоднешнему.(И.Вишневская)

Пьеса начинается с описания мрачного быта костылёвской ночлежки,который изображён Горьким как воплощение социального зла. Автор описывает этот приют убогих и <сирых>. <Подвал,похожий на пещеру.Потолок-тяжелые,каменные своды,закопчённые,с обвалившейся штукатуркой>.Здесь собрались разные люди : мужчины и женщины,старые и молодые, здоровые и больные.Уэтих людей настоящее ужасно,а будущего нет.И из всех этих ночлежников Горький выделяет двоих:Сатина и странника Луку-это две противоположные философии.

С появлением Луки в ночлежке многое изменилось.На восхищение Анны его добротой странник говорил о себе: <мяли много, оттого и мягок>.Его тяжелый жизненный опыт и бесприютные скитания обусловили основные черты его психологии.Среди них острый интерес и сострадание к людям. < Понять хочется дела человеческие,>-определяет своё главное желание Лука.Он понимает всех обитателей ночлежки и каждого в отдельности.Внимателен к бедам и страданиям ночлежников.Удивительно ли,что к страннику тянутся жители костылёвского подвала! Лука кажется им единственным защитником несчастных.Он считает,что человек достоин жалости,что людям правда не нужна.Лука успакаевает,вселяет надежду своими сказками о лучшем .Ложь в этой ночлежке связана с именем Луки.На тёплое слово тянутся к старику отчаянные,и он им предлагает иллюзорный выход.Почти каждый ночлежник получает ложную надежду нав спасение.Всплеск иллюзий заслоняет истиное положение вещей от несчастных.Лука вездесущ-успевает поговорить почти с каждым.Лишь трое-Сатин,Бубнов,Барон уклоняются от советов старика .Избиение Наташи Василисой,арест Пепла,убившего в драке Костылёва,самоубийство Актёра.Трудно представить другой,столь же сильный исход опасной деятельности Луки.

Полной противоположностью странника был Сатин.Он верно расценил действенность убеждений Луки и сделал далеко идущие выводы: <Всё в человеке,всё для человека! Существует только человек,всё же остальное-дело его рук и его мозга>.

Зрелость суждений всегда отличала Сатина,он считал,что нужно посмотреть правде в глаза,поверить в свои силы и изменить мир к лучшему.Сатин не прощал <ложь из жалости> к несамостоятельным людям.Он привёл ночлежников к соприкосновению с истиной. А реальность для них губительна,например,Актёр обрывает собственную жизнь.И его уход из жизни-результат гибели его иллюзий(надежд на излечение от алкоголизма)-это шаг человека ,не сумевшего осознать подлинной правды:Мне кажется,что правду не нужно скрывать от людей ,несмотря ни на что,а смерть Актёра не из-за того ,что Сатин <открыл ему глаза>,а из-за его слабости и доверчивости.Человек не может действовать на основе своего сознания,его нужно подталкивать к этому.И это лучше делать ,не скрывая от него правду. А действия ,которые он предпринимает , полностью будут зависеть от него. Человек сам творец своей судьбы и винить правду не нужно.

Лучше горькая правда ,чем сладкая ложь.