НРАВСТВЕННЫЕ
ПРОБЛЕМЫ СВОБОДНЫХ ЛЮДЕЙ В РАННИХ
РАССКАЗАХ М. ГОРЬКОГО



Жизнь
Горького была насыщенной приключениями и
событиями, крутыми поворотами и переменами.
Свою литературную деятельность он начал
гимном безумству храбрых и рассказами,
прославляющими человека-борца и его
стремление к свободе. Горький хорошо знал
мир отверженных. Ведь вместе с ними он
прошел многие версты по дорогам России,
работал в портах, пекарнях, у богатых хозяев
в деревне, вместе с ними ночевал под
открытым небом, часто засыпая

голодным:
“Хождение мое по Руси было вызвано не
стремлением ко бродяжничеству, а желанием
видеть — где я живу, что за народ вокруг
меня”, — писал Горький в 1910 году. Именно
этот период жизни писателя нашел отражение
в таких его ранних произведениях, как
Старуха
Изергиль”, “Челкаш”, “Макар Чудра” и
другие.


Эти
рассказы являются не только поэтическими
легендами, в них — живая жизнь с ее идейными
исканиями и противоречиями. Эти
произведения произросли на реальной почве.
Своими ранними романтическими рассказами с
яркими, страстными и вольнолюбивыми
героями Горький стремился разбудить души
мещан. Им, этим мещанам, отчаявшимся и
опустившимся, Горький противопоставляет
своих самоотверженных героев: Данко,
цыганскую вольницу, гордые натуры
свободолюбивых людей
,
которые предпочитают смерть подчинению
даже любимому человеку. Удалой молодец
Лойко и красавица Радда гибнут, отказываясь
от любви и счастья, ради которого надо
пожертвовать свободой. Радда и Лойко
стремятся быть вольными как ветер, спутник
их табора. Их независимость и гордость
восхищают и привлекают внимание, но и
обрекают этих героев на одиночество и
невозможность счастья. Они не становятся
рабами своего чувства. Они готовы отдать за
свободу жизнь. И не может “красавец Лойко
поравняться с гордой Раддой”, потому что
перед ним было два пути: убить Радду или
убить себя, и он выбрал самый жестокий путь,
забыв об отце девушки, Даниле. Своей гибелью
они утверждают, что счастье — это свобода.
Эту мысль Горький выразил устами Макара
Чудры, который свою историю о Лойко и Радде
предваряет следующими
(словами:
“Ну, сокол, хочешь скажу одну быль? А ты ее
запомни и, — как запомнишь, — век свой
будешь свободной птицей”. Среди гордых и
свободолюбивых героев умудренная жизнью

старая
Изергиль с особенной силой выражает мысль
писателя об
ответственности
человека за себя, свои действия и поступки.
Ста
pyxa Изергиль,
рассказывающая чудесные сказки и так
любящая
“красивых
и сильных”, прожила жизнь, наполненную “жадной


любовью”.
Она была подчинена этой ненасытной страсти,
но в


любви она
была свободнее и не позволяла ни унижать
себя, ни даже подчинять. Она прекрасно
понимала людей, ценила в них лучшее, но
искала только любви, и когда любовь
проходила, то человек для нее как бы умирал.
“Я никогда не встречалась с теми, кого
любила. Это нехорошие встречи, как с
покойниками”. Через всю свою жизнь
пронесла Изергиль чувство человеческого
достоинства; его не могли сломить ни
превратности судьбы, ни опасность смерти,
ни страх потерять любимого человека,
лишиться любви. История ее жизни — это
история свободы и красоты высших
нравственных ценностей человека.


Ее рассказ
о самоотверженном, героическом подвиге
Данко кажется нам реальной историей,
свидетельницей которой была сама Изергиль.
Изергиль противостоит интеллигентам,
которые потеряли волю к жизни. Но кто же те
люди, ради которых Данко пожертвовал своей
жизнью, кого он вывел из тьмы леса и болот на
свет и свободу, осветив им дорогу своим
горящим сердцем? Это те же люди, против
которых борется и Изергиль. Этим
произведением Горький призывает
современников к борьбе за свободу и счастье
народа, причем немедленно. Или же взять
высшее развитие гордости и вольнолюбия в
получеловеке Ларре. Ведь в простом человеке
они бы просто не смогли так проявиться. А
вот наказание для Ларры было вполне
человеческое. “Человек оплачивает все сам”,
— говорит Изергиль. Ларра же “хотел иметь
все и сохранить себя цельным”. Он вроде бы и
получил все, стал свободен, но все
полученное без жертв обесценилось,
потеряло смысл. Ларра, Данко, Лойко Зобар —
все они
могут
расстаться с чем угодно, только не со
свободой.


Герой
Горького, запечатленный в “Челкаше” и
многих других произведениях (“Коновалов”,
“Бывшие люди”), — это человек, ищущий
истину, жаждущий справедливости, но
натыкающийся на стену отверженности,
становится анархистом. Челкаш не может
найти любовь к свободе и поэтому
превращается в индивидуалиста-эгоиста,
которого жизнь толкает на преступления. В
Челкаше Горького привлекает то, что он
способен искать правду и смысл жизни.
Челкаш, конечно, романтичен.

Он силен,
смел, мужествен, по-своему благороден, он
способен бросить трусливому и жалкому
Гавриле, который едва не убил его, все свои
деньги. Челкаш, как и все герои раннего
творчества Горького, ищет свободу, но его
свобода носит ущербный характер: в ее
основе тот же примитивный инстинкт
собственника, что и у Гаврилы, которому он
завидует: “сам себе хозяин”, “своя земля”,
“твой дом”... “Ты можешь требовать от
всякого уважения к тебе” — таковы
рассуждения Челкаша.


В целом,
Горький как бы открыл нам, что есть где-то,
не за морями и океанами, а у нас в России
гордые и вольнолюбивые люди. Эти свободные
герои противостоят отвергнувшему их
обществу своим свободолюбием,
независимостью, широтой души и
человечностью. В ранних рассказах Горького
наблюдается широкая панорама жизни рабочих,
крестьян, ремесленников, интеллигентов. Это
и бродяги, и воры, и представители молодой
буржуазии. Перед нами возникает именно
реальная, а не выдуманная жизнь. И самое
главное то, что о ком бы ни писал Горький, в
центре его событий — личность. Автор
выбирал все самое важное и существенное, а
отбрасывал “все случайное”, что может
помешать показать человека таким, каков он
есть.


Все герои
раннего творчества Горького нравственно
эмоциональны и переживают душевную травму,
выбирая между любовью и свободой, но они
выбирают все же последнее, обходя любовь
стороной и предпочитая только свободу.