«Не всегда правдой душу вылечишь...» (По пьесе М. Горького «На дне».)

Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не сумеет, -
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
Жан-Поль Беранже

Правда и ложь.… Два противоположных полюса, связанных не-разрывной ниточкой. Что более необходимо человеку? Странно
ста-вить такой вопрос. Ведь с самого детства нам прививают понятие о правде как о положительном качестве, а о лжи как об
отрицательном.
В обычной ситуации, может быть, это и не всегда так важно, что вам скажут: правду, истину – или солгут в очередной раз.
А если дело касается, к примеру, пациента и врача, когда доктор не сомневается в том, что больной не доживет до
следующего дня. Он не знает, как ему поступить: сказать все в глаза или промолчать, скрыть. Вот он – вечный философский
вопрос. Вопрос о правде и святой лжи.… Эту проблему поднимает и М.Горький в своей пьесе «На дне».
В девятисотые годы в России разразился жестокий экономиче-ский кризис. Под давлением тягчайшего экономического гнета
опус-калось на «дно» жизни огромное количество людей. В пьесе «На дне» М.Горький рисует нам потрясающие картины жизни
капиталистиче-ского «дна», которое представлено в виде костылевской ночлежки.
Основной конфликт драмы – конфликт в душах героев, в их вос-приятии мира, человека, правды, конфликт между реальным и
же-лаемым. Здесь-то и зарождается спор о правде.
В интервью корреспонденту «Петербургской газеты» М.Горький, касаясь проблематики своей пьесы, говорил: « Нужно ли
доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Этот вопрос не субъективный, а общефилософский». Так
ставит про-блему М.Горький.
Лука и Сатин размышляют о человеке, его силе, его правде, об отношении к человеку: «Человек – вот правда».
Лук…. С появлением этого человека в ночлежке души ее обита-телей становятся взбудораженными, мысли – интенсивней,
собран-ней. Лука – странник, проповедующий добро, любовь и уважение к людям. Это человек, который любит размышлять. Ему
не откажешь в уме, он стремиться к истине.
Лука не главный герой пьесы. Он лишь композиционный центр драмы, вокруг которого строится основной конфликт. Появление
Лу-ки – завязка пьесы, его исчезновение – кульминация.
Лука – интересный герой, вызывающий огромное количество споров вокруг себя. Для того чтобы попытаться понять, кто же он
та-кой, обратимся к автору. Сам М.Горький утверждал, что Лука – жу-лик, обманщик и имя у него Лука – «лукавый».
Лука – тонкий психолог. Он сразу же угадывает, что нужно лю-дям, и тут же им предоставляет ту утешительную мудрость, ту
сказ-ку, которая для обитателей ночлежки становится бальзамом, зажив-ляющим все раны. Таким образом, Лука стремится не к
изменению общественных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди.
Жалостливость – вот та изюминка, за счет которой Лука завое-вывает симпатии окружающих. Жалостливость и внушение
ложной, мимолетной иллюзии в бесперспективной жизни ямы, дна, бездны, из которой уже не выбраться! Кто-кто, а Лука это
понимает лучше всех!
Он сам не верит в свою «правду». И знает, что все сказанное им – бред, вымысел или неосуществимая затея, но заботит ли
его это? Думает ли он о последствиях своей утешительной сказки?
Нет! Ему это не интересно! И доказывает это он своим исчезно-вением. Да! Он исчезает, растворяется как раз в тот
момент, когда люди, которым он вскружил головы, нуждаются в его словах, в его советах, в этих самых выдумках более всего
на свете.
Лука вместо того, чтобы собрать и объединить силы для борьбы, длительной и тяжелой, наоборот, расслабляет жителей
ночлежки.
Каждый из г6ероев пытается вырваться. И Лука усилил это их желание. Но как горько становится всем после осознания
полнейшего несоответствия между социальным положением героев и их внутрен-ним миром.
Нет, не нужна людям «дна» «правда» Луки. Она отбирает силы для борьбы с действительностью с целью достижения счастья,
для которого и создан человек.
Обитатели ночлежки слабы, они несостоятельны: с исчезновени-ем из их поля зрения Луки уходит их мечта о новой жизни,
зажжен-ная странником. Все остается по-старому.
Совсем другой человеческий тип, совсем другая жизненная по-зиция представлена в образе босяка Сатина. Сатин – борец за
спра-ведливость. Он и в тюрьму попал, потому что вступился за честь сво-ей сестры. Человеческая несправедливость и годы
страшной нужды не озлобили Сатина. Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но он не видит выхода, облегчения страданий
в простом утешении лю-дей. Именно в его уста писатель вкладывает монолог в защиту чело-века и человеческих прав:
«Человек свободен, он за все платит сам».
Образ Сатина оставляет двойственное ощущение, ощущение контраста между высокими помыслами, благородными стремления-ми и
общим пассивным существованием героя. Он выше всех по уму и по силе характера, но все же чувствует себя уютно в
костылевской ночлежке.
Какова же правда Сатина? Никакой позитивной программы у не-го нет, но, в противовес позиции Луки, Сатин решительно и
беспово-ротно отрицает ложь, называя ее «религией рабов и хозяев».
Так что же нужно человеку: настоящая правда или утешающая ложь? Спорьте, критики! Спорьте, философы! Найдете ли вы
единый ответ? Нет, наверно. Потому что люди испокон веков пытаются най-ти решение вопроса и будут еще долго искать….